На стыке двух миров. Чем живет театральное искусство в Якутии?

Находясь на стыке современности и древнего фольклора, якутский театр привлекает взоры миллионов ценителей искусства
20:00, 30 октября 2019
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Находясь на стыке современности и древнего фольклора, якутский театр привлекает взоры миллионов ценителей искусства. Постановки местных драматургов собирают аншлаги по всему миру и бурные аплодисменты, казалось бы, чуждых нашей культуре людей. В чем уникальность якутского театрального искусства и чем поразят своих зрителей в этом театральном сезоне «культурные храмы», читайте в материале ЯСИА.


Чем уникально якутское театральное искусство?

Духовная культура якутов уникальна в своём роде. В этом нет никаких сомнений. И центральная позиция отводится, конечно, монументальному героическому эпосу Олонхо, в котором заложены традиции, обычаи и ритуалы народа саха, передававшиеся из уст в уста на протяжении многих сотен лет. Все это благодаря олонхосутам, чья многогранность помогала преподносить зрителям множество персонажей. Раскрывая их внутренний мир и таинства мироздания, олонхосуты становились учителями народа и хранителями его традиций, моральных устоев. 

Именно эпос Олонхо в 2005 году был объявлен шедевром нематериального культурного наследия человечества, а олонхосуты стали тем фундаментом, который положил начало зарождению уникального театрального искусства в Якутии. Об этом говорит госсоветник республики, известный якутский режиссёр Андрей Борисов, упоминая и другие отличительные черты.

«Во-первых, якутский театр — евразийский. Якуты внешне являются азиатами, говорят на тюркском языке, наши актеры прошли обучение в русской театральной школе, а театры ставят спектакли на стыке двух миров — европейского и азиатского, от Шекспира до местных классиков. Во-вторых, истоки нашего театра уходят к героическому эпосу Олонхо и шаманизму, к его мистериям. Это говорит о том, что наше театральное искусство следует традициям своих предков», — отметил Андрей Саввич.

Синтез современности и традиций прошлого, а также европейского и азиатского, безусловно, привлекает внимание туристов со всех уголков мира.

Театр Олонхо

Раз уж мы начали с Олонхо, то первым в списке «храмов духовной культуры» республики значится Театр Олонхо. Как рассказала ЯСИА исполнительный директор театра Мария Турантаева, вверенное ей учреждение является своего рода северной якутской оперой, так как спектакли сопровождаются тойуком, и это поражает всех зрителей, приковывает внимание.

«Мы были отобраны для участия в международной театральной олимпиаде в Санкт-Петербурге, жители которого славятся своим эстетическим театральным вкусом. Поначалу показалось, что они приняли спектакль с некоторой долей хладнокровия, но позже сомнения отступили — более 10 минут жители и гости культурной столицы России рукоплескали нам и не отпускали со сцены», — сообщила Турантаева.

Она добавила, что большинство зрителей — около 90% — были иностранцами и местными жителями. Чем не успех? И этот факт не должен удивлять, так как Театр Олонхо смело сравнивают с индийским Кутияттам и японским Кабуки.

В скором времени театр должен выпустить три спектакля — «Кулан Кыыртай бухатыыр» Петра Тихонова (режиссёром выступит Зоя Попова), «Кыыс Дэбилийэ» (режиссёр — Степанида Борисова), который в своё время получил «Золотую маску» и является традиционным Олонхо. Третий посвящён Алексею Кулаковскому.

«В этом году мы переезжаем в Дом дружбы народов им. Кулаковского и решили один спектакль посвятить его произведениям», — подчеркнула Турантаева.

Театр Танца

Ещё одним бриллиантом якутского театрального искусства, наиболее полно отражающим национальные черты фольклора и обрядов, является Национальный театр танца им. С. А. Зверева-Кыыл Уола. По словам художественного руководителя театра Светланы Бессоновой, каждая их постановка уникальна и не имеет аналогов в мире. Вся хореография, музыка, либретто создаются с нуля и являются авторскими. Поэтому в год они показывают только одну постановку.

В этом году театр покажет спектакль «Киhи». «Через призму якутских верований мы пытаемся объяснить общечеловеческое понятие веры — как живется тому, у кого есть вера в душе и у кого она отсутствует. Постановка сочетает в себе якутскую этнику и современность», — сообщила Светлана Прокопьевна.

Музыку пишет Моисей Кобяков, который соединил в единое целое электронные и этнические элементы. Режиссёром выступит Афанасий Фёдоров, хореографом — Изабелла Егорова, а постановщиком — Ирина Шапошникова.

Театр КМНС

В этом году Театр коренных малочисленных народов Севера Якутии «Гулун» празднует свой пятилетний юбилей. Основная его цель — показать разнообразие культуры и быта северных народов. Отличительной чертой является тот факт, что спектакли ставятся на языке первоисточника, для чего сотрудники театра консультируются с филологами.

Как отметил директор Василий Слепцов, Якутия является одним из самых театральных регионов страны, и у каждого «храма искусства» есть определенная функция, которая не пересекается с творчеством других. 

В этом году театр будет покорять зрителей постановкой «О чем поешь в ночи, Белая Волчица…», которая в прошлом году произвела фурор среди якутян. В ней рассказывается история любви Уси и Яула, чьи чувства нарушают древние обычаи предков. Вечная тема отцов и детей, трагичность судьбы двух влюблённых никого не оставят равнодушными. Спектакль будет идти на юкагирском языке и погрузит зрителей в чарующую атмосферу тундры. 

Саха театр

Обладатель четырёх «Золотых масок» в этом году открыл 114-й сезон. Старт был дан дипломной работой Андрея Борисова «Желанный голубой берег мой…», поставленной по повести великого Чингиза Айтматова и получившей Государственную премию СССР. Многие отмечают, что Саха театр, обогащаясь современным европейским искусством, сегодня продолжает свой путь, заняв нишу в мировой художественной культуре как евразийский классический театр народа саха, о чем ранее упоминал Андрей Саввич.

Театр успешно сочетает в себе классические постановки с национальными. К примеру, на сцене Саха театра зрители могут наслаждаться постановками «Король Лир» и «Гамлет», а также «Сон Шамана» Алексея Кулаковского, «Толко» Николая Якутского, «Манчаары» Василия Никифорова-Кулумнур и другими театрализованными версиями якутских классиков.

В этом году нас ждут истории о Кэт Марсден, Тыгын Дархане, Василии Манчаары и других, которые вновь привлекут внимание якутских театралов и скрасят буйством эмоций зимние вечера. Не обойдут вниманием и тему Арктики. Так, в репертуар вошли уже легендарные «Ханидуо и Халерхаа» и «Кустук».

Театр успешно гастролирует не только в пределах республики и страны, но и за рубежом. Жители обеих частей континента бурными овациями встречают каждый спектакль и с нетерпением ждут новых постановок.

Русский драматический театр им. А.С. Пушкина

Старейший театр не только в республике, но и на всем Дальнем Востоке открывает в этом году 129-й театральный сезон. Он был основан в 1891 в качестве «Кружка любителей музыки и литературы» и со временем превратился в один из важнейших фундаментов русской культуры в многонациональной республике, объединяя все народы и “сословия”. ГАРДТ по праву может считаться двигателем развития всего театрального многообразия региона. 

Театр активно гастролирует по необъятным просторам страны. Недавно закончились их гастроли в Магаданской области. За 12 дней пребывания ГАРДТ им. Пушкина смог завоевать сердца более 5 тысяч зрителей и получить хвалебные отзывы. По возвращению в родной Якутск начнутся репетиции “Особо влюбленного таксиста” Рэя Куни. Всемирно известная комедия порадует якутян уже в ноябре этого года.

Не забыли в театре и о детской аудитории, для которой художественный руководитель Санкт-Петербургского драматического камерного театра «Ковчег» Людмила Манонина-Петрович представит музыкальный спектакль “Волшебник Изумрудного города”. 

Театр юного зрителя

Самый молодой “храм искусства” в республике. Свою историю он начал в 1990 году, когда был создан Театр эстрадных миниатюр “Наара Суохтар”. Свое настоящее название приобрел в 2008 году. 

За короткое время ТЮЗ достиг впечатляющих результатов: участие в фестивалях различного уровня, гастроли в других странах и завораживающая самоотдача труппы позволили театру занять достойную нишу в качестве визитной карточки культуры Якутии. Следует отметить, что все это не прошло незамеченным — учреждение является членом Международного института театра (ITI) при ЮНЕСКО. 

До конца года театр собирается выпустить аж четыре спектакля. Ожидаются премьеры «Костюмера» по Рональду Харвуду и спектакля «Судьба отца» по драме народного писателя Кыргызстана Бексултана Жакиева. Режиссером выступит несравненный Александр Титигиров. Также Валентина Якимец поставит всеми любимую сказку «Снежная королева», а новый режиссер театра Розалия Тартакынова – спектакль «Дочь земли» по Николаю Якутскому.

Театр эстрады

История театра начинается в 30-х годах прошлого века, когда по всему Советскому Союзу начинают появляться организации, которые в основном занимались проведением концертов в населенных пунктах. В Якутии было создано концертно-эстрадное бюро, привлекавшее для своей деятельности местных артистов. Со временем театр расширялся и открыл незаурядные таланты, которые до сих пор радуют своим творчеством людей всех возрастов.

В последнее время театр включился в гонку за зрителя и начал ставить мюзиклы. “Эстрада – многожанровое понятие, это не только пение, но и танцы, цирковое искусство, разговорные и другие оригинальные жанры. К примеру, в нашем театре трудится единственный якутский иллюзионист Алексей Гольдеров. В прошлом сезоне мы представляли его большое шоу, а всего за год он дал 10 концертов для взрослых и детей”, — подчеркнула директор театра Татьяна Чаранская. Она также пояснила, что Театр эстрады не прекращает свою концертную деятельность и будет развиваться в обоих направлениях.

“Якутский бродвей” в этом году готовит для зрителей предновогодние музыкальные постановки, остальные спектакли ожидаются в следующем году. Пока театр все еще обживается в новом здании, где все доводится до ума и блеска.

Театр оперы и балета

“Бриллиант Якутии”. Именно так отзываются об одном из четырех оперно-балетных театров всего Дальнего Востока. Славная история ГТОиБ начинается в 1947 году, со дня первых постановок национальных музыкальных спектаклей. В 1971 году создается Якутский музыкальный театр, а уже в 90-х он получает статус Государственного театра оперы и балета РС(Я) и статус национального достояния республики. О нем говорят далеко за пределами региона, восхищаясь талантом артистов и солистов театра.

Доказательством авторитетного влияния ГТОиБ на весь макрорегион является, конечно же, фестиваль классического балета “Стерх”, который проводится с 2000 года и носит статус международного. Фестиваль привлекает именитых мастеров российского балета, гостей из зарубежья, молодых перспективных танцовщиков. А гости и жители республики заполняют зал в ожидании торжества танца и оркестровой музыки. 

Новый сезон уже традиционно начался с гастролей. На следующий год запланирована премьера балета «Дитя и волшебство» Мориса Равеля, режиссер – Татьяна Саввинова. В марте на оперном фестивале «Арии Севера» нас порадуют премьерой «Риголетто», а к 75-летию Победы театр поставит оперу «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова.

Арктический центр эпоса и искусств

Главой республики Айсеном Николаевым принято решение о создании Арктического центра эпоса и искусств, на площадях которого разместятся Саха театр, Государственная филармония, Театр Олонхо и другие учреждения культуры. Расположится объект на берегу озера Сайсары. Монументальное сооружение будет возводиться на принципах государственно-частного партнёрства с привлечением инвестиционных средств. Соответствующее соглашение подписано на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

«Одной из главных задач АЦЭИ является привлечение туристов, что отражено в самом названии. Арктика не представлена широко в театральном мире, кроме арктических стран. Наш якутский театр доминирует на всем арктическом Севере. Поэтому, выходя на арктическое геокультурное пространство, мы можем стать очень привлекательными не только для зрителей, но и гостей из других стран», — отметил Андрей Саввич.

Строительство объекта станет доказательством того, что якутское театральное искусство достаточно выросло и может смело включаться в мировую культуру. До сих пор это удавалось делать через разовые мероприятия — фестивали, форумы и конкурсы, а с появлением АЦЭИ на мировой театральной арене появится постоянный игрок со своей уникальной культурой, традициями и обычаями, которые непременно привлекут внимание мировой общественности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
29 марта 29.03
  • -14°
  • $ 92,26
  • 99,71

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: