Наталья Базалева: Музыка — это чистая вода

Дирижер филармонии Якутии - о мужской профессии, уникальности музыкантов и феномене абонементов на концерт
13:00, 17 марта 2019
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Испытывать от работы удовольствие и уверенно смотреть в будущее свойственно больше творческим личностям. Одна из них — дирижер Наталья Владимировна Базалева, художественный руководитель Государственной филармонии Якутии имени Г.М.Кривошапко.


«Symfonica ARTica» — симфонический оркестр в Арктике

— Дирижёр — фигура общественно значимая. Он невольно становится модератором музыкальной культуры. И вы в этом русле находитесь не один десяток лет. На себе это чувствуете?

— Я все время ощущаю ответственность за идущий творческий процесс. Спасибо нашему правительству за то, что два года назад филармония получила Туйаару Пестрякову в качестве генерального директора. Теперь я освобождена от рутины и могу целиком отдаться любимой работе.

Когда Андрей Борисов на меня возложил миссию создать филармонию и симфонический оркестр, я сразу для себя решила — все лучшее, что есть в мировом музыкальном пространстве, наши любители музыки получат. Кроме того, мы должны нести якутскую музыку в другие города, быть культурными послами Якутии. Мы позвали возглавить симфонический оркестр Фабио Мастранджело, у нас выступали Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, приезжали Лариса Гергиева, Хибла Герзмава и многие другие.

Мы шесть лет подряд играем в зале Мариинского театра. Наши музыканты играли в составе оркестра Мариинского театра в Якутске. Все это стало возможно благодаря моей стажировке в Мариинском театре с 2003 по 2007 годы, когда установились творческие контакты.

К оценке нашей деятельности мы привлекли столичных музыкальных критиков. В журнале «Музыкальная жизнь» в 2018 году вышла интересная статья Кирилла Ковалевского, который дал отзыв на наш концерт в зале Мариинского театра. Оркестр под управлением Фабио Мастранджело исполнил «Фантастическую симфонию» Берлиоза, скрипичный концерт Петериса Васкса и хореографическую поэму «Шаман» Кирилла Герасимова. Нам такие профессиональные отклики очень помогают.

Певческой капелле Санкт-Петербурга будет 540 лет. А музыкальное искусство в Якутии начало развиваться в 40-50-е годы XX века. Мы теперь, как ракета, летим! Есть на кого равняться.

Наша филармония — единственная в циркумполярном пространстве планеты, где 99% в составе симфонического оркестра — представители коренного населения. Ни Аляска, ни Финляндия, ни Гренландия, ни прочие страны Арктики не располагают таким составом. А у нас есть. Благодаря Высшей школе музыки, а также Михаилу Ефимовичу Николаеву, при котором появилась возможность воспитывать местные музыкальные кадры.

Дары Году театра

— В России наступил чудесный период, названный Годом театра. То есть этот праздничный и яркий год филармония проживет в особом подъеме. Вы открыли его 6 февраля проектом «Метель» по повести Пушкина на музыку Георгия Свиридова?

— На самом деле мы открыли его 23 января: в рамках абонемента «Великие имена» концертом «Времена года», где звучала музыка Чайковского и Вивальди. Этот концерт был проведен в формате литературно-музыкальной композиции, где прозвучали сонеты самого Вивальди, а также стихи, подобранные самим Чайковским к названным сочинениям. Читал стихи Иван Мишагин, артист ГАРДТ имени А.С. Пушкина.

— Почему вы выбрали именно это сочинение?

— Почему обратились к «Метели» — объяснять не надо. Совпало все — снежная зима, очередной юбилей Пушкина в этом году… Это самая романтическая, таинственная и увлекательная новелла о любви из его книги «Повести Белкина». Любовь и музыка — из мира чувств, это соизмеримые величины. И у нас в планах и другие приношения Году театра.

Новые абонементы филармонии

— Наталья Владимировна, вы сказали, что у филармонии есть абонементы. Это здорово!

— Раньше нам их было трудно организовывать. У нас ведь нет своей площадки. А абонемент — это твердое расписание, заявленное за год-два. Но с прошлого сезона мы можем это делать, поскольку удалось заключить договор с Детской школой искусств, и мы теперь гарантированно имеем зал по вторникам и средам.

Кроме ДШИ, мы активно сотрудничаем с Якутской епархией. Спасибо архиепископу Роману, ректору Якутской духовной семинарии. Совместно с епархией мы осуществляем два проекта — «Рождественский фестиваль искусств» и абонемент «Гармония души», концерты которого проходят в зале Якутской духовной семинарии. Епархия специально для симфонического оркестра филармонии увеличила сцену, чтоб оркестру было комфортно.

По благословению Владыки Романа наш малый концертный рояль «Bechstein» пока размещается там. Также Филармония Якутии является постоянным участником Республиканского Пасхального фестиваля искусств «Золотые купола».

— Какие у вас абонементы?

— В прошлом сезоне их было пять, нынче — восемь. Добавили циклы «Великие имена» и «Музыкальные столицы мира», а также «Хоровые вечера». Скоро будет концерт по творчеству Евгения Мартынова и Александры Пахмутовой. Что касается столиц, недавно были музыкальные визиты в Санкт-Петербург, Вену и Лондон. Следующая столица — Париж.

Продолжается абонемент «Встречи с органом», который традиционно проходит в Римско-католической церкви, где есть единственный в городе орган.

Не работа, а сплошное удовольствие!

— Сложно строить концертный репертуар?

— Тонкостей в создании программ много. Изначально репертуар рождается в нешуточных спорах и страстях на совете художественного руководителя. Заметьте — это не худсовет, а принципиально иной орган. Потом к делу приступают продюсеры и маркетологи. У них, конечно, есть свои тактика, стратегия, секреты.

— Наталья Владимировна, говорят, есть такое понятие, как отдача зала. Это что?

— Это такой феномен, музыканты понимают. Во время концерта происходит мощный энергообмен. Даешь посыл оркестру, от него идет волна в зал, люди откликаются эмоционально, и ты это ощущаешь всеми клетками, чувство приподнятости, радости, как электричество, пронизывает воздух. И так вал за валом! Это рождает особое чувство единения и даже восторга.

— Многие дирижеры, приступая к работе над музыкой современного автора, разбирают ее вместе с ним. У вас есть такая практика?

— Конечно, это важное условие. В свое время я очень много общалась с Николаем Берестовым, Захаром Степановым, Аркадием Самойловым. Мы часто исполняем якутскую музыку. Это произведения Кирилла Герасимова, Егора Неустроева, Владимира Ксенофонтова, Николая Михеева. Но больше всего работаем с Герасимовым. Очень интересно вникать с ним в тонкости его партитур. Благо, он сам дирижер, и дает нам, музыкантам, возможность постичь многое.

— Вы преподаете?

— В Высшей школе музыки веду дирижирование у будущих артистов оркестра, провожу мастер-классы в Хабаровске, Якутске, Алдане, Сеуле. Но суть в том, что я сама все время учусь.

Когда попадаю в Санкт-Петербург, с утра до вечера нахожусь в Мариинском театре. Сижу на репетициях, слушаю концерты, спектакли, впитываю музыку, общаюсь, анализирую. Это дает мне тонус и стимул.

— Вас кто-то одевает, причесывает? Ведь желание хорошо выглядеть для женщины естественно.

— Дирижер — мужская профессия. Нужно много двигаться, иногда очень экспансивно. Я не беспокоюсь, красиво ли я выгляжу. Главное для меня — музыка. В Алдане — да, у меня были концертные платья. А теперь для меня удобнее выходить в брюках.

— Вы слушаете дома музыку?

— Как без этого? К счастью, Интернет теперь предоставляет широкие возможности. В мировой сети бесконечно много музыки, разной по жанрам, стилям, трактовкам. Если готовимся сыграть нечто новое, кладу на стол партитуры и начинаю слушать. Можно прослушать произведение в нескольких вариантах исполнения, и это помогает вникнуть в нюансы.

Многодетная мама

— Наталья Владимировна, вас за глаза называют мамой, вы многодетная мать?

— Да (смеется), многодетная. У меня две дочери — Марина и Катя, а также Алданский оркестр, позже он стал филиалом филармонии, филиал Якутского музыкального колледжа в Алдане.

Потом «в чистом поле», как в сказке, родилась филармония с симфоническим оркестром. Итого на попечении более двухсот «детей» в Якутске и Алдане. Так я и живу в заботах и радостях.

— Кто вас привел к музыке?

— Моя бабушка Мария Ивановна Ермакова. Именно она отвела меня в музыкальную школу и потом всячески поддерживала. Я благодарна ей за это. Хотя в детстве себя музыкантом не видела. Но поступила в Хабаровское музыкальное училище, и там душа моя откликнулась, попав в среду, где было много музыки. Мне понравилось…

Музыка — это чистая вода

— Что значит для вас музыка?

— Музыка — универсальный язык, понятный всем. Тут не нужно знать ни английского, ни китайского. Она — как чистая родниковая вода, которую должен пить человек, желающий себе добра.

Во всем мире считается, что симфонический оркестр — это показатель качества жизни, уровня среды обитания. Если есть в стране такая роскошь, значит, она имеет большой потенциал для культурного, духовного развития. Мы призваны улучшать человека, и это обязательно сказывается на экономике.

— Чем отличаются музыканты оркестра «Symphonica ARTica»?

— Глаза наших артистов горят! Они живут музыкой и готовы играть всегда. Это здесь, в неприспособленных помещениях, игра наших музыкантов не может осуществиться полноценно. Но мы не раз играли в Концертном зале Мариинского театра, и коллеги-музыканты отмечали, что играем не хуже европейских коллективов. Вот совпадет ваша поездка в Санкт-Петербург с нашими гастролями, приходите на концерт, сами убедитесь в этом.

Конечно, условия у нас пока не лучшие. Мы уже восемь лет прожили в абсолютном отсутствии акустических условий для репетиций и концертов. Приходится признать, что музыканты тут играют через преодоление существующих обстоятельств. И наш слушатель просто лишен возможности слышать и чувствовать всю полноту звучания. Но глава республики Айсен Сергеевич Николаев, к счастью, понимает наше положение. Акустический концертный зал к 2022 году он обещал. А другого в ХХI веке и не должно быть.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
21 апреля 21.04
  • $ 93,44
  • 99,58

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: