Мусороперегрузочная станция Якутска. Подробнее о сроках, стоимости и решении споров

Всё о мусороперегрузочной станции и новом полигоне на 27 км Вилюйского тракта
11:00, 19 октября 2020
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Спор между региональным оператором «Якутскэксети» и МУП «Жилкомсервис» вновь заставил общественность обратить внимание на «мусорный» вопрос, который остается актуальным для Якутска на протяжении пары последних десятилетий. Сможет ли решить проблему строительство мусороперегрузочной станции, разбиралось ЯСИА.

Напомним, что 1 октября было подписано концессионное соглашение о строительстве мусороперегрузочной станции между министром экономики республики Майей Даниловой и генеральным директором ООО «Айылга» Владимиром Сыромятниковым. Однако, чтобы лучше понимать, что данное соглашение дает столице, необходимо углубиться в детали проблемы.

Ещё в начале 2000-х мусорный полигон Якутска стал периодически гореть, из-за чего дым, с содержащимися в нем вредными веществами, накрывал столицу республики. Руководство республики и города тогда подняли вопрос о  строительстве мусороперерабатывающего завода, а также или расширении или переносе свалки. Однако обсуждения и переговоры так и не запустили какие-либо конкретные действия. На данный момент ситуация такая, что ресурс полигона фактически исчерпан, а требования федерального закона подразумевают детальную проработку  экологического момента.    

Сложившуюся обстановку обрисовал заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Виктор Романов.

В чем разница между заводом и станцией?

Мусороперегрузочная станция и мусороперерабатывающий завод отличаются функционально. Завод – это, как правило, глубокая переработка отходов и изготовление продукции. В основном, это касается пластика. Станция, хоть и имеет элемент переработки, но в первую очередь нацелена на оптимизацию транспортных расходов.

Также же есть понятийные отличия. Перерабатывающий завод – это несколько другое. Допустим, завод по переработке макулатуры, производству туалетной бумаги или А4. Целлюлозно-бумажный завод – это колоссальные мощности. Именно заводские масштабы.

Также есть мусороперегрузочные и мусоросортирующие станции. У первых основная цель – оптимизация логистики, а у вторых – сортировка мусора для оптимизации массы отходов. Мы остановились на более-менее приемлемом варианте в сложившихся условиях.

Какие перемены ожидаются?

Мощность станции определена в 150 тысяч тонн в год. Из отходов, которые попадут на станцию, будут отобраны фракции, которые запрещены для захоронения. Это картон, некоторые виды резины и пластика. Их будут извлекать до направления на полигон. Также на станции будет уменьшен объем отходов путем прессования.

Спрессованный мусор будет грузиться в 20-ти кубовые контейнеры специальными машинами – крюковыми подъемниками. Это уменьшит количество рейсов между мусороперегрузочной станцией и полигоном. Закрытые бункеры спецтехники исключат возможность разброса мусора по пути, что так беспокоило общественность.

На существующем старом полигоне на 9-м километре Вилюйского тракта отсутствует весовой контроль, поэтому сложно определить точные данные по объемам завоза мусора. Станция должна устранить эту проблему, что сведет на нет споры между региональным оператором «Якутскэкосети» и МУП «Жилкомсервис». 

Помимо сортировки у станции будет линия по производству альтернативного топлива. Оно будет производиться путем размалывания и гранулирования, например, древесного крупногабаритного мусора. Данное решение позволит уменьшить объемы для захоронения и даст недорогое альтернативное топливо.

Для создания топлива подойдет не только дерево, но и некоторые виды пластика, матерчатые материалы и так далее. По международной классификации, топливо относится к RDF и SRF классам (см. справку). Минимальный объем выборки составит 36% от общей массы.

Справка

RDF – refuse derived fuel (топливо из отходов) – общее название альтернативного топлива.

SRF – solid recovered fuel (твёрдое восстановленное топливо) – топливо, полученное из твёрдых отходов, с химическим составом и физическими свойствами, удовлетворяющими требованиям потребителя.

Источниками для альтернативных видов топлива может выступать широкий спектр отходов: автомобильные покрышки, горючие фракции твёрдых коммунальных отходов (ТКО), отходы древесины (от упаковки до санитарной вырубки), деревянные ж/д шпалы, отходы лакокрасочных производств, отходы производства ковролина, нефтешламы, костная мука и т.п.

Наиболее крупнотоннажным и стабильно возобновляемым является топливо, получаемое из горючих фракций ТКО. К таким фракциям относятся полимеры, бумага, комбинированная упаковка, текстиль, древесина, кожа, резина и т.п., как правило не пригодные к дальнейшей переработке, а, значит, не продаваемые.

Из средних российских ТКО можно получить порядка 25% SRF с теплотворной способностью как у сухой древесины (3,5-4 тыс. ккал/кг) при влажности не более 18%, т.е. если цементные заводы и объекты энергетики законодательно обязать использовать АТ из ТКО, четверть всех коммунальных отходов может быть пущена на выработку тепловой энергии.

Журнал «Энергосовет» № 4 (54) за 2018 г.

Мы пока не знаем, какого качества оно получится, но концессионер нацелен на то, чтобы производить высококалорийное топливо. Перспективы применения – различные. Его можно использовать в котельных, цементных заводах и так далее. Уже сейчас есть несколько предварительных договоренностей с республиканскими предприятиями, для производственных линий которых не нужно технологических изменений.

Земля и рабочие места

Первоначально мусороперегрузочную станцию планировали построить на Базовом переулке, но данное решение было пересмотрено. По новому проекту, она будет располагаться к западу от ЯГРЭС-2. Участок выбран с таким раскладом: чтобы быть поближе к городу, но при этом не быть в его черте.

На территории будет располагаться контрольно-пропускной пункт с весовым и радиационным контролем, пожарные емкости, бытовой корпус, мусороперегрузочная станция, участок по производству альтернативного топлива и так далее.

Сроки

На данный момент, по проекту заключено концессионное соглашение между министерством экономики Якутии, как уполномоченным органом, и ООО «Айылга». Сейчас начались инженерные изыскания по проекту. Параллельно должна идти оценка воздействия на окружающую среду, которая идет по двум проектам – новому полигону на 27 километре Вилюйского тракта и мусороперегрузочной станции. 

Проектирование должно завершиться ко второму кварталу 2021 года. К тому же сроку должны реализовать экологическую и государственную экспертизы.

По соглашению, срок ввода в эксплуатации станции назначен на начало 2023 года, но правительством республики поставлена задача ввести объекты в кратчайшие сроки. В этом также заинтересован концессионер — ООО «Айылга», которой будет получать выручку с момента ввода станции.

Стоимость

Стоимость станции – 1 миллиард 265 миллионов рублей. В целях сдерживания роста тарифов предусмотрен капитальный грант от республики в размере 291 миллион рублей.  Оставшаяся часть будет финансироваться за счет привлеченных заемных средств. Их должен привлечь и отработать концессионер, при этом внимание со стороны кредитных организаций уже есть.

Проект полностью выполняется ООО «Айылга», которому республика выделяет землю и обеспечивает поток твердых коммунальных отходов. Соглашение заключено сроком на 25 лет, что даст гарантии исполнения обязательств с обеих сторон. Концессионер может зарабатывать на предпринимательской прибыли и реализации альтернативного топлива. Поэтому он заинтересован в больших объемах переработки отходов.

Новый полигон

Новый мусорный полигон будет построен на 27-м километре Вилюйского тракта. Сейчас проводятся изыскательские работы, сделана посадка полигона, определено место заезда на участок. Разработано техническое задание по строительству полигона. Оценка воздействия на окружающую среду должна завершиться к концу текущего года.  При этом, инженерные изыскания по полигону и станции проводятся параллельно, так как объекты тесно связаны друг с другом.

Проектом ввода нового полигона занимается ГУП «ЖКХ РС (Я)». Предприятие также должно привлечь кредитные средства, которые впоследствии будут возвращены за счет республиканского бюджета. Соответствующая программа утверждена, она аналогична той, которая применялась во время строительства якутского водозабора. Средства на погашение кредита также выделяются из госбюджета республики, что дает возможность сдерживать тарифы.

Старый полигон

На месте будущего мусорного полигона Якутска проводят инженерные изыскания. Министр ЖКХ и энергетики Якутии Дмитрий Садовников в 7 октября провел выездное совещание на территории старой свалки по рекультивации объекта

Действующий полигон на 9 км Вилюйского тракта продолжает работу. Проект по его рекультивации прошел необходимые экспертизы и готов к заявке на федеральное финансирование. Однако объекты по рекультивации принимаются только при наличии в государственном реестре объектов накопленного воздействия на окружающую среду. Туда он может быть включен после ввода в эксплуатацию нового полигона, либо при определении альтернативного места временного размещения ТКО. Так что рекультивацию старого полигона необходимо ускорить.

Сейчас идут работы по поиску альтернативных решений. Решение о закрытии полигона администрации Якутска  необходимо принять до 1 апреля 2021 года для предоставления заявки на федеральное финансирование рекультивации с 2022 года.

Рекультивация старой свалки

Проект рекультивации старого полигона курирует министерство природы Якутии, а также входит в региональный проект «Чистая вода».

Промышленный полигон после рекультивации

11 февраля 2019 года между ООО «Жилкомсервис» и ООО «СтройГрад» заключен по разработке проекта рекультивации городской свалки. Работы по инженерным изысканиям и разработке проектной документации выполнены. Также получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Летом 2020 года Минприроды России рекомендовано перевести свалку в категорию «наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде».  Также там отметили, что полигон под определение «несанкционированная свалка» не попадает.

Мусорная реформа Дмитрия Медведева

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Ее целью, по замыслу ее авторов, является ликвидация незаконных свалок и переход на раздельный сбор отходов, их сортировку и переработку с тем, чтобы их можно было использовать повторно.

Термин «мусорная реформа» звучит грустно. Такой тезис озвучил в конце 2019 года заявил тогдашний глава правительства России Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы журналистов. Он отметил, что дело не в термине, а в том, что нужно создавать целую отрасль, которая есть практически в каждой развитой экономике, и это будет вкладом в экологическое будущее. 

«С одной стороны, нужно заниматься уничтожением отходов, а с другой стороны, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Надо строить заводы по уничтожению, новые специальные мощности по сортировке мусора. Мы этому не придавали значения, а во многих странах отрасль действует десятилетиями. Сейчас всему этому надо будет учиться, но это будет наш очень важный вклад в экологическое будущее, в здоровье нашей нации. Если мы этого не сделаем, эти кучи будут расти и дальше», — заявил Дмитрий Медведев.

В правительстве тогда подчеркнули, что в период до 2024 года программа предусматривает 300 млрд рублей инвестиций: «Задача эта очень важная. Нам надо жить в чистой стране, а страна у нас прекрасная».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
24 ноября 24.11
  • -24°
  • $ 102,58
  • 107,43

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: