«Минимум мотивации, максимум дисциплины»: как сделать так, чтобы ребенок сдал экзамены без потерь

Психотерапевт - о давлении на ребенка и эмоциональном насилии
09:58, 03 июля 2023
Текст:
Фото: Андрей Сорокин/ЯСИА
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В последние годы уровень правосознания, как школьных учителей, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, не редки случаи эмоционального насилия от педагогов, а это может серьезно сказаться на здоровье ребенка. Заметны в СМИ и суициды в России перед экзаменами. Вот почему родителям важно вовремя увидеть эту проблему и быстро среагировать. Но только ли родителям нужно об этом думать?

Чтобы обсудить эту проблему и подумать, как ее можно решить, мы обратились к психиатру, психотерапевту ГБУ РС (Я) ЯРПНД, психотерапевту Валентине Алексеевой.

Валентина Владимировна, вы стали говорить об этой проблеме открыто в своих источниках совсем недавно. Что произошло? Почему вы решили поднять эту тему?

— Моя дочка сдавала ОГЭ в этом году. До этого я тоже сталкивалась с темой давления от учителей, но это, скажем так, не трогало меня. А в этом году я столкнулась с этим сама и услышала, что учителя действительно говорят детям напрямую: «вы все вот такие-сякие», «ты не сдашь» и пр.

Бывает такое, что ребенок, например, слабо учится, но на самом деле  не всегда они проваливают экзамены. К примеру, мой ребенок учится относительно хорошо и, несмотря на то, что у нее стабильно в течение всего года неплохие оценки, ей учителя тоже говорят в лицо, что она не сдаст. Для меня это было очень странно и очень неприятно.

В начале года я попросила классного руководителя в группе мессенджера, где есть все учителя и родители, не говорить такие вещи. Моя просьба была проигнорирована и, как оказалось, это массовое явление.

— Насколько велико влияние педагогов, учителей на ребенка? Чаще я слышала о том, что на детей влияют именно родители.

— Говорят, что безгранично. Безусловно, родители имеют большее влияние на детей, чем учителя. Если, например, у ребенка в семье все относительно спокойно, если его принимают, понимают, дают ему поддержку, то влияние учителей будет не такое высокое. Имею в виду деструктивное влияние. Так же, как и влияние улицы или какой-то компании, оно будет на ребенка минимальным. Но, к сожалению, наше общество несовершенно.

— Экзамены в школе для ребенка стресс?

— То, как сдавал экзамены мой ребенок – это был стресс и насилие с начала учебного года, с сентября. Как я понимаю, учителя не справляются с собственными какими-то внутренними эмоциями и вместо того, чтобы давать спокойствие и стабильность, опору и поддержку, они выливают это напряжение на детей. Как? Криками, колкостями, в течение года все время говорят, что у них скоро экзамены, что они не сдадут и так далее. Я не говорю это про всех учителей. Есть учителя, которые знают, что такое эмоциональный интеллект и не ведут себя подобным образом.

Я считаю, что экзамен не должен быть стрессом. Или что стресс должен быть минимальный, не более 30%. То есть весь год ребенок должен занимается на 30% своих возможностей, и перед экзаменами тоже стараться на треть своих сил. Чем более расслаблен ребенок, тем лучше работает кора больших полушарий. Это нейрофизиология. Если ребенок все время находится в стрессе, у него накапливается внутри огромное количество адреналина и кортизола, то у него кора больших полушарий просто не включится в работу. Ни памяти, ни внимания, ни мышления, ни интеллекта, ничего там не будет работать, потому что он в стрессе. И поэтому задача ребенка до экзамена, перед экзаменом, во время экзамена – быть максимально расслабленным, быть максимально спокойным. Чем более он спокоен, тем лучше работает кора, тем лучше память.

— Что нужно делать школе, чтобы ребенок проходил этап сдачи экзаменов более или менее комфортно?

— Во-первых, должна быть доброжелательная атмосфера. Если учителя чувствуют напряжение по поводу экзаменов, переживания, что какой-то ребенок боится, что не сдаст или еще что-то, вместо того, чтобы сливать эмоции на детей, нужно идти к психологу. Не к школьному психологу, у которого нагрузка итак большая, а к отдельному специалисту, который будет, например, работать с учителями. Сейчас психологические услуги на рынке достаточно развиты. Нужно искать своего специалиста и все свои тревоги, волнения и переживания по поводу того, что происходит с детьми, выливать не на детей, а разбирать с психологом.

— Чувствуете ли вы, как родитель, хотя бы немного поддержку учителей? То есть, они собирают вас, объясняют вам что-то? Помню, когда я училась в школе, наша классная руководительница собирала родителей по данному вопросу. 

— Нас несколько раз собирали да, нам объясняли, как будет происходить сам экзамен, что там будут камеры, что надо приходить с паспортом, что нужна гелевая ручка – все по структуре самого экзамена. Также нам объясняли, сколько проходных баллов по каждому предмету нужно набрать на определенную оценку. Было такое. Все объясняли, действительно.

— Как вы думаете, какую-то поддержку дети получают от учителей сейчас?

— Я не могу сказать про все школы, но вот где учится моя дочь, там нет особой поддержки. К сожалению, на мой взгляд, было наоборот. У меня очень рассудительный и спокойный ребенок, но в какой-то момент я даже видела по ней, что она даже не хочет идти в школу. Связываю это с давлением и постоянными негативными высказываниями в адрес детей. Не обязательно быть такому, что что-то говорят в адрес вашего ребенка. Но если, в общем, в школе враждебная атмосфера, ну, кто захочет ходить туда с удовольствием?

У вас огромный опыт работы с людьми. Как часто к вам обращаются люди с подобной проблемой, что ребенку тяжело с экзаменами? 

— Чаще всего приходят после. Не знаю, какой там накал в тот период, когда вот это все происходит, но люди именно в этот момент не идут. А вот когда уже прошло, да, через какое-то время могут прийти дети и сказать «мне было очень плохо». Приходят также относительно взрослые люди с застарелыми травмами: «это было настолько ужасно, что я хотела даже себя убить в тот момент». То есть это, может быть, и очень отсроченное явление, которое влияет на жизнь, на самооценку, на то, как человек найдет себя в этой жизни, будет ли он успешен, получится ли у него жить именно так, как ему хочется.

То есть давление на ребенка в школе из-за экзаменов может являться психотравмой, которая потом впоследствии выльется в алкоголизм на что-то такое?

— Может, в алкоголизм и еще во что-то. Иногда даже в какие-то семейные проблемы и так далее.

Какие обычно дети сильно переживают по поводу успеваемости и почему такое случается? Взрослые-то, по идее, понимают, что оценки особо не влияют на будущую жизнь.

— Не все взрослые это понимают. Некоторым нужно обязательно медаль на себя повесить: «а мой ребенок сдал ЕГЭ на 100 баллов, я великая мать!» или «я прекрасный, великолепный отец!». Такие родители тоже есть, но это, конечно, невроз. Это надо заниматься со специалистом.

Дети, которые сильно переживают по поводу успеваемости в школе – в основном это те, у которых нет поддержки в семье. Также это дети, у которых особенность личности такая. Допустим, неуравновешенный тип личности – и это врожденное качество, ничего в нем плохого нет. Он просто сам по себе такой с такой нервной системой. Иными словами – темперамент. Характер у таких детей может быть чувствительный, мнимый, ранимый. Такими становятся не обязательно сам по себе, иногда под влиянием среды, под теми или иными психотравмами человек может стать замкнутый. Также это могут быть те, у которых нет эмоционального интеллекта, те, которые не знают, не умеют, не понимают в свои эмоции, не знают, как быть с ними.

Почему все чаще говорят о том, что дети, которые учатся на «отлично» на самом деле очень невротизированные?

— В любой психологической теории человек – очень многогранное существо. Это тот, который, может быть и умным, и глупым одновременно, и сильным, и слабым, и отличником, и двоечником, и каким-то очень активным, и сильным, и в то же время ничего не мочь. Вот так устроен человек. В философском направлении это называется дуальность. И вообще вся жизнь так устроена – она подвержена ритмам: день и ночь, отливы и приливы. Я все время говорю о том, что человек многогранный. И чем больше у человека разных граней и способностей, тем выше вероятность выживаемости, хорошей и прекрасной жизни.

Кто такой отличник? Это человек, который застревает в одной позиции: «я должен для кого-то», не для себя даже. И, по сути, это невроз –определенный уровень напряжения. Например, троечник или хорошист, в принципе, могут периодически напрягаться и расслабляться. Для нервной системы это даже полезно. Представляете, какой уровень напряжения должен быть у ребенка, чтобы постоянно быть отличником! Если держать руки все время в напряжении, то рука упадет от бессилия. И примерно то же самое, наверное, может произойти с нервной системой.

— На самом деле ведь хорошо, когда ребенок хорошо учится. У него больше шансов, например, поступить на бюджет.

— Да, но если это делать не с позиции, что ребенок должен. Это невротическая мотивация, когда тебя за горло держат и говорят: «Ты должен поступить на бюджет» и так далее. Она, конечно, может быть, и имеет место быть, и, может быть, даже неплоха, но она все-таки вызывает постоянное напряжение. А когда много напряжения, это плохо тем, что оно задействует внутренние ресурсы.

И потом мотивация – это некая постоянная стимуляция: как выпить кофе с утра. То есть это постоянно какой-то шлепок, пинок под зад, укол. Как будто все время надо стимулировать, стимулировать и стимулировать. Но рано или поздно все эти стимуляторы перестанут работать.

Другое дело, когда мы воздействуем на ребенка, наоборот, со здоровой позиции – расслабления. Ребенку не так нужна мотивация, сколько нужна дисциплина. Минимум мотивации, максимум дисциплины – вот ключ для позитивного развития ребенка. Для чего? Даже в школе расписание делают на полгода заранее, и дети знают, какие у них будут уроки. Это снимает тревогу. Если ребенку объяснять, что все в каких-то предметах сильны, где-то слабы, то будет намного легче достичь целей.

— То есть ребенка гораздо эффективнее мотивировать не тем, что ему заплатят деньги, если он получишь больше пятерок, а заняться структурированием, систематизацией его учебного процесса?

— Да, и чтобы ему это было понятно, просто и самое главное, посильно. Чтобы он затрагивал внутреннего напряжения максимум на 30%. Если ребенку тяжело, то ваша задача, как родителя – хорошо понимать его и чувствовать подходит ему это или нет. К примеру, для какого-то ребенка тренировки три раза в неделю это очень много. И, как родитель, вы должны это заметить сами. Важно понимать, что чем умереннее и регулярнее занятия, тем лучше для ребенка.

— Что нужно делать родителям, чтобы помочь ребенку вынести стресс от экзаменов?

— Самое главное – самим быть устойчивыми и внутри себя понимать, что, если вдруг ваш ребенок, к примеру, не сдаст на тот балл, который вы бы хотели, четко для себя знать, что с вами-то ничего не случится. Вы не развалитесь, вы не будете рвать на себе волосы от отчаяния или еще что-то. Вам будет окей, вы будете спокойны. Да, это будет грустно, если он не сдаст экзамен. Тогда вы можете сесть и подумать: «как мы можем сделать так, чтобы ты все равно получил какое-то достойное образование, чтобы ты все равно нашел себя в жизни». Важно сказать ему в том случае: «я верю в тебя, я знаю, что ты все равно себя найдешь». То есть, задача родителя сделать так, чтобы ребенок нашел себя, ту профессию, от которой он будешь получать удовольствие и сможет себя обеспечить. И верить в это. Пускай это не будет, как в классических каких-то сценариях, что ребенок закончил школу на пятерки, ЕГЭ 100 баллов, по олимпиаде поступил в какой-то престижный центральный вуз. Пускай это не будет так. Ну и что? У вас значит свой путь, и вы будете его вместе проходить.

— Что в идеале должны делать учителя?

— Чем более они нейтральны, тем лучше всем. Даже если ребенок плохо учится, все забрасывает. Чем более учитель нейтрален, профессионален, сдержан, выдержан, тем лучше для всех. А чтобы ему быть выдержанным нужно, чтобы его кто-то «контейнировал», чтобы он куда-то шел, и все это выплескивали, «выплакивал». У специалиста, желательно. А потом приходил на работу и был дальше в нейтральной позиции.

— То есть вторым родителем ему быть не надо?

— Абсолютно нет. Это, наоборот, очень мешает учебному процессу, когда ты очень сильно эмоционально вовлечен. Вообще любая работа — это социальный уровень взаимодействия. И чем больше мы в работе эмоционально задействованы, тем мы менее продуктивны, как профессионалы. К сожалению, это так. Потому что работа — это то, где от нас требуют эффективности. И для этого нам нужно, чтобы у нас была хорошая память, хорошее внимание, чтобы мы были достаточно холодны, но не безразличны. Здесь нужен тонкий баланс между тем, что ты биоробот и тем, что ты просто относишься к работе профессионально. В конце концов, это не ваш ребенок. Это человек, которого вы обучаете, и ваша задача сделать так, чтобы человек мог пойти в жизнь уже с каким-то определенным набором знаний.

— Что нужно сделать в системе образования, чтобы дети испытывали максимальный комфорт перед экзаменами и вообще в течение года?

— Мое предложение сделать так, чтобы каждый учитель в течение года мог получать бесплатную профессиональную психологическую помощь по запросу. Давайте начнем с того, что дети – тоже не подарки. И если, допустим, учитель понимает, что он с чем-то не справляется, где-то устает, где-то ему хочется, допустим, кричать на кого-то, то он может в любой момент обратиться за помощью. В идеале было бы так.

А как вообще должна строиться система образования, чтобы ребенок успевал и получал знания, и показывал, что он получил эти знания, и чтобы ему было хорошо при этом?

— У нас очень любят в течение года максимально перегрузить ребенка и это неправильно. Важно составить расписание так, чтобы было не более пяти-шести уроков, чтобы после обучения у него было свободное время.

Есть понятие «победитель – победитель». Чтобы и школа, и родители были победителями – самое главное, чтобы победителем стал ребенок.

Так как время экзаменов попадается на период подросткового возраста, все должно быть направлено на принятие ребенка. Как родители и взрослые, мы можем быть только принимающей стороной. Важно понимать, что если вы боитесь, что ваш ребенок будет в дальнейшем работать дворником, то вот вам прямой путь в терапию, это ваша проблема.

Я была бы рада, если бы наше общество дозрело до такого, чтобы учитель относился к ученикам из позиции: «даже если ты не сдашь экзамен, то ничего страшного, все ок, я тебя уважаю». В конце концов, это работа, это не поле личных амбиций.

Также я считаю важным на законодательном уровне запретить говорить определенные фразы учителями: «Ты не сдашь, потому что ты плохой, глупый» и пр. Я бы хотела, чтобы это запретили, и чтобы прописывали такие фразы как: «Как я тебя уважаю, несмотря на то, что у тебя есть какие-то сложности по предметам».

Автор: Диана Сивцева

+1
4
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
22 ноября 22.11
  • -29°
  • $ 100,68
  • 106,08

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: