Как развивается якутский экспорт, читайте в материале ЯСИА
Год назад при Агентстве по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Якутии был учрежден Центр поддержки экспорта, который помогает десяткам предпринимателей выйти на рынки Китая, Японии, Франции, Казахстана и других стран. Какие якутские продукты продаются за границей, как научиться ведению экспортной деятельности предприятия и сколько республика планирует зарабатывать на вывозе товаров, читайте в материале ЯСИА.
Центр поддержки экспорта существует в Якутии с сентября 2018 года, и за это время его клиентами стали более 60 представителей малого и среднего бизнеса, а контракты на экспорт заключили более десяти республиканских компаний.
Сотрудники центра помогают с оформлением таможенных документов для экспорта, получением сертификатов и стандартов, предъявляемых на внешних рынках, организовывают бизнес-миссии и выставочные мероприятия в зарубежных странах, содействуют правовой охране интеллектуальной собственности за рубежом, подготавливают и переводят на иностранные языки презентационные материалы, разрабатывают сайты для экспортно ориентированных предпринимателей, способствуют поиску иностранных партнеров-покупателей.
Мы не оказываем финансовую поддержку и не даем деньги на расширение бизнеса. ЦПЭ оплачивает услуги специализированных организаций, необходимые для продвижения товара предпринимателей за рубежом: самым популярным и эффективным инструментом при этом является участие в зарубежных выставках (Лина Петрова)
Руководитель Центра поддержки экспорта
Лина Петрова
Правильное оформление документов — половина успеха в бизнесе. Так, отсутствие сертификата может сильно затруднить жизнь предпринимателя. Генеральный директор «СПГ» Александр Изместьев, занимающийся с октября поставкой сжиженного природного газа в Монголию, рассказал, как заказанный контейнер в Аргентине застрял по дороге в Якутию. Тогда появились новые требования по перевозке таких товаров, о которых компании не было известно.
“У нас имелись все сертификаты на оборудование, а нужны были еще дополнительные бумаги, о чем мы не знали. Контейнер, который мы ждали, простоял без дела три недели и мог еще дольше там находиться, если бы не Центр поддержки экспорта. Они также занимаются вопросами импорта. Нам помогли оформить документы, чтобы мы смогли, наконец, получить дорогостоящее оборудование”, — поделился Изместьев.
Генеральный директор Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта
Александр Кондрашин
Обязательной сертификации, как правило, требует вывоз мамонтового бивня. Этой сфере ЦПЭ уделяет особое внимание с самого начала своей работы.
Раньше в Якутии на рынке мамонтовых бивней все были предоставлены сами себе, для добытчиков и экспортеров стимул работать “в черную” был куда больше. Сейчас мы меняем этот аспект и закрываем потребность в нелегальном вывозе, помогая оформлять все необходимые для экспорта сертификаты — законно и прозрачно (Александр Кондрашин)
Но чтобы продвинуться на внешнем рынке, нужно стать заметным и узнаваемым за границей. ЦПЭ дает возможность компаниям участвовать в выставках и ярмарках, где их «увидят» нужные партнеры. Как добавила Лина Петрова, центр оплачивает расходы на регистрационный взнос, аренду павильона и оборудования, его дизайнерскую застройку, найм переводчика на выставке и трансфер.
Так, компания «Туску», занимающаяся поставкой бивня, производством полуфабрикатов и изделий из него, попала на престижную выставку «Hong Kong Jewellery and Gem Fair 2019». «Мы подписали трехлетний экспортный контракт на поставку 3,5 тонны полуфабрикатов для украшений с китайской фирмой. Будем поставлять им различные плашки и цилиндры из бивня мамонта. Надеемся, первая отправка будет уже в этом году или в начале следующего», — поделился с ЯСИА директор Анатолий Андреев.
Центр помог зарегистрироваться на участие в выставке и оплатить оформление стенда компании. Как признался Андреев, именно быстрая поддержка и совместная работа с сотрудниками центра позволили предприятию поехать на мероприятие и подписать контракт.
Для тех бизнесменов, кто желает самостоятельно разбираться в вопросах экспорта и без труда находить зарубежных партнеров, ЦПЭ запустил образовательную программу по нескольким направлениям: «Основы экспортной деятельности», «Документационное сопровождение», «Финансовые инструменты», «Таможенное регулирование», «Логистика» и другие. Курсы есть однодневные и двухдневные, и они абсолютно бесплатны. Семинар может вместить до 15 слушателей.
Записаться можно через сайт школы экспорта Российского экспортного центра, а также следить за всеми новостями в Instagram @yakutiaexport или связаться по телефону 89659943442.
На этой неделе 10-11 октября пройдет бесплатный семинар по “E-commerce, работа на электронной торговой площадке” и “Таможенному оформлению”с приглашенным тренером из Владивостока.
Регистрация доступна предпринимателям по ссылкам: здесь и здесь.
В планах центра — расширить свой спектр товарных позиций. Если в прошлом году он был сосредоточен на «вещественных» товарах — ювелирных украшениях, продуктах питания и других промысловых продуктах, то сегодня в список вошли туризм, IT, креативные индустрии, включая производство кино, изобразительное искусство.
Например, представители компании RUM, которая занимается анимацией, съездили в Японию, где лидеры этой творческой сферы проявили интерес во взаимном сотрудничестве с якутскими аниматорами. «Чтобы провести эту встречу с иностранными компаниями, ЦПЭ выполнил очень большой объем работ: оформили письма, перелеты, программу поездки, предоставили профессионального переводчика, объяснили, как вести переговоры на международном уровне, помогли получить визы, курировали и вообще морально поддерживали”, — рассказали ЯСИА в компании.
По словам Кондрашина, будет расти и география: «Мы выстроили отношения с рядом сильных и влиятельных партнеров. Клиенты ЦПЭ уже заключили контракты в Канаде, Гонконге, Китае, Монголии. Налажена регулярная работа с Австрией, Францией и Германией. Сейчас прорабатываем совместные мероприятия с Итало-Российской торговой палатой и корейским отделом внешней торговли”.
Львиную долю якутского экспорта занимают большие промышленные компании, однако вклад МСП списывать со счетов тоже никак нельзя — малые и средние предприятия обеспечивают республике устойчивый имидж и репутацию надежного и уникального партнера на мировом рынке.
В соответствии с классификацией Российского экспортного центра все ЦПЭ страны поделены на пять категорий, где к пятой категории относятся ЦПЭ, расположенные в индустриально развитых регионах с масштабными производствами, а к первой категории — субъекты с наименьшим объемом экспорта МСП. ЦПЭ Якутии наряду с Амурской областью, Забайкальским краем, Камчатским краем, Орловской, Псковской областями и другими субъектами относится ко второй категории, но к концу следующего года, как утверждает руководитель АПИПЭ, республика должна выйти, как минимум, в третью группу регионов-экспортеров.
Как он отметил, это даст дополнительные объемы финансирования и штатную численность, позволит предоставлять услуги всем заинтересованным субъектам МСП и вновь создаваемым экспортно-ориентированным предприятиям.
Уровень | Размер федеральных средств в зависимости от уровня ЦПЭ (в 2020 году) | Штатные единицы в центре |
1 группа | От 1 млн до 9 млн рублей
| 3 |
2 группа | От 11 до 18 млн рублей
| 4 |
3 группа | От 17 млн до 25 млн рублей
| 5 |
4 группа | От 23 млн до 24 млн рублей
| 6 |
5 группа | От 22 млн до 30 млн рублей
| 8 |
Мы работаем без раскачки и на полную мощность с первого дня. Как только открылся наш ЦПЭ, мы уже перепрыгнули первый уровень и оказались на втором. В начале следующего года точно перейдем на третий, а к концу можем добраться и до четвертого. Для этого нам нужно опережающими темпами выполнять требования рейтинга Российского экспортного центра. Мы уверены в себе и собираемся идти только вперед, увеличивать круг поддерживаемых нами компаний и наращивать экспортные поставки республики (Александр Кондрашин)
Участниками конкурса стали более 33 тыс. ребят из всех регионов России
Такого же мнения венгерский премьер-министр
Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) провёл пресс-конференцию
Самое большое желание детей — смартфон