Мастерица Анисия Федорова: Меховую шубу якутской невесты шила три года

На Ысыахе Олонхо умелица планирует представить новую коллекцию
17:45, 10 февраля 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Бууктаах сон (нарядная зимняя меховая шуба якутской невесты для езды верхом на лошади) в исполнении народной мастерицы Анисии Федоровой – Аан Иис Ийэ завоевал высокое признание искусствоведов, этнографов, экспертов, когда был только представлен широкой публике. Это случилось в 2015 году. С тех пор шуба Анисии Иннокентьевны — украшение многих международных выставок, презентаций, ее можно увидеть на ысыахах на показах национальной одежды. В эти дни нарядное одеяние вновь на устах у людей. Благодаря зимней фотосессии талантливого фотографа Сюзанны Седалищевой, наряд вновь заявил о себе, набирая лайки, восторженные комментарии в просторах интернета. Отреставрированная шуба, дополненная новыми деталями убранства якутской невесты, с подачи Сюзанны приобрела второе дыхание.

«К воплощению мечты я шла одиннадцать лет»

Анисия Иннокентьевна рассказывает, что желание воссоздать копию пальто невесты конца XVIII-начала XIX веков появилось в 1996 году, когда она на «отлично» защитила диплом по орнаментации национальной якутской одежды. Анисия Федорова окончила Якутский государственный университет, отделение якутской национальной культуры факультета якутской филологии. Это было ее вторым образованием, положившим начало «делу жизни», по первой профессии она ветеринар. Но обо всем по порядку.

«Изучив историю культуры якутов, эволюцию национальной одежды, решила во что бы то ни стало, воссоздать копию зимней шубы невесты конца 18-начала 19 веков. К защите дипломной работы у меня сформировалось ясное видение «собственной» шубы. С этими мыслями я прожила десятки лет», — делится Анисия Иннокентьевна.

«Я начала шить наряд с шапки дьабака. Точнее с ее навершия чопчуур. Это было в 2012 году. Эта деталь шьется из цветного сукна и вышивается узорами, орнаментами из разноцветного бисера, цветных нитей. Якутские узоры, орнаменты хранят в себе сакральный смысл, имеют свое значение и назначение. Они олицетворяют собой счастье, выполняют защитную функцию, притягивают удачу, любовь. Символизируют зажиточную жизнь, многодетность, благополучие, здоровье, связь с божествами, природой. Сочетание цветов также многозначительно. Поэтому пока не получалось, перешивала несколько раз. Только на его изготовление у меня ушло много времени. Я не торопилась, действовала по наитию, полностью доверяясь внутреннему голосу.

Шапка дьабака выполнена из пяти разных шкур животных: передняя основная часть выполнена из шкуры бобра, затылочная часть состоит из отборного соболя, низ из лисьих лапок, кант выполнен из рысьей шкуры. Эту деталь я добавила недавно, с кантом шапка приобрела оконченный вид. Рысий мех для якутов имеет защитную функцию. Поэтому наличие этой детали в дьабака обязательна. На затылке шапки нашиты две ленты – поводки (дьэндиискэ). Их укорачивали, когда девушка переступала порог будущего дома, приземляя, благословляя ее на оберегание домашнего очага», — говорит мастерица.

Основой бууктаах сон служит темно-зеленое сукно, декорированное зелено-бордовой тафтой. Оторочки сшиты из шкуры тарбагана, кант – из шкуры енота. Внутренняя часть полностью выполнена из лобка соболя в технике лоскутного шитья.

На ноги девушки сшиты ноговицы (уллук сутуруо) из шкуры жеребенка, натазник (кыабакы симэҕэ) из ровдуги оленя, украшенный бисером, бусами, бубенчиками.

Кроме этого, пальто дополнено набедренными украшениями женского пояса (өттүк симэҕэ). Завешены кисетики-хаппар, вышитые цветной нитью, растительным узором (для хранения мелких предметов шитья).

Только шуба весит около шести килограммов. С дьабака, другими комплектующими — поддевой, сутуруо, торбасами, варежками, украшениями — доходит до 30 килограммов.

«В общей сложности на пошив шубы мечты у меня ушло три года. Закончила я ее в 2015 году. Каждую деталь, материалы изделия я кропотливо искала, подбирала, заказывала, накапливала с момента возникновения идеи. В момент шитья несколько раз переделывала, когда не нравился результат. В моменты вдохновения работала с большим азартом, но потом приходили дни простоя, которые могли затянуться на месяцы. Ведь помимо шитья я преподаю студентам-заочникам Якутского художественного училища, провожу выездные мастер-классы по центральным и северным улусам, выезжаю заграницу, участвую в других проектах. Например, в прошлом году для съемок фильма молодого режиссера Айталины Тимофеевой-Владимировой “Хаар Кынат” я сшила семь костюмов. Пятый год сотрудничаю с ювелирной фирмой “Киэргэ”. Но потом вновь сажусь за любимую работу, и все возвращается на круги своя», — делится Анисия.

«В 2016 году мой наряд получил Гран-при на Ысыахе Олонхо в Верхоянске. В том же году стала народным мастером республики. Сейчас эта шуба уже не участвует в конкурсах, но я с удовольствием выставляю ее на всех ысыахах, выставках, семинарах, презентациях, чтобы народ имел возможность прикоснуться к истории. Заметила, что наряд пользуется большим успехом, где бы он ни появился — вокруг всегда собирается много людей, художников, фотографов. На ысыахах не дают и шагу ступить, окружают, расспрашивают, фотографируют, просят сфотографироваться в ней», — поведала мастер.

«В 2019 году исполнилось 30 лет моей профессиональной деятельности. В прошлом году удостоилась звания члена Союза художников РФ. И то ли из-за навалившегося груза ответственности или все-таки из-за того, что меховая одежда со временем линяет, теряет свой первозданный вид, я решила отреставрировать шубу. Кое-где обновила мех, некоторые элементы декора – бисер, бусы. Сейчас работаю над дополнением убранства. Сшила легкий полушубок невесты, надеваемый под бууктаах сон. Он выполнен из стриженого бобра, оторочки — из шкуры жеребенка. Планирую доделать горловину, добавить оторочек, завершить окантовку и украсить декоративными элементами. Сзади дополню амулетами-оберегами (дьайаа)», — рассказала собеседница.

«Моя семья – моя опора»

«По первому образованию я ветеринар. Проработала пять лет. Затем два года вела в Техтюрской школе Мегино-Кангаласского улуса предмет «Животноводств». Затем наступила перестройка, в образование начали вводить национальную концепцию. Животноводство упразднили. Тогдашний директор школы, заслуженный учитель ЯАССР, отличник народного образования РСФСР Михаил Васильевич Шергин назначил меня руководителем фольклорного кружка, где я учила детей пению тойука, заодно обшивала их костюмы. Отсутствие соответствующего образования сильно гложило. Слышала колкости со стороны сельчан, мол ветеринар и работает в школе. Поэтому с особым рвением я ездила на всевозможные семинары, курсы повышения квалификации.

Особым событием произведшим на меня особое впечатление стал первый семинар фольклористов 1989 года. За три январских дня семинара я прослушала много лекций, участвовала на практикумах, срисовала для себя много узоров, орнаментов, накупила нужную литературу.

В 1992 году прошел первый республиканский конкурс национальной одежды имени народной мастерицы, заслуженного деятеля искусств ЯАССР, члена Союза художников СССР Елены Еремеевны Аммосовой. Я привезла на этот конкурс нарядное женское пальто (кытыылаах сон), которое высоко оценило жюри. Затем был недельный семинар учителей якутского языка в Чурапче, где я приняла твердое решение во чтобы то ни стало получить профильное образование. Это был 1993 год.

Осенью, получив благословение родных, к тому времени у меня было трое детей, я приехала в Якутск и поступила заочно в Якутский госуниверситет. В 1996 году защитила диплом.

Навесные кисетики-хаппар, которые сейчас украшают бууктаах сон, были сшиты именно во время работы в школе. Тогда они были навершием дьабака, которые впоследствии я переделала в хаппар». 

За свои заслуги Анисия Иннокентьевна благодарит родных. Супруг Федоров Михаил Петрович, дети, родные сестры, братья очень поддерживают ее. Каждый из них приложил руку к ее работам. Например, декоративные медные бляшки изготовил двоюродный брат, кузнец Николай Петрович Попов. Нагрудное украшение (илин кэбиһэр) и бастыҥа из латуни изготовил дядя. В общем, один снабдит материалами, другой поможет в шитье, третий грамотно укажет на недостатки. Вот такое семейное подспорье.

«Мы — потомственные мастеровые. Мама Захарова Анисья Константиновна — народный мастер республики, мать-героиня, воспитавшая десятерых детей, почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса. Не раз выставлялась со своими работами. Отец Неустроев Иннокентий Михайлович – ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса, алгысчыт, запевала осуохая, сказитель чабыргаха. Бабушка — искусная швея, вышивальщица, мастер по плетению из конского волоса. Дедушкина домашняя утварь: столы, стулья, шкафы, скамейки, изготовленные без единого гвоздя, до сих пор используются нами. Родной брат — художник, плотник, кузнец. Старшая сестра — умелая швея. Младшая сестра — мастер народных художественных промыслов по плетению из конского волоса. Мои дочери тоже переняли мастерство шитья. Они мои самые близкие советники, критики», — делится Анисия.

В свои 65 лет Анисия Иннокентьевна полна планов. Она с волнением ждет следующий Ысыах Олонхо, где планирует представить новую коллекцию.


Федорова Анисия Иннокентьевна — народный мастер Якутии, мастер народного художественного промысла Якутии, член союза художников РФ, преподаватель дополнительного образования ЯХУ им. П. П. Романова в г. Якутск, сотрудничает с ювелирной фирмой “Киэргэ”. Обладатель Гран-при Ысыаха Туймаады-2010, второе место в конкурсе «Традиционная одежда народа Саха» на Ысыахе Туймаада-2014. Обладатель Гран-при Ысыаха Олонхо в Верхоянском улусе (2016). Награждена медалью “За вклад развитие народного художественного творчества РС (Я)”.

С 2002 года постоянно проводит мастер-классы.

Участник, дипломант многих международных фестивалей, выставок, конкурсов. Ее работы выставлялись в КНР, Франции, Малайзии, Исландии.

Автор: Татьяна Симакова

Фото: Мария Васильева, ЯСИА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
22 ноября 22.11
  • -32°
  • $ 100,68
  • 106,08

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: