Министр образования Якутии о трендах в образовании, детской и молодежной науке и изменениях в ЕГЭ

Сегодня начало работу традиционное Январское совещание работников образования
15:00, 27 января
Текст:

Сегодня начало работу традиционное Январское совещание работников образования, которое продлится по 31 января. Его основной темой станут методические аспекты качества образования. О том, какие тренды преобладают сегодня в образовании, о детской и молодежной науке, сохранении родного языка и изменениях в организационных моментах ЕГЭ рассказала министр образования и науки Якутии Ирина Любимова.

— Ирина Павловна, начнем с трендов в образовании. Наверное нельзя сказать, что пандемия задает тренды, но она явно дает направления для развития системы образования. Как вы оцениваете возможности дистанционного обучения?

— Как в любом деле, онлайн-обучение имеет свои плюсы и минусы. В первые дни мы остро ощутили, что не были готовы к массовому онлайн-образованию. Например, из-за нехватки соответствующего оборудования. Мы все с вами за последние два года научились и сформировали некоторые нормативы и стандарты. С одной стороны для нашей республики появилась возможность продолжать учебный процесс во время актированных дней, во время карантинных дней. Поэтому в актированные дни и во время карантина в период распространения вирусной инфекции онлайн-обучение будет применяться. Согласитесь, участвовать в родительских собраниях, будучи на работе, дома, в командировке — тоже положительный момент онлайн-формата. Но приоритетным он не станет.

— Насколько известно, вопросы с оборудованием решаются. Отрадно, что все к этому подключились — меценаты и другие общественные сообщества… Расскажите о более профессиональных нюансах.

— С середины 2000-х годов мы ввели в практику дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Были и дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов. Этот опыт мы срочно масштабировали в марте 2020 года. Помните, было время, когда трансформироваться надо было на ходу. И, так как в начале пандемии большинство школ находились на каникулах, было время более-менее подготовиться к началу новой четвери. Министерством были утверждены 4 методических рекомендации по разным направлениям дистанционного образования. В этом ключе, реагируя на текущие изменения ситуации, работает наш Институт развития образования и повышения квалификации им.С.Н.Донского – II. В течение прошлого учебного года мы массово обучили 8000 педагогических работников на курсах повышения квалификации. Сейчас особенности дистанта мы ввели в инвариативную часть курсов. Поэтому нам удается оперативно анализировать ситуацию и вносить изменения.

— Когда речь идет о трансформации, это говорит о том, кто готов и может работать в новых условиях. Каков средний возраст учителя Якутии?

— В среднем, 43-45 лет. Наша отрасль отличается от многих своей динамикой, вовлеченностью и руководствуется намерениями создания благоприятной среды для роста личности. Ведь столетиями мы следуем традициям педагогических династий, наставничества в объединениях, где сохраняются лучшие фундаментальные идеи и ценности. На самом деле, традиции задают тон новым внедрениям, с точки зрения обеспечения результативности, возможности массового творческого использования. Об этом мы говорим часто. Например, на этой неделе мы собираемся на Январское совещание.

— В преддверии Январского совещания работников образования подведем итоги. 2021 год в Российской Федерации был объявлен Годом науки и технологий. Как он прошел?

— Свыше сорока мероприятий прошли с активным участием научного сообщества. Главной площадкой обсуждения перспективы науки стал форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России», в котором принял участие президент РАН А.М. Сергеев. Здесь важно отметить, что принята новая редакция Закона «О науке и государственной научно-технической политике». Нововведения коснулись статуса и полномочий Академии наук РС(Я), координационного и совещательного органа при Главе РС(Я) по вопросам науки и высшего образования, а также ряда других важных моментов. Принята новая государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) до 2024 года». Большие надежды мы возлагаем на реализацию программы межрегионального научно-образовательного центра «Север: территория устойчивого развития». Она осуществляется путем интеграции научного, образовательного и промышленного потенциала пяти субъектов Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей.

Мы понимаем, что во всех направлениях важно развиваться гармонично. Вместе с тем новые подходы и инициативы активно продвигает детская и молодежная наука. 

— В соответствии с планом работы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей за 2021 год,  Малой академией наук Республики Саха (Якутия) проведена целенаправленная работа для обучающихся начального, основного и среднего общего образования по направлениям “Наука”, “Спорт”, “Креативная индустрия” и “Искусство”. Республиканский этап Всероссийской научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Инникигэ хардыы им. В.П. Ларионова» собрал 1723 участника из 353 школ и 22 учреждений дополнительного образования.

— Некоторые вызовы времени требуют от нас творчества, и мы зачастую обращаемся к непосредственности наших детей. К примеру, наука с самого раннего возраста… Какие подходы приемлемы?

— Сейчас внедряются проекты и программы по раннему выявлению и развитию способностей детей: «Одаренный ребенок», «Музыка для всех», «Рисуем все», «STEM-образование», «Эколята-дошколята». В детских садах, помимо воспитателей, работают методисты, в тесном диалоге с родителями. Дети в этом возрасте очень восприимчивы. Важно не переусердствовать. Игровая форма познания окружающего – это и есть наука с раннего возраста. В этом году мы уделим внимание родительскому просвещению в детских дошкольных организациях. Также в приоритете издание учебно-методических пособий для дошкольных учреждений на якутском языке

— Мы знаем, что в прошлом году вам удалось выпустить новые учебники по родному языку и литературе.

— Да — для включения в региональный компонент. В рамках реализации государственной программы “Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)” нам удалось выпустить эти учебники.

Обновлены 29 электронных форм учебников по якутскому языку для 5-9 классов и якутской литературе для 1-9 классов, учебники по тундренному юкагирскому языку и литературному чтению для 1-4 классов, учебное пособие «Букварь лесных юкагиров». Разработаны электронные формы учебников по якутскому языку для 1-4 классов, печатные и электронные формы учебников по якутской литературе для 10-11 классов.

— Сохранение языка во многом связано с развитием сельских школ. Российское образовательное сообщество в последнее время очень активно продвигает эту идею. И не секрет, что новаторские идеи, а именно развитие агрошкол относится к началу развития этого движения.

— По развитию сельских школ, благодаря нашим энтузиастам, народным депутатам, руководству республики, Якутия является неким образцом механизмов, которые актуальны сейчас в стране. В ноябре прошлого года Ф.В.Габышева на V Всероссийском съезде учителей сельских школ рассказала об опыте Якутии, озвучила предложения региона. Это продолжение планомерной работы, в которой принимал участие Алексей Михайлович Кушнир – известный ученый в области методик преподавания, руководитель издательского дома «Народное образование» и главный редактор одноимённого журнала, одного из старейших в России. Алексей Михайлович внес большой вклад в развитие наших агрошкол.

— И вопрос, вытекающий из контекста развития сельских школ. Расскажите о реализации национального проекта «Образование» в нашей республике.

— В 2021 году построено 9 школ на 1220 учащихся. За счет средств федерального бюджета получено 82 школьных автобуса. Напомним читателям, что в 2020 году мы получили 47 автобусов.

Созданы 111 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Цифровая образовательная среда внедрена в 119 общеобразовательных организациях. 140 школ подключены к высокоскоростному интернету в рамках национального проекта «Цифровая экономика для Российской Федерации» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Открылся центр цифрового образования детей «IT-куб» в Якутске.

С конца учебного года и вплоть до 1 сентября в мессенджерах мы наблюдаем активный репост объявлений школ о поиске учителей. Целевое обучение, “Земский учитель”, майские указы — насколько работают эти стимулирующие решения?

— С января 2020 года Республика Саха (Якутия) принимает участие в реализации федеральной программы «Земский учитель». Объем финансирования в 2021 году составил 32 млн руб. С 2021 г. возобновлена реализация мероприятий в рамках государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы». При выполнении условий работы в течении 5 лет из средств государственного бюджета предоставляется учителю социальная выплата в размере 50% от стоимости 1-комнатной благоустроенной квартиры.

В 2021 году государственная поддержка оказана 25 учителям, выполнившим условия договора: каждый для улучшения жилищных условий получил социальную выплату в размере 1,9 млн руб.

В 2021-2022 учебном году в школы Севера и Арктики на работу по трехсторонним договорам направлены 18 учителей. Идет реализация проекта «Учитель Арктики». 34 молодым специалистам выплачено единовременное подъемное пособие и компенсированы проездные расходы, провоз багажа.

— Решение государственных задач сводится к очень многим цифровым значениям. Родителям говорят: “Постарайтесь убедить ребенка в том, что сами по себе оценки не всегда так уж важны, гораздо важнее умение прощать себя за ошибки и стремиться всегда к своей цели”. В связи с этим несколько слов скажите об актуальных организационных моментах ЕГЭ и ОГЭ.

— Если раньше выпускники в обязательном порядке сдавали ЕГЭ, то, в связи с пандемией, теперь выпускник, поступающий в вуз, сам вправе решать, какие предметы, кроме обязательных – русского языка и математики, ему сдавать. С каждым годом у нас результаты по сдаче ЕГЭ улучшаются, выявляются все новые стобалльники. В 2021 году 30 выпускников получили 100 баллов на ЕГЭ. Впервые в истории школьник из Якутии Кирилл Ескин (Якутский городской лицей) стал абсолютным победителем по обществознанию заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. По организации ЕГЭ республика заняла 10 место из 85 субъектов Российской Федерации.

В 2022 году основной государственный экзамен (ОГЭ) пройдет с 21 апреля по 2 июля, а единый государственный экзамен (ЕГЭ) — с 21 марта по 2 июля.

Автор: Ольга Семенова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале и WhatsApp-группе ЯСИА
3
0