Ежегодно 7 октября во всей стране отмечается Всемирный день действий «За достойный труд!». Он учрежден Международной конфедерацией профсоюзов (МКП) в ответ на глобальное наступление капитала на права человека труда. В понятие «достойный труд» глобальные профсоюзы включают, прежде всего, устойчивый экономический рост, который бы гарантировал каждому человеку качественное рабочее место; достойную заработную плату; безопасные условия труда; справедливый уровень социальной защиты. В этом году в большинстве регионов страны профсоюзная акция пройдет в виде заседания трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В Якутске заседание Республиканской трехсторонней комиссии состоялось 3 октября. По инициативе профсоюзной стороны в повестку заседания был включен и рассмотрен вопрос о прогнозе социально-экономического развития республики на 2018 год. Отметим, днем ранее, 2 октября прогноз на 2018-2020 годы был рассмотрен на заседании правительства республики.
Каковы прогнозы жизни якутян? Ждет ли нас стабильность? Ожидать ли трудящимся повышения зарплаты? И какова позиция профсоюзов в решении этих важных вопросов? Об этом мы поговорили с председателем Федерации профсоюзов республики Николаем Дегтяревым.
— Николай Николаевич, какие основные показатели были озвучены на правительственном заседании?
— По основным макроэкономическим показателям января-августа 2017 года отмечается опережающий рост по сравнению с российской экономикой на фоне стагнации финансовых результатов, реального снижения заработной платы и доходов населения. Реальный прирост ВРП за январь-август месяц оценивается в 3,6% в сопоставимых ценах.
Значительный вклад в экономический рост внесли предприятия промышленного производства. Индекс промышленного производства по оценке ожидается на уровне 103,9% за счет роста добычи алмазов (106,5% к 2016 году), угля (106,4%), золота (103,8%).
На фоне низкой базы прошлых лет сельхозтоваропроизводители внесли положительный вклад в ВРП и до конца года впервые за восемь лет ожидается рост валовой продукции сельского хозяйства на 1,1%.
По оценке на 2017 год объем инвестиций ожидается в размере 318,8 млрд рублей или 109,4% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
Вместе с тем, укрепление рубля негативно отразилось на прибыли основных добывающих компаний. За январь-июль 2017 года положительный сальдированный финансовый результат деятельности организаций республики снизился на 30,1% до 102,2 млрд рублей. В два раза сократилась прибыль предприятий алмазодобычи. Наибольшие убытки сложились на предприятиях транспортного комплекса.
Значительно снизилась инфляция, до конца года инфляция составит оценочно 4,8%. На фоне этого намечен рост реальной заработной платы, в основном за счет роста в добывающей промышленности (2,1%), в строительстве (7,1%) и электроэнергии (1,3%).
По мере замедления инфляции в результате повышения заработной платы целевых категорий работников бюджетной, реальная заработная плата по оценке составит 100,5%.
Хотел бы отметить, что на заседании было заявлено, что государство исполняет социальные обязательства в полном объеме, но действительно ли в “полном”? За 2017 год, все социальные выплаты были проиндексированы всего на 4,8 процентных пункта, тогда как инфляция по итогам 2016 года составила 107,8%. По большинству нормативно-правовых актов индексация на те или иные социальные выплаты, компенсации индексируются на прогнозный индекс потребительских цен (ИПЦ), инфляцию, но не во всех. Реально, цены были намного выше и по этому профсоюзы предлагали перенять подходы как в федеральном бюджете, индексировать на прогнозный ИПЦ, а после доиндексировать уже по реальному уровню ИПЦ. Правительством республики это не сочтено нужным и наше предложение было отклонено. Поэтому мы считаем, что по социальным обязательствам государство исполнило частично.
К положительным результатам также можно отнести подписание Соглашения по доведению уровня минимальной заработной платы до прожиточного минимума по итогам I квартала 2017 года, размер которой составил 17388 рублей. Но опять же мы видим, что на предприятиях рыболовства и рыбоводства, среднемесячная зарплата оценочно составит всего 16468 рулей, 94,7% от уровня минимальной заработной платы в РС(Я), что является грубейшим нарушением трудового законодательства. Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики необходимо срочно в этом разобраться и устранить нарушения.
— Традиционно прогноз социально-экономического развития региона составляется в двух вариантах: базовый и так называемый, оптимистичный. Каковы сценарии развития ситуации в нашей республике?
— Министерством экономики РС(Я), как и в предыдущие годы прогноз социально-экономического развития РС(Я) на 2018-2020 годы в двух вариантах:
Первый – базовый сценарий, при предполагаемой цене нефти марки Вrent на уровне 50 долл. за баррель и в расчете среднегодовой курс рубля на уровне 59,7 рублей за доллар США, в последующем 66,3 рублей за доллар США. Замедление роста инфляции до 4,3% и к 2020 году при стабильном курсе рубля снижение до 4,1%. Среднегодовой темп роста ВРП на уровне 102,2-103,6%. Предусматривается реализация задач, поставленных в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 года по повышению заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда прочих категорий работников бюджетной сферы с 1 января 2018 года, с 1 сентября 2019 года 2020 года на темпы инфляции (исключая государственно-гражданскую службу)
В данных условиях, докризисный уровень реальной заработной платы ( уровень 2014 года) восстановится к концу 2019 года.
Второй – целевой вариант, при более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и частичной отмене экономических санкций с 2018 года. Курс национальной валюты на уровне 64,7 рублей за доллар США с ростом к 2020 году до 68 рублей за доллар США. Темпы инфляции на уровне 4%. Реализация “майских” указов президента РФ, повышение оплаты труда прочих категорий работников бюджетной сферы с 1 января 2018 года, 2019 года и 2020 на темпы инфляции (включая государственно-гражданских служащих). В условиях данного варианта, докризисный уровень реальной заработной платы восстановится в 2018 году.
Для разработки параметров государственного бюджета РС(Я) на 2018-2020 годы, правительством РС(Я) принято решение использовать базовый сценарий.
— Приближается 2018 год – срок окончательной реализации “майских” указов президента РФ. По мере приближения этого срока, среди населения нарастает атмосфера ожидания повышения заработной платы. И в то же время люди наслышаны о некоем отставании от графика “дорожной карты”. Поясните, пожалуйста, имеющееся положение дел в данном вопросе.
— Федерацией профсоюзов РС(Я) ежегодно проводится мониторинг исполнения “майских” указов Президента РФ. При этом, по итогам январь- август 2017 года, действительно отмечается серьезное отставание от принятых “дорожных карт”. В частности, имеется отставание по младшему медицинскому персоналу на 33,5%, по социальным работникам на 21,2% и по работникам культуры на 21,9%. По остальным целевым категориям есть небольшие отклонения, но срок исполнения 2018 год на носу. И чтобы достичь указанных целей, Правительством РС(Я) рассмотрена и принято, на этом же заседании, постановление “О мерах по реализации в 2017-2018 годах указа президента РС(Я) от 29 августа 2012 года “1616 “О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в РС(Я) на 2012-2017 годы”, где утверждены конкретные сроки и объемы увеличения оплаты труда целевых категорий бюджетных работников включенных в “майские” указы президента РФ:
- Увеличение в 2017 году фонд оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений РС(Я) в размерах:
№ | Целевые категории бюджетных работников | Срок | % повышения |
1 | Педагогические работники образовательных организаций общего образования | с 1 октября 2017 года | на 10,5% |
2 | Педработники дошкольных образовательных организаций | с 1 октября 2017 года | на 8,1% |
3 | Педработники организаций дополнительного образования детей | с 1 июля 2017 года
с 1 октября 2017 года |
на 19,7%
на 4,9% |
4 | Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования | с 1 июля 2017 года
с 1 октября 2017 года |
на 16%
4,8% |
5 | Преподаватели и педработники образовательных организаций высшего образования | с 1 октября 2017 года | на 42,3% |
6 | Научные сотрудники | с 1 октября 2017 года | на 9,2% |
7 | Врачи и работники, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги | с 1 октября 2017 года | 32,9% |
8 | Средний медицинский (фармацевтического) персонал | с 1 октября 2017 года | на 24,4% |
9 | Младший медицинский персонала | с 1 октября 2017 года | 69,5% |
10 | Социальные работники организаций социального обслуживания населения | с 1 июля 2017 года
с 1 октября 2017 года |
на 62%
4,8% |
11 | Педагогические работники медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей | с 1 июля 2017 года
1 октября 2017 года |
на 11,5%
4,8% |
12 | Основной персонал учреждений культуры, непосредственно связанного с оказанием государственных услуг (работ) | с 1 января 2017 года
с 1 октября 2017 года |
на 50,6%
на 4,8% |
- Увеличение с 1 января 2018 года фонда оплаты труда работников казенных, бюджетных, автономных учреждений РС(Я) в размерах:
№ | Целевые категории бюджетных работников | Срок | % повышения |
1 | Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования | С 1 января 2018 года | на 1,6% |
2 | Преподаватели и педработники образовательных организаций высшего образования | С 1 января 2018 года | на 19,2% |
3 | Научные сотрудники | С 1 января 2018 года | на 19,2% |
4 | Врачи и работники, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги | С 1 января 2018 года | на 19,2% |
5 | Средний медицинский(фармацевтический) персонал | С 1 января 2018 года | на 19% |
6 | Младший медицинский персонал | С 1 января 2018 года | на 33,7% |
7 | Социальные работники социального обслуживания населения | С 1 января 2018 года | на 4,6% |
8 | Основной персонал учреждений культуры, непосредственно связанного с оказанием госуслуг (работ) | С 1 января 2018 года | на 20% |
9 | Прочие работники бюджетной сферы | С 1 января 2018 года | на 4% |
При этом, органам исполнительной власти необходимо соблюсти дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и зависимость размеров заработной платы от эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям их оценки, предельную долю управленческого и вспомогательного персоналов в размере не более 40%. Ну и также учесть ранее принятое постановление по реализации Единых рекомендаций по оплате труда, соотношения гарантированной части оплаты и принятие новых положений об оплате труда. В связи с тем, что эти новые положения по оплате труда будут приниматься отраслевыми министерствами, членским организациям Федерации профсоюзов РС(Я) нужно работать в составе комиссий по разработке новых положений. Работа предстоит очень сложная и ускоренная. Здесь хочется отметить налаженную работу в сфере здравоохранения, у которых уже с 1 октября вступило в действие новое Положение об оплате труда, но предстоит еще раз пересмотреть базовые оклады, чтобы достичь рекомендованного уровня в 60-65% от уровня зарплаты.
— Помимо повышения зарплаты в рамках “майских” указов целевым категориям бюджетных работников, есть обязательство региона — ежегодная индексация оплаты труда. Ожидать ли повышения заработной платы работникам, которые не подпадают под целевые категории “дорожной карты”?
— Что касается индексации в целом по оплате труда, то впервые за последние годы, четко определены сроки в базовом варианте прогноза СЭР РС(Я) с 1 января 2018 по прочим категориям и с 1 сентября 2019 и 2020 года на ИПЦ (декабрь к декабрю предыдущего года), но это нас не устраивает. На заседании правительства и на прошедшем 3 октября заседании Республиканской трехсторонней комиссии мы выступали и предлагали, передвинуть сроки индексации на 1 января 2019 и 2020 года. В целом, в 2018 году, с достижением целевых индикаторов по “майским” Указам Президента РФ, необходимо не разделяя на категории принять комплексный подход по индексации оплаты труда работников бюджетной сферы, также пора индексировать оплату труда государственных-гражданских служащих. Ведь не секрет, что специалисты уже получают намного меньшие зарплаты, чем в бюджетной сфере, а ответственность намного выше.
— И в заключении нашего разговора, хотелось бы затронуть вопрос предоставления компенсационных расходов на оплату ЖКУ педагогическим работникам. Вопрос так же рассматривался на прошедшем заседании правительства, и знаю, что уже который год остается в числе до конца не проработанных. Какое решение принято?
— На заседании рассмотрен вопрос внесения изменений в Порядок по предоставлению компенсационных расходов на оплату ЖКУ педагогическим работникам, а также Порядке расходования субвенций на эти цели, меня насторожил вопрос о возможности в оптимизационных мероприятиях отказа от предоставления этих компенсаций. Хотя заместитель министра образования Феодосия Габышева уверила, что этот вопрос не рассматривается, я понял что попытки все же есть. Законом РФ “Об образовании” в императивном порядке имеется статья о предоставлении таких компенсаций и пока в сельской местности есть печные отопления, то эти компенсационные выплаты должны оставаться. Другой вопрос о размере этих выплат. Принимая данный проект постановления, мы упустили пункт об индексации данного размера компенсации, которая остается неизменным с 2015 года в размере 1100 рублей, а с тех пор ежегодно, растут тарифы на ЖКУ в среднем на 6 процентов. Нам, Федерации профсоюзов, совместно с рескомом образования необходимо будет поднимать этот вопрос уже в ближайшее время.
— Спасибо за подробное пояснение важных для трудящихся республики вопросов!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: