Обломки сбитых экипажей и опасные экспедиции. Какие тайны хранит музей боевой славы Якутска

Хранилище сведений о боевых и трудовых подвигах воинов-якутян сохраняет память о великих событиях
21:33, 09 мая 2022
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Обломки сбитых экипажей легендарной перегоночной трассы Аляска-Сибирь, личные вещи героев-якутян, исторические предметы из порой опасных экспедиций не только по Якутии но и всей стране — стены музея боевой славы при региональном отделении ДОСААФ Якутии хранят порядка двух тысяч экспонатов. Хранилище сведений о боевых и трудовых подвигах ветеранов, воинов-якутян сохраняет память о великих событиях, передавая ее из поколения в поколение, передает ЯСИА.

Музей боевой славы при региональном отделении ДОСААФ создали в 1995 году. За эти годы его стены накопили богатую историю, а уникальные экспонаты военных времён рассказывают о подвигах героев, защищавших и отдавших жизнь за Родину и мирную жизнь. Некоторые экспонаты здесь можно взять в руки и даже прикоснуться к легендарному оружию победы.

Музей разделён на три тематических зала. Первый зал посвящен истории якутян, участвовавших практически во всех крупных боевых сражениях. Здесь основной композицией является панорама Сталинградской битвы, написанная художниками Поповыми.

«Раньше на базе этого музея собирался клуб «Ветеран». Проводили свои встречи ветераны Великой Отечественной войны, тогда они были еще полны сил, их было много. Здесь они отмечали праздники, встречались со школьниками и трудящимися, делились с ними своими воспоминаниями», — рассказал директор музея Виктор Иванов.

В зале и сейчас проводят занятия, патриотические  часы для школьников. А ведь, действительно, где, если не в хранилище исторической памяти, можно проникнуть духом патриотизма, рассказать, а главное, показать детям о том, какой ценой далась нашим дедам и прадедам свобода. К слову, видно с каким энтузиазмом дети сами расспрашивают своих родителей, сотрудников музея о том или ином экспонате, особенно мальчишек приводит в восторг оружие, которое действительно участвовало в войне. «Сейчас у детей более тактильный интерес. И одно из преимуществ нашего музея в том, что мы даём людям прикоснуться к истории. Мы не запрещаем брать предметы в руки, рассматривать, чувствовать их энергетику, но с соблюдением мер безопасности», — добавил Виктор Иванов.

Также в первом зале представлены экспонаты, которые найдены и привезены в музей из боевых регионов. К слову, при региональном отделении ДОСААФ действуют поисковый отряд «Отважный». Его участники выезжают в места, где по архивным документам значатся погибшими якутяне.

Как рассказал собеседник агентства, буквально на днях поисковый отряд работал под Ржевом: «Нашли останки пятерых бойцов в разных местах, один из бойцов при себе имел медальон. Но его мы отправили на экспертизу, так как открывать в условиях полевого лагеря не было возможности, потому что, если находишь медальон или какую-то подписную вещь, самое главное — сохранить ее для того, чтобы возможно было прочитать данные, которые на ней имеются».

Самая сложная и дальняя экспедиция, по воспоминаниям Виктора Иванова, была на Красном озере в Оймяконе. «Нам пришлось и с медведями пообщаться, пришлось очень глубоко нырять и очень высоко подниматься в горы. Хотя все прошло в течение одной недели, мы побывали в разных экстремальных условиях», — поделился он. Пока директор музея не готов раскрыть подробности экспедиции, так как многие данные еще предстоит проверить.

Второй зал музея посвящен авиаперегоночной трассе Аляска – Сибирь. Напомним, в истории Великой Отечественной войны яркой страницей, непосредственно связанной с Якутией, была перегоночная воздушная трасса Аляска — Сибирь. Когда началась война, авиапромышленность Советского Союза только приступила к массовому производству новой техники и Военно-Воздушные Силы СССР имели на вооружении еще очень мало современных боевых самолетов. К тому же значительная часть истребителей и бомбардировщиков была уничтожена противником на прифронтовых аэродромах уже в первые дни войны. Поэтому для страны имело большое значение заключенное осенью 1941 года соглашение, по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР, начиная с октября того же года, вооружение, технику, материалы и продовольствие. Основным направлением деятельности трассы была перегонка американских самолетов. За 1942—1945 гг. по этой трассе на фронты Великой Отечественной войны было доставлено 8 тысяч американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, сыгравших определенную роль в успешных военных действиях Советской Армии.

«На основе тех точек и аэродромов, которые были построены для этой трассы, в дальнейшем получила развитие вся лётная инфраструктура республики. Таким образом, многие аэродромы построены именно для трассы, но в дальнейшем перешли в гражданское ведение, и сеть наших аэропортов намного расширилась», — добавил Иванов.

Здесь жемчужиной среди экспонатов является инструкция с истребителя «Аэрокобра», найденная в 90-х годах на территории Олекминского района. Тогда же, по словам директора, найден самолет с экипажем, который захоронили в поселке Хандыга. «Больше всего этот экспонат нравится детям, так как, они с восхищением воспринимают, когда им объясняем, что такой большой экземпляр наши летчики должны были изучить за три месяца. А ведь сейчас такой же объем информации в школах задают изучить в течение года. Детей стимулирует это», — отметил директор музея.

Немаловажным экспонатом стали и останки самолетов, собранных поисковым отрядом с 1983 года. Собирали информацию, архивные документы и уточняли места крушения самолетов Сергей и Наталья Черных. Одни из самых больших обломков вынесены с места катастрофы самолета Р-39 «Аэрокобра» в Олекминском районе. 20 июля 1943 года при перелете из Якутска в Киренск командир звена 4 ПАП капитан Суслов из-за отказа материальной части был вынужден покинуть самолет, который при ударе о землю сгорел, летчик благополучно приземлился на парашюте. В дальнейшем его вывезла в Олекминск поисковая группа.

Кроме этого здесь хранятся личные вещи, фотографии, воспоминания участников экипажей. А одна из последних находок – якорь с самолета «Амфибия». Встречает на пути в зал посетителей точная копия памятника в честь перегоночной трассы Аляска – Сибирь от американского скульптора. Этот памятник олицетворял дружбу американских и советских летчиков. Оригинал стоит в городе Фэрбенкс (Аляска, США).

В третьем зале представлены экспонаты, посвященные периоду 1905 по 1965 годы. Каждый желающий может прикоснуться к личным вещам героев, военной форме, снаряжению и вооружению. Тематика зала начинается с Первой мировой войны. Именно этот зал притягивает к себе внимание всех школьников, так как здесь проходит демонстрация оружия победы.

«Это то оружие, с которым наши прадеды и деды достигли победы над нацизмом. Это советские пистолеты-пулеметы ППШ, ППС-43, ручной пулемет «Дегтярев Пехотный» ДП-2, русская трехлинейная винтовка Мосина образца 1891 года и другие», — рассказал Виктор Иванов.

Отдельно на территории ДОСААФ  регулярно проходит выставка военной техники. Сесть за руль автомобилей отечественного производства «Москвич – 408», военные вездеходы ГАЗ67, ГАЗ 69, ЗиС 5 «Катюша», ГАЗ 69, БТР 40 может любой желающий.

Фото: Анастасия Филиппова, ЯСИА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
25 апреля 25.04
  • -5°
  • $ 92,51
  • 98,91

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: