«Мы – другие». Кирилл Гаврильев о том, как нашел себя и почему якутское искусство такое уникальное

О творческом пути известного якутского художника, о сокровенных воспоминаниях и работе в училище
15:55, 30 декабря 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Творческий путь известного якутского художника Кирилла Гаврильева неразрывно связан с изучением мироздания, культуры и традиции родного края. На протяжении многих лет ему успешно удается совмещать творчество и руководство первым в республике профессиональным колледжем искусства. Корреспондент ЯСИА поговорила с заслуженным деятелем искусств республики, директором Якутского художественного училища о его творческом пути, сокровенных воспоминаниях и работе в колледже. Он поделился, как будучи молодым художником чуть не столкнулся с раздвоением личности и познакомился с шаманизмом и почему так важно сохранить культуру и традиции народа саха.

Мы встретились с Кириллом Петровичем в его мастерской, атмосфера которой погружает в фантастический мир героев олонхо, мифов и притч. Картины на стенах удивляют красотами родной природы, порой придавая умиротворение. Здесь все пропитано традициями и культурой якутской земли, любовью к родине, ведь это главное в работах Кирилла Гаврильева.

Мир искусства всегда меня притягивал

Детство Кирилла Петровича прошло в селе Рассолода Мегино-Кангаласского района. Как обычно бывает в маленьких деревушках мальчик все свое свободное время проводил на природе, которая и стала незаменимым источником вдохновения.

«В семье нас было семеро братьев и сестер, родители все время работали, пыталась за нами всеми уследить бабушка. Поэтому был сам по себе – уходил рано утром, приходил поздно вечером – и всегда на природе, особенно летом. Всегда мальчишки гуляли свободно, помогали родителям, а они были рабочими колхоза и совхоза. Моя бабушка участница ВДНХ СССР, награждена золотой и серебряной медалями. Помню, мы выращивали очень много огурцов и помидоров, собирали их тоннами. Самое яркое воспоминание из детства – как я поливал однажды огромные грядки на три гектара, и вот я устал и уснул, просыпаюсь и вижу небо из помидоров. А что касается мечты, с 6 класса я хотел быть архитектором, у нас были очень хорошие педагоги. Учился хорошо, советовали поступать на историка, но я был твердо убежден поступить в художественное училище», — рассказал Кирилл Гаврильев.

По его словам, школа, где он учился, была очень гармонично развита. Дети активно занимались спортом, Кирилл Петрович лично участвовал в соревнованиях по 16 видам. Это сильно сказалось на его дальнейшем образе жизни, поэтому сейчас он пропагандирует активный образ жизни и в колледже, студенты которого активно участвуют в движении ГТО, марафонах, кроссах.

Мироздание и дух якутского народа

Пожалуй, одной из фундаментальных работ художника является религиозно-философская карта олонхо. Огромный труд основан на изучении 65 олонхо, мифов, преданий, историй, всемирных религий мира.

Карта имеет центральную ось, которая начинается с обозначения мыслей о прошлом – «Кэриэстээhин» (Память о предках), а на самом верху расположена Полярная звезда — Чолбон с символическим глазом. В якутском эпосе олонхо эта звезда имеет огромное значение, по приданиям через нее Создатель всего заглядывает на Землю. А в центре оси, конечно же, солнце, к которому тянется все живое. Большое значение Гаврильев уделяет языку, так как именно жизнь дается через слово, его смысл (Кэс Тыл) и благословение (Алгыс). В труд автор включил и ведущие религии, греческих и восточных мудрецов всех времен, 12 якутских Айыы по Кондакову, три части души по учению верхних божеств — Айыы: Буор-кут (физическое тело), Салгын-кут (интеллект, разум), Ийэ-кут (материнская душа). В Олонхо также есть Небесная благодать – вечное блаженство «Урун эйгэ», а противоположную сторону, называет автор – Черная дыра или же Ад. Срединная земля по олонхо и карте автора держится на обрядах, любви, времени, истине. По словам Гаврильева, если глубоко окунуться в мир олонхо, оно имеет межгалактические масштабы, грандиозные, немыслимые описания предметов возносят к космосу, где все постоянно находится в гармоничном движении. Теме олонхо посвящены и отдельные картины художника: «Сказитель», «Богатырь на коне» и другие.

«Меня интересовало, что все олонхо начинаются с описания времени и пространства, борьбы, сценария происхождения мира. Это мое видение жизни и мира по олонхо, можно сказать, это философская карта всего мироздания, включая даже космос. Здесь отражены и тенгрианство, и наша первородная религия – естественная природная религия, поклонение солнцу. У меня есть труд, всецело посвященный изучению этой темы, который вышел в двух книгах».

Одна из последних работ Кирилла Гаврильева посвящена глубокому осмыслению прошлого, настоящего и будущего. С одной стороны — первые люди на земле Адам и Ева – рай и грехопадение, с другой стороны – пагубные привычки, человеческое зло, порочность. Мать-природу окружают живые существа – животные, птицы, растения. А посередине стоит маленький ребенок, которому еще предстоит выбрать, на какой он окажется стороне – добра и света либо зла и тьмы.

Наш собеседник всегда говорил, что главное – жить в гармонии с природой, любить и беречь свою родину. Второе имя Кирилла Гаврильева — Кинтэн, которое ему дали старшие родственники в 1990-е годы, говорит о возвращении на родину. Ведь Кинтэн — это родина предков, которая, по воспоминаниям Гаврильева, постоянно снилась ему во время учёбы в Ленинграде, хотя до этого он в тех местах никогда не был. Вот потому традиции занимают в его творчестве особую роль. Об одной из традиций якутского народа повествуют картины из серии «Сэргэ». Сэргэ — это ритуальные столбы или деревья, символизирующие древо жизни, мировое древо, объединяющее три мира. Они связаны с культом коня. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки: верхняя предназначается для привязывания коней-жителей «верхнего мира», средняя — для коней-жителей земного мира, нижняя — для лошадей подземного мира.

К необходимости бережного отношения ко всему живому призывает триптих «Крик белого оленя», центральная часть которого написана на основе древнего наскального рисунка. Художник, затрагивая экологическую тему, пытается обратить внимание людей на хрупкость природы.

Жил на хлебе и воде и даже чуть не произошло раздвоение личности

Вспомнил художник и свое обучение в академической школе, которую сравнил с консерваторией, классическим академическим образованием.

«Многие ассоциируют меня с директором, мало кто из коллег знает, что я еще и художник. Я четыре года учился мастерству в Якутске, жил одно время на хлебе и воде, чуть не дошел до раздвоения личности. А потом еще шесть лет в Ленинградском художественном институте – это было сплошное штудирование. Академическая школа устанавливает жесткие правила», — рассказал Гаврильев, показывая доведенную до идеала фигуру человека, сделанную им еще в студенчестве.

С середины 80-х годов огромное влияние на студентов-художников оказала перестройка, передовыми предметами стали политэкономия, научный коммунизм, диамат и истмат. Между тем, рисовали с понедельника по субботу с утра до вечера, творчество было ограниченным, без отклонений от норм. При этом Кирилл Петрович подчеркивает, что такая практика – нормальная, допустима и в наше время.

«Это самая сильная школа, в которой учились со всего мира. Здесь изучают религиозные памятники, искусство разных цивилизаций и стран, начиная с первобытных времен. Я учился с иностранцами, был только один русский, а остальные – из Аргентины, Финляндии, Монголии, Болгарии, Вьетнама, Таиланда, ближнего зарубежья. Было, конечно, сложно, но знаете, жили все вместе спокойно и без проблем. Счастливое время было. Но то время все-таки сильно повлияло на обучение. У нас был профессор по политэкономии, с которым я иногда полемизировал, спорил и даже каверзные вопросы задавал, например, почему жизнь такая, затрагивал работу совхозов и колхозов. И вот однажды он меня остановил в коридоре и говорит: «Ты откуда?», я говорю: «Из Якутии». Профессор, к моему удивлению, сказал, что я задаю на самом деле правильные вопросы. Потом оказалось, что он работал главным экономистом Балтийского завода – практически все финансирование Ленинграда шло оттуда. Он заступился за зарплату рабочих, после чего его отправили читать нам лекции. Вот и вся перестройка. Я тогда понял жизнь в Питере, где всегда были революционные настроения. Поэтому хочу сказать, что взгляд на многое формируется во время учебы», — поделился собеседник агентства.

Искусство и творчество уже стало неотъемлемой частью его жизни. Бывает, что Кирилл Петрович может работать сразу над 10-15 картинами параллельно. У него в рабочих альбомах множество эскизов, к которым возвращается как только появляется вдохновение или видение.

Самые сокровенные работы художника посвящены его супруге, которая покинула этот мир совсем недавно от коварной болезни. Тогда справиться с горестью утраты помогло ему всецелое погружение в творчество.

Увлекательный мир шаманизма

Во время обучения он столкнулся с темой шаманизма, которая в последующем будет присутствовать в самых известных работах художника. К загадочной на тот момент теме Гаврильева подтолкнула преподаватель зарубежного искусства. Как вспомнил наш собеседник, на госэкзамене преподаватель спросила, как он относится к шаманизму. Но в советское время задумываться даже об этом невозможно было. «Я слышал про шаманизм в Якутии, знал, что были шаманы. Но когда профессор спросила мое мнение о шаманизме в современном мире, я не смог ответить. Именно она посоветовала обратить на это внимание, изучать корни шаманизма. На экзамене я на все вопросы ответил, споткнулся на шаманизме, поэтому она мне «четверку» и поставила. После этого начал изучать, поголовно все читать и читать, в итоге пришел к Льву Николаевичу Гумилеву.  Тогда у меня начало уточняться мировоззрение, в том числе восточное мышление. Я начал поиски композиции, отошел от академических картин, читал даже тюркско-монгольские труды. Благо здесь параллельно начало все издаваться. Так я постепенно по-другому начал делать композиции. Художник ведь должен найти себя, свой почерк и стиль. А классическое образование — это ремесло».

Кирилл Петрович поделился одним из самых загадочных моментов из жизни. В 2002 году в институте гуманитарных исследований прошел всемирный конгресс шаманизма, куда приехали шаманы всего мира: из России, Монголии, Таиланда, Индии и Казахстана. На выставке художник представил и свои работы. И вот к нему подбегает незнакомая женщина и говорит, что мышление автора перемешано между западными и восточными цивилизациями.

«Я навсегда запомнил ее слова о том, что у меня есть «третий глаз». Представляете, этой незнакомой женщиной оказалась Эдьиий Дора, но тогда я ее не знал. После ее слов у меня появилась уверенность, начал работать еще больше. А еще в детстве подруга моей бабушки, мать-героиня 12 детей говорила по моему взгляду, что я особенный ребенок», — вспоминает Гаврильев.

Первую персональную выставку под названием «Время раздумий» Кирилл Гаврильев организовал в 1997 году в археологическом музее ЯГУ, нынче — Музей мамонта СВФУ. Сразу же выставка увенчалась огромным успехом, художник стал обладателем престижных наград, стал лауреатом премии «Золотой олень». К слову, именно это событие стало переломным в жизни Гаврильева. В тот же год его назначили директором Якутского художественного училища. «До этого я три года сидел без работы, рисовал очень много, пытался найти себя. В первую выставку вошли множество экспонатов и первые картины, которые отражали мои раздумья. Было много откликов, правда, тогда было мало искусствоведов, аналитиков вообще не было. Но для меня все было необычным и было непонятно, как к такому успеху относиться. Постепенно в том же стиле я писал картины, потом мой друг, профессор из Красноярска говорил, что Кирилл Петрович работает в стиле современного этносимволизма».

С 1986 года Гаврильев является участником различных республиканских, молодежных выставок, в том числе в Иркутске, Хакасии, Москве. Основные работы: «Cеверная легенда» 1986, «Олень» 1987, «Раздумье» 1988, «Старый оленевод» 1987, «Ночь в стойбище»1986, «Рыбаки» 1987, «Вечер. Ожидание» 1987. За активную творческую работу дважды по приглашению принял участие в творческой даче «Академическая».

Где бы он ни был, всегда возвращается к истокам. При этом его работы, хоть и обвеянные традициями, удивляют современным подходом. Это, к примеру, отождествление огромного чорона, размером с планету, и космоса на холсте, «Небесная ураса» или «Якутская троица» — Билгэ, Танха и Дьылга тоже неразрывно связаны с космосом.

«В 2005 году я сделал выставку в Москве в двух шагах от Кремля. Охватил три зала графикой и живописью. Вот тогда и обратили внимание на то, что якутское искусство таким и должно быть – самобытным и загадочным для других. Вот, например, наш старший товарищ, академик Афанасий Николаевич Осипов все время говорил, что мы — последний оплот реализма, он не воспринимал отклонения, так скажем, от нормы. Хотя в то время уже были уникальные художники из Якутии — Исай Капитонов – художник  мирового уровня. Представляете, он в советское время, в 1970-е годы, рисовал шаманов, летающих людей, но его не принимали для участия во всесоюзных выставках, потому что не отвечал стилю того времени. Естественно со временем мировоззрение менялось, менялись мир и общество. Теперь все это понятно, но в то время все было жестко», — поделился Гаврильев.

Мы – другие

Основная тематика произведений Гаврильева— неразрывная связь человека с землёй, где он родился, его генетическая память о родном крае, осмысление духовного мира предков, мечта о гармонии человека и вселенной.

«Мы, саха, якуты – другие. И искусство должно быть тоже другим, отличительным, не академическим, хотя эта школа должна быть, должны быть свои требования. Но дело художника  — когда ты сам, по-своему убеждению начинаешь искать творческий путь. Мы ведь отличаемся менталитетом, культурой — все так говорят. Я начал делать персональные выставки с 2012 года по Сибири — в художественном училище существует совет директоров, куда входят 7 художественных училищ: Красноярска, Новосибирска, Кемерова, Алтайского края, Кызыла, Иркутска. Поэтому ежегодно мы встречаемся, проводим конкурс среди студентов. Все время сравниваем. И что интересно — мы отличаемся и в системе художественного образования, хоть программа у всех одинаковая. У наших студентов мышление другое, они завоевывают внимание и признание коллег со всех регионов, побеждая в разных конкурсах. Поначалу я удивлялся, почему мы выделяемся наряду с передовыми училищами России. А коллеги из других городов объясняли этот феномен тем, что наши дети смотрят на жизнь оригинально. Например, большой фурор произвела дипломная работа нашего студента, который изобразил Сайсарский рынок. Он написал реалистичную картину, на которой человек мерзнет в 50-градусный мороз, продает на улице замерзшую рыбу или молоко. Для нас это нормально, а для других – это диковинка, когда человек стоит на морозе, чтобы заработать на жизнь», — рассказывает Кирилл Петрович.

Он как никто знает развитие художественного искусства в Якутии, под его руководством из Якутского колледжа выпустились несколько поколений известных не только в республике, но и стране, а порой и в мире художников, дизайнеров, скульпторов и графических дизайнеров, востребованных на рынке труда.

С его приходом в колледже поменяли систему оценок, сформировали высококлассный педагогический состав, наладили межрегиональное и международное сотрудничество с ведущими образовательными учреждениями, а учиться стали с применением современных инструментов, материалов и методик. По инициативе Кирилла Гаврильева начали проводить выставки, а работы студентов стали известны на мировом уровне. Но уникально и то, что колледж ищет новые имена, возможно, будущих великих художников, даже в районах республики.

«Я считаю, что необходимо искать таланты в деревнях. Мы написали программу «Одаренные дети», охватили Амгинский, Мегино-Кангаласский, центральные улусы. Создаем лагеря для хорошо рисующих школьников, вместе с нашими студентами проходим пленэрные практики, где подбираем лучших», — добавил он.

Кирилл Петрович душой и сердцем болеет за свой, уже ставший родным, колледж. Многие годы он ставит вопрос об отдельном здании, ведь сейчас первое профессиональное образовательное учреждение искусства республики не имеет отдельного здания, а расположено внутри музыкального училища, хотя изначально все было наоборот. «Сейчас преобладает музыкальное и театральное искусство, но я с этим положением не совсем согласен, потому что должна быть гармония во всем. Тем более, во всех театрах наши выпускники. Во всем мире говорят о феномене якутского кино, но ведь его не делают без наших выпускников, они работают художниками-постановщиками. И даже в современных крупных IT-компаниях наши студенты воссоздают виртуальные миры».

В последнее время интерес в Якутии к художественному училищу значительно вырос. Если несколько лет назад поступало 150-200 заявлений, то сейчас на 40 бюджетных мест 450 заявлений. Студенты обучаются по трем направлениям: декоративно-прикладное, где керамисты, косторезы, ювелиры, мастера по резьбе из дерева сохраняют материальную культуру, здесь же учатся и IT-технологиям и, конечно же, академическая живопись. Эти контрастные, казалось бы отделения и составляют три кита развития искусства – современность, традиция и академическая школа.

В 21 веке самое главное — сохранение традиций

«Время неразрывно связано с развитием, я не говорю, что это плохо, но понимаете, сейчас главное – сохранить наши традиции. Мы обеспечиваем сохранение культуры не академическим пением, музыкой и так далее, а материальной культурой. Это одежда, пища, строения, жилища, в том числе и художественный промысел. Мы, как народ, этим и отличаемся, а если все это забудем, уже будем ассимилированы. Поэтому развитие развитием, но увлекаться этим слишком не надо», — уверен директор художественного колледжа.

В прошлом коду колледж отметил 75-летний юбилей. За это время коллективу и студентам удалось сохранить народное творчество, которое с вдохновением отмечают коллеги, деятели искусства из других регионов и стран, например, Англии и Израиля.

Кирилл Гаврильев ведет активную общественную и творческую работу, обладает принципиальной позицией в вопросах сохранения аутентичных форм народных промыслов, развития уникального языка в декоративно-прикладном искусстве, активно участвует в научно-практических конференциях и форумах по проблемам национальной культуры в деле сохранения её истоков. Является сторонником создания Евразийской академии художеств.

Совсем не страшно отдавать бразды правления в другие руки

Вот уже 25 лет Кирилл Петрович является бессменным руководителем Якутского художественного училища. В следующем году он собирается уйти на заслуженный отдых и посвятить себя всецело семье, творчеству и наслаждаться любимым занятием – рыбалкой.

На вопрос, не страшно ли отдавать свое детище в другие руки, он смеясь отвечает, что сейчас выросло новое поколение, которое может развивать якутское искусство правильно.

«С этой стороны я спокоен. Сейчас есть ребята, мыслящие лучше меня. Вокруг нас создан коллектив — это мои ученики, которые уже сами стали преподавателями. Можно сказать, что я — дедушка-преподаватель. Поэтому я уверен, что на правильном пути разрушения не будет, будет только гармоничное развитие. Еще раз повторяю, что развитие не означает полное восприятие иностранных веяний. Надо понимать, что мы еще ого-го какие, пусть у нас учатся, а мы сохраним нашу самобытную культуру. Я так и сказал при встрече с британскими учеными: «Нас не надо учить, мы достаточно образованный и цивилизованный народ». Есть мировые державы, где пропадают сострадание и человечность, главной ценностью становится конкуренция, пропагандируются антиестественные нормы. А к чему это все приводит? К размытию духовности и традиций. Я понимаю, что для каждого важна свобода, но свобода — не есть вседозволенность. Вот в олонхо тоже есть свое понятие насчет свободы, она как бы ограждена границами, изгородью», — рассуждает директор.

В завершении беседы он пожелал молодым и будущим художникам развиваться гармонично, не забывать истоков и не терять ту уникальность, которой славится якутское искусство на весь мир.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
19 апреля 19.04
  • $ 94,09
  • 100,53

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: