Народный депутат Феодосия Габышева рассказала о школьной системе образования в Якутии

Сфера образования постоянно находится в фокусе внимания федеральных и республиканских властей
12:19, 22 августа 2022
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В Якутии подводятся итоги подготовки к новому учебному году. Учителя республики готовятся к участию в традиционном Августовском совещании, в рамках этого народный депутат Якутии, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) республики по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева дала интервью сайту Ил Тумэн.

— Феодосия Васильевна, председатель правительства РФ Михаил Мишустин, работая в нашей республике, поддержал инициативу главы республики Айсена Николаева о софинансировании из федерального бюджета строительства школы в Таттинском улусе.

— Да, как координатор федерального проекта «Новая школа» в Якутии хочу отметить, что сфера образования постоянно находится в фокусе внимания федеральных и республиканских властей. Напомню, в прошлом году Владимиром Путиным было поддержано наше предложение о строительстве школы в селе Бясь-Кюель Горного улуса, пострадавшего от природного пожара.

На самом деле в республике сделано очень много для развития образовательной инфраструктуры, основой которой является строительство школ. Так, за двадцать лет, в период с 1962 по 1981 год, в Якутии построено 283 здания школ, в основном, в деревянном варианте. В период реализации государственной программы «Развитие образования на 2012–2016 годы» построено 56 школ на 9575 мест. Всего в период с 2000 по 2017 год введено 218 новых зданий школ на 40 505 мест. За последние годы введено в строй 36 школ, а в этом, юбилейном году мы ждем открытия 15 новых зданий образовательных учреждений. Нам есть чем гордиться, но время ставит перед нами новые задачи, среди которых — сохранение и развитие малокомплектных школ в труднодоступных местностях республики.

— Феодосия Васильевна, Айсен Николаев, выступая на заседании Инвестиционного комитета, поставил задачу придать новые темпы развитию сельских территорий. Так, планируется создать региональную территорию опережающего развития «Долина Эркээни» с улучшенной транспортной, энергетической и социальной инфраструктурой. Каким образом эти изменения отразятся на муниципальной системе образования?

— Уверена, что самым лучшим. Вот уже несколько лет совместно с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» мы реализуем проект социального воздействия «Улучшение качества обучения в школах Хангаласского улуса». 28 июня этого года в Москве состоялось заседание научного совета по анализу потенциала распространения практик этого проекта. Как сопредседатель научного совета отмечу, что экспертным сообществом приняты промежуточные результаты, достигнутые в ходе реализации проекта, по практике «Экосистема непрерывного развития учительского мастерства: стратегия». Это особенно актуально в преддверии Года учителя и наставника, который ждет нас в следующем году. В целом инфраструктурные проекты повышают производительность и улучшают качество жизни населения, основным показателем которого является качественное образование, его доступность и содержание.

— Всё же этот проект касается только одного улуса. Как, по-вашему, можно придать импульс развитию сельских территорий всей республики?

— Действительно, сложность реализации инфраструктурных проектов заключается в их капиталоемкости, комплексности и долгосрочности. В 2004–2008 годах мы реализовали государственную программу «Строительство образовательных учреждений в сельской местности Республики Саха (Якутия)». Благодаря этой программе нам удалось начать системные изменения в сфере общего образования Якутии. За пять лет мы создали 7520 ученических мест. Именно тогда при поддержке Вячеслава Штырова каждый год стали вводить по десять новых школ. Сегодня стал очевидным тот факт, что во вновь построенной школе повышается качество образования, основанное на мотивации учителей и учеников, коренного преобразования образовательного пространства.

Особенность системы среднего образования нашей республики, по статистическим данным, в том, что 71,2% школ расположены в сельской местности, 1/3 часть от общей численности школ являются малокомплектными, 8 общеобразовательных организаций имеют структурные подразделения – кочевые школы, в 97 агропрофилированных школах обучаются 14 253 ребенка. И эта уникальная экосистема сельского образования должна быть не только сохранена, но и развита. Ключевым фактором устойчивого развития сельских территорий, наряду с совершенствованием транспортной, производственной инфраструктуры, является обеспеченность социальной сферы: в первую очередь школами, объектами культуры, здравоохранения и спорта.  Значит, нам надо строить современные школы на сельских труднодоступных и удаленных территориях республики.

— В рамках реализации программы «Модернизация школьных систем образования», разработанной Министерством просвещения Российской Федерации по прямому поручению Владимира Путина, до 2026 года не менее 7300 зданий образовательных организаций преобразуются в современные школьные инфраструктуры. Какая работа проведена в нашей республике?

— На проведение капитального ремонта в общеобразовательных организациях Якутии выделено почти 3 миллиарда рублей. Федеральные субсидии направлены на ремонт 58 школ в 25 муниципальных образованиях. Отрадно, что Министерством просвещения России определены четкие приоритеты в проведении капитального ремонта. Это прежде всего объекты на селе и в малых городах. Федеральный центр приветствует привлечение учащихся, учителей, родительского сообщества к проведению мероприятий капитального ремонта, в оснащении школ фондами учебников и учебных пособий, соответствующих всем нормативным требованиям. Выделенный объем субсидий предусматривает также оснащение объектов капитального ремонта учебным оборудованием. Вопрос освоения федеральных средств поставлен главой республики на заседании совета по местному самоуправлению. Главам муниципальных образований поручено завершить все работы к началу нового учебного года.

Хочу особо отметить, что в процессе федерального контроля за ходом капитального ремонта родилась творческая идея, которая сегодня приобретает осязаемые черты. Проект «Школа» Минпросвещения России направлен на развитие каждого ребенка страны и поддержку каждого учителя. Цель проекта – создание равных качественных условий обучения и воспитания для всех школьников. В рамках нового проекта будут разработаны рекомендации по образовательным программам, штатному расписанию и системе оплаты труда. Проект позволит интегрировать все нормативные документы и сформировать единую позицию по содержанию образования. Концепция идеальной школы предполагает создание в школах театров, музыкальных коллективов, пресс-центров, музейных пространств и спортивных секций. «Школа» Минпросвещения России – это систематизация всех методических материалов в единый документ, в котором раскрываются конкретные направления: организация учебного расписания, педагогические подходы, примерные программы по предметам.

Конечная цель федеральной программы капитального ремонта школ – создание креативной образовательной среды, отвечающей требованиям учеников и учителей. И следующая задача, которая стоит перед нами, – масштабирование пространственных преобразований, формирование современных стандартов и требований для школ, которым предстоит капитальный ремонт в ближайшие годы. Соответственно, для этого нужна качественная аналитика для среднесрочного и долгосрочного планирования в рамках принимаемых государственных программ.

На днях в рамках партийного контроля посетила две школы, в которых проводится капитальный ремонт на средства федеральной субсидии. Работы в Саха политехническом лицее и СОШ № 31 проводятся качественно и в срок.

Действительно, мероприятия по модернизации школьных систем образования призваны стать новой ступенью в развитии образовательной среды.

В завершение председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева поздравила с наступающим Днем знаний.

«Дорогие учителя, уважаемые педагоги! От всей души поздравляю вас с наступающим Днем знаний и началом нового  учебного года —2022–2023! Каждый год с волнением и трепетом мы ждем встречи с нашими коллегами-единомышленниками, повзрослевшими учениками, их родителями. Первое сентября – праздник нашей общей надежды, дружбы и взаимопонимания. Школа – удивительная страна, полная новых открытий, глубины мудрости и высоты знаний. Желаю вам крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии, творческих достижений, успешного учебного года!» — пожелала парламентарий.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
28 апреля 28.04
  • -7°
  • $ 91,78
  • 98,03

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: