Михаил Кожевников: Учить педагогов нужно по-новому

14:00, 08 июля 2018
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В Якутске на прошлой неделе прошел XI Международный летний институт — масштабный проект повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных организаций республики. Гость мероприятия, первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников рассказал ЯСИА о новых подходах к повышению квалификации педагогов, о перспективах развития человеческого капитала в Якутии и о влиянии учебников на качество жизни.


— Михаил Юрьевич, чему, на ваш взгляд, нужно учить современных учителей? Каких профессиональных навыков им не хватает?

— Во-первых, каждый учитель должен в совершенстве знать свой предмет, понимать требования образовательных стандартов, уметь подготовить детей к ОГЭ, ЕГЭ и другим стандартизированным формам оценки знаний. Если он преподает в старших классах, то должен своевременно узнавать о последних достижениях науки в своей предметной области.

Во-вторых, учителю необходимо постоянно осваивать методические новшества, прежде всего связанные с использованием в учебном процессе новых технологий, виртуальной реальности. Он должен уметь работать с электронными учебниками, с технологическим оборудованием, если речь идет о естественнонаучных и технических дисциплинах. Сейчас во многих регионах, в том числе в Якутии, создаются классы предпрофессиональной подготовки — инженерные, медицинские, оборудованные не хуже, чем научные лаборатории.

Есть и третий аспект, которому раньше почти не придавали значения, — формирование у учителей так называемых soft skills, навыков XXI века, необходимых для успешной работы. Это креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация, в том числе в условиях стресса, при взаимодействии с людьми разных темпераментов.

И еще учитель должен уметь воспитывать детей. Ведь образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Неслучайно название Международного летнего института — «От обучения к образованию». Нужно развивать личность ребенка, создавать условия для его самоопределения и социализации, и эту задачу каждый учитель решает и на уроке, и во внеурочной деятельности, пусть даже не каждому это удается в полной мере.

Учителя, обладающие всеми этими компетенциями, смогут и детей учить по-новому. При этом совершенно необходимым и естественным условием является достойная мотивация таких учителей, как материальная, так и нематериальная. Повторю фразу одного глубоко уважаемого мною человека из системы образования: чтобы в школе через десять лет были хорошие учителя, надо десять лет тем учителям, которые есть, платить достойную зарплату.

— Какие достижения системы образования Якутии заметны на федеральном уровне?

— У республиканской системы образования огромный потенциал, который в значительной мере удается реализовать. Благодаря объединению всех уровней образования и региональной науки в одном министерстве эффективность взаимодействия между ними была значительно усилена в самые короткие сроки. Руководство республики понимает, что система образования — это основа дальнейшего процветания региона.

Известно, что в последние несколько лет в Якутии были сделаны огромные вложения в материальную базу школ, что не могло не отразиться на качестве образования. Остается актуальным строительство детских учреждений, так как в Якутии высокие показатели рождаемости.

Здесь также развивается предпрофессиональное образование, что крайне важно для прогресса региональной экономики, — это хорошая возможность решить проблему нехватки квалифицированных кадров в компаниях, которые работают в регионе. По большому счету выпускники таких классов готовы не только к обучению в вузах по выбранным направлениям, но и к работе по соответствующим профессиям.

Айсен Сергеевич Николаев, назначенный месяц назад врио главы региона, заявил, что «Якутия может и должна стать одним из лидеров развития Дальнего Востока и всей России», подчеркнув, что для этого в республике есть «образованные и очень активные люди», «уникальный человеческий потенциал». В развитии этого потенциала, а в конечном счете — в повышении качества жизни граждан в регионе Группа компаний «Просвещение» уже сегодня принимает участие.

— «Просвещение» известно во всей стране как издательство учебной литературы, по чьим книгам учились поколения советских людей, а теперь учатся многие российские граждане. Как через учебники можно повлиять на качество жизни?

— Чем лучше дети учатся в школе, тем эффективнее они потом смогут работать, в том числе на благо региона, способствуя развитию его экономики. Некоторые предметы или учебные курсы формируют навыки, которые позволят человеку существенно влиять на улучшение качества своей жизни. Например, благодаря курсу финансовой грамотности школьники учатся планировать семейный бюджет, рационально тратить деньги, не попадаться на удочку финансовых мошенников.

Но современное «Просвещение» — это уже не только и не столько издательство, сколько национальный образовательный интегратор. Мы реализуем комплексные программы развития образования регионов — инвестируем в образовательную инфраструктуру, работаем со школьниками и их родителями, например по вопросам профориентации. По нашим методикам проводится мониторинг детей, которые приходят учиться в начальную школу, и на его основе учителя могут разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории. Точно так же мы оцениваем готовность учеников основной школы к сдаче ОГЭ, выпускников старшей школы — к сдаче ЕГЭ.

— Якутия — полиэтнический регион, и здесь особое внимание уделяется изучению языков. Какие методики применяются для улучшения качества их преподавания?

— Умение эффективно использовать в общении несколько языков — устойчивое явление для Якутии, где государственными являются два языка – русский и якутский. Неудивительно, что в Якутии уделяется особое внимание методикам изучения и русского, и родного, и иностранных языков.

Известно, что еще в 1999 году английский язык в Якутии был объявлен «рабочим языком», так как республика вносит свой вклад в интеграцию страны в мировое экономическое сообщество, и тогда межгосударственное общение становится интенсивнее. И сегодня, чтобы якутские школьники лучше говорили на английском, необходимо внедрять в школах новые методики, современные учебно-методические комплексы. Это также поможет им сдать ЕГЭ по английскому, который будет обязателен во всех школах страны в 2022 году.

Современная тенденция преподавания иностранных языков в России — это акцент не только на изучение достопримечательностей страны изучаемого языка, но и на презентацию собственного региона на иностранном языке — на рассказы об истории, природе, памятниках архитектуры, государственном устройстве, особенностях повседневной жизни людей.

Эти и другие меры по совершенствованию системы образования помогут Якутии стать лидером в Дальневосточном федеральном округе, укрепят ее позиции среди регионов России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
20 апреля 20.04
  • $ 93,44
  • 99,58

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: