Последствия пандемии и кризиса вернули популярность мошеннической схемы «исправления» кредитных историй, рассказали РБК в крупных бюро кредитных историй (БКИ) и подтвердили в нескольких банках.
Компании, которые позиционируют себя в качестве финансовых консультантов, стали активно предлагать заемщикам повысить их шансы на новый кредит, изменив кредитные отчеты. Такие «консультанты» берут с заемщиков плату и рассылают в БКИ запросы о внесении изменений в кредитную историю.
Среди тысяч ежемесячных обращений от потребителей шестая часть — запросы с признаками фиктивности, сообщил гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. В июле—августе количество подобных жалоб удвоилось по сравнению с докризисным периодом.
«Таких писем с просьбой «исправить все» мы получаем сотни в неделю», — отметил и гендиректор Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Артур Александрович. Мошенники активизировались с начала 2020 года, но до кризиса письма отправляла одна компания, а «с начала карантина появилась вторая волна таких обращений». «Она отличалась от первой тем, что теперь подобные массовые запросы приходили уже не от лица компании, а от лица конкретных физлиц, но на этот раз касались кредитных историй, хранящихся в нашем бюро», — пояснил он.
В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) отметили рост числа прошений изменить содержание кредитных отчетов с конца июля.
«Речь идет об увеличении [количества заявлений] на 5–10% [по сравнению с предыдущими месяцами]», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Почему жалобы признаются мошенническими
Фиктивные обращения на оспаривание записей в кредитной истории выглядят как близнецы, отметил Лагуткин.
«Они подготовлены по единому шаблону или формату, подписи на них крайне похожи. Например, встречаются фразы «оспариваю все с 2015 года», без указания какого-либо конкретного предмета (договора или запроса) для оспаривания», — перечисляет собеседник РБК.
Как пояснили в ОКБ, раньше мошеннические запросы в основном рассылались от имени компаний, но с начала пандемии требования исправить записи в кредитном отчете стали приходить от конкретных заемщиков. Тогда бюро решило связаться с заявителями.
«От ряда физлиц, от имени которых рассылались подобные письма, мы узнали, что с ними связалась некая компания, утверждающая, что у них якобы плохая кредитная история, осложняющая получение кредитов. За определенную плату они предлагают исправить кредитную историю. Сотрудники этой компании направляют по крупнейшим БКИ письма, в которых настаивают на проверке всех записей в кредитной истории. В абсолютном большинстве случаев в конечном счете никаких изменений в кредитный отчет не вносится, так как все записи корректны», — поясняет схему Александрович.
По данным ОКБ, консультанты просят за исправление кредитных отчетов 20–40 тысяч рублей.
Участниками конкурса стали более 33 тыс. ребят из всех регионов России
Такого же мнения венгерский премьер-министр
Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) провёл пресс-конференцию
Самое большое желание детей — смартфон