Олег Иванов: Сегодня якутское кино даже больший бренд, чем российское

Киноэксперт в эксклюзивном интервью ЯСИА поделился своими мыслями по поводу развития кинематографа в республике и в России в целом
10:00, 14 сентября 2018
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В минувшие выходные Якутск посетил Олег Иванов, партнер «Лаборатории стратегических решений», организации, специализирующейся в проведении научных исследований и разработок в области общественных и гуманитарных наук. Киноэксперт в эксклюзивном интервью ЯСИА поделился своими мыслями по поводу развития кинематографа в республике и в России в целом, поразмышлял, зачем изучать культурную среду регионов России и кто он – новый герой отечественного кино.


Насколько я знаю, Вы в Якутске не впервые. Чему в этом году была посвящена Ваша поездка?

— Я выступил с докладом о развитии в республике креативных индустрий и творческих кластеров на открытии «Точки кипения» в Якутске, а на следующий день состоялся ряд встреч, связанных с системным развитием якутского кино. Киноиндустрия сегодня зависит от трёх сил: власти, сообщества и бизнеса. Сообщество может быть сильным, но отсутствие поддержки власти и внимания бизнеса неизбежно приводит к тому, что сообщество оказывается бессильным. Хотя в Якутии традиционно власть принимает участие, оказывает внимание и опеку. И мои встречи здесь были необходимы для того, чтобы понять, в чём состоит следующий шаг.

— И в чём?

— Я полагаю, что, во-первых, должна произойти перезагрузка «Сахафильма».

— В идеологическом плане или техническом?

— В индустриальном. Отношение «Сахафильма» к якутскому кино, на мой взгляд, должно измениться. Это должна быть кинофабрика, своего рода инкубатор, каким сейчас являются, например, «Мосфильм» или «Студия Горького» — инфраструктурный для киноиндустрии объект с павильонами, техническим оснащением и помещениями для независимых студий. На территории студий, которые я привожу в пример, работает огромное количество независимых студий, режиссёров и продюсеров, которым фабрика обеспечивает необходимую техническую поддержку, в том числе, в вопросе привлечения специалистов по компьютерной графике. А в части кинопроизводства и получения финансирования «Сахафильм» должен наравне с другими независимыми киностудиями участвовать в конкурсах и отстаивать свои проекты.

Во-вторых, я полагаю, что система финансовой господдержки кинопроизводства должна проходить на конкурсной основе через питчинг. Это обязательно должны быть открытые конкурсы, продюсеры должны приходить вместе с режиссерами и отстаивать свой проект.

— А сегодня такой системы нет?

— Есть в целом в России. Я участник трёх экспертных советов: в Минкультуры и в «Фонде кино». Ежегодно мы рассматриваем огромное количество проектов, у нас есть открытая защита, которая транслируется в интернете, и каждый может узнать, кто претендовал, и кто в итоге получил государственную поддержку.

А в-третьих, в самом киносообществе республики должны произойти изменения, оно сегодня слишком разобщено. Очень слабую роль играет региональное отделение Союза кинематографистов. Они чаще выступают с критикой, нежели с предложениями. И при этом за много лет я не слышал, чтобы они приняли в ряды Союза кого-то из молодых. Это сильно мешает их интеграции в киноиндустрию, и их пассивная роль точно не помогает развитию кино. Сейчас, когда мы принимали участие в открытии «Точки кипения» в Якутске, говорили о креативной индустрии. Было высказано предложение о создании в республике общественного совета по развитию кинематографии для консолидации кинематографистов и обсуждения различных предложений. Сегодня, после окончания выборов, людям, пришедшим во власть, очень важно услышать, что по поводу развития регионального кино думает сообщество. Это первоочередной вопрос.

— Как Вы оцениваете отношение нового руководителя Якутии Айсена Николаева к кино и в целом к креативным отраслям?

— В этот мой приезд мы познакомились, но, к сожалению, обстоятельно побеседовать не удалось. Николаев верит в развитие кино и креативных индустрий в республике. Я задаюсь вопросом: «Почему кино здесь так развито?». И мне кажется, это вызвано тем, что людям на этих огромных территориях и в самых сложных климатических условиях во все времена приходилось выживать, отсюда это уникальное мышление, находчивость и креативность. В Якутске я уже несколько раз был в Краеведческом музее и видел на фотографиях лица уникальных людей прошлых лет, наших соотечественников. Думаю, что в республике сегодня большой потенциал именно в развитии креативных индустрий. И в создании продукта не только для внутреннего пользования, но и для всего мира. Здесь уже есть студия компьютерных игр, которые покупают во всём мире, здесь снимают свое кино…

Если несколько лет назад это было молодое кино, которое было сложно высоко оценивать, то в этом году якутский фильм «Царь-птица» режиссера Эдуарда Новикова победил на Московском международном кинофестивале. А это высокая планка. Не побоюсь такого сравнения, но на мой взгляд, современное русское кино в меньшей степени бренд в мире, чем якутское. Это связано с тем, что оно национальное, глубоко связанное с культурными традициями. Поэтому и востребовано.

— Но ведь в широкий прокат якутские ленты не выходят, разве что «Мой убийца» Костаса Марсана. Да и он шёл в будние дни глубокой ночью… 

— Главное, якутское кино видят в республике. А говорить о российском прокате пока действительно сложно, потому что ещё не сформирована потребность в таких фильмах у российского зрителя. В частности, это связано с большим числом голливудских фильмов, на которых воспитывался наш зритель последние 20 лет, но сейчас он уже постепенно привыкает к хорошему российскому кино. Несколько лет назад мы проводили исследования, и зрители говорили: «Я не пойду на этот фильм, потому что это русское кино». Ведь если ты идешь на голливудские фильмы, то это гарантированное качество, спецэффекты, адреналин, а русские фильмы были в этом смысле неоднозначны. Но появилось сразу несколько очень хороших наших картин, и зритель, ждавший возвращения русского кино, проголосовал ногами – теперь уже четверть посещений приходится на русские фильмы. Сегодня много зрителей выбирают отечественное кино, оно им нравится. Там может быть меньше экшна и трюков, но наш зритель любит смысловое кино. А фильмы, которые делаются в Якутии, с удовольствием здесь и принимаются, и даже окупаются. Я думаю, до российского проката им уже совсем недалеко.

Для этого якутское кино должно начать ориентироваться не только на местную целевую аудиторию, а становиться более универсальным. Хотя здесь тоже есть нюанс: универсальное кино теряет свои уникальные черты. Да, Голливуд делает универсальное, синтетическое кино с универсальными героями, историями и шутками, но даже там в последнее время уделяется внимание фильмам, ориентированным на локальные территории, копродукции с тем же Китаем, например, чтобы привязать фильм к местной ментальности.

— В 50-х годах в России снимали фильмы в стиле «Девчат» с образцово-показательными героями, в 70-х — в моду вошли романтики, вспомним «Иронию судьбы», в 90-х появились фильмы Дмитрия Астрахана с потерянными, но крепкими героями Александра Збруева. Каков сегодня герой российского кино?

— Российское кино сейчас ищет героя нашего времени. Очень успешно прошли ленты, связанные с героями прошлого: спортивные фильмы, или тот же «Высоцкий. Спасибо, что живой». По советскому времени сегодня есть ностальгия, и при этом есть попытка найти современного героя, может быть, образ Козловского как раз связывается с этим. Фильм «Духless», наверное, и был таким вызовом, попыткой этого героя найти. Если для американского кино характерная тема — обретение свободы через любовь, то для русской души, наоборот: через свободу к любви, в этом и есть формула «Духless».

— А на героев прошлого мы смотрим, потому что нам там, в прошлом, всё понятно, а в настоящем нет? 

— Потому что это истории известных людей, и больше шансов, что фильм будут смотреть (улыбается). Для кинематографистов это лишь снижение рисков. А с точки зрения образов, идеологии… Какая Россия, такое и кино. Ничего иного не может быть. Хотя… у художников креативное мышление, они видят дальше, и поэтому к ним обращаются, когда хотят заглянуть в будущее. Но и здесь важна коммуникация между художниками и зрителями.

— Какие ещё решения и проекты обсуждались на открытии «Точки кипения» в Якутске и на площадке в «Пространстве» с общественностью?

— Ещё одно системное важное решение связано с расширением проката. У руководителя якутской республиканской киносети Петра Чиряева есть социально-значимый проект, который связан с кинофикацией всей республики – небольших населенных пунктов, куда кино раньше прийти не могло. Если этот проект будет поддержан на уровне руководства республики, то не меньше двухсот населенных пунктов, где сегодня нет кинопоказа, присоединятся к республиканской киносети. Осознайте цифру — 96 % населения будет иметь возможность посмотреть кино в современном зале! При этом проект не требует установки очень дорогого оборудования, он экономичен. Также он в некоторой степени обеспечит возвратную часть средств от проката, которые будут вкладываться… снова в развитие якутского кино.

— У республиканской киносети уже, насколько мне известно, есть определённые победы – в Якутии они открыли 36 кинотеатров.

— Это уникальная ситуация! Ведь Якутия — регион с низкой плотностью проживания населения. Но в Якутии очень любят ходить в кинозалы и смотреть кино. В прошлом году мы провели анализ и выяснили, что в России если в среднем на определенном фильме в зале сидело 17 зрителей, то в Якутии на этом же фильме — 34 человека, то есть в два раза больше!

— А не связано ли это с тем, что долгой зимой теплее всего сходить в кино?

—  В том то и дело, что мы замеряли летом! (смеется). Ещё хочется отметить, что в нашей работе в «Точке кипения» активное участие принимала и.о. зампреда Якутии Ольга Балабкина. Ее заинтересовали наши предложения по развитию якутского кино. Это важно для бренда республики, это важнейшая социальная задача и это – развитие культурной среды. В апреле мы выступали в Совете Федераций в парламентских слушаниях, где заявили о национальной культурной инициативе, в основе которой – креативное развитие территорий и культурный суверенитет. Да, у нас сегодня есть национальная технологическая инициатива, которую разворачивает Агентство стратегических инициатив, но всегда есть опасность, что высокообразованный специалист без культурной привязки к территории, уехав куда-либо, и чувствуя себя там комфортно, не захочет возвращаться.

У нас есть несколько базовых тем. И первоочередная – глубинное исследование культурной среды территорий. На этой основе будет укрепляться экспертное сообщество, которое займется развитием творческих кластеров, разработкой и реализацией творческих проектов. Изучать мы будем порядка 40 сегментов: это народные промыслы, эпос и традиционная культура, современное искусство, классическая музыка, кино, театр, и национальная кухня …

— Это будет реализовываться во всех регионах?

— Пока мы планируем пять пилотных регионов, где проведём глубокий анализ культурной среды. В число этих пяти войдут Ульяновск, Екатеринбург, Крым. Хотелось бы, чтобы и Якутия тоже, как представитель Дальнего Востока. По итогам мы сформируем рекомендации о том, как среда должна влиять на социально-экономическое развитие территории, что необходимо сделать. Важно здесь и понятие «бренд региона», который всегда влияет на его инвестиционную привлекательность. Мне кажется, глава Якутии это понимает. И важно то, что сейчас во власть приходят люди, не готовые принимать решения без предварительного анализа и исследований.

— И в завершении не могу не спросить, вот я очень люблю советский фильм «Неподдающиеся», а какое кино любите Вы?

— Интересный вопрос (задумался). Я люблю фильмы, которые заставляют плакать и смеяться, кино, которое трогает, фильмы, отобранные временем. Сегодня ошибочно считают, что раньше снимали только хорошее кино, а сегодня Бог знает что. Поверьте, тогда тоже снимали «Бог знает что», только время всё расставило по своим местам, и до нас дошли изумруды. Современные фильмы время тоже отфильтрует, вот только что именно станет изумрудом, мы вряд ли сегодня угадаем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
29 марта 29.03
  • -14°
  • $ 92,26
  • 99,71

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: