Ленский мост: рост экономики, транспортная доступность и активизация бизнеса

В Якутии завершается сборка первого коффердама Ленского моста. Его спуск запланирован на начало августа, это будет еще одним шагом к открытию уникального объекта. Какой эффект даст Ленский мост для Якутии и всей страны, читайте в материале ЯСИА.
Экономика

Дополнительные 3% к ВРП республики каждый год. Такой эффект ожидают власти Якутии от реализации проекта Ленского моста. В оценке учитывается снижение расходов на северный завоз, привлечение инвестиций и увеличение налоговых отчислений в бюджет региона.
И это только базовый вариант прогноза, а на практике показатели могут быть еще выше, об этом заявил директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Панин.
«Думаю, текущие цифры роста показателей от появления Ленского моста исходят из реалий экономики региона, может быть, макрорегиона. Однако эти прогнозы могут быть еще более оптимистичными, потому что происходит «разворот на Восток», рядом находятся растущие азиатские экономические центры. А потенциал таких объектов инфраструктуры гораздо шире. Ленский мост — это очень важный долгожданный инфраструктурный объект, который будет иметь большие мультипликационные эффекты», — сказал эксперт Ленскому клубу.
Но прежде всего первыми выгодополучателями станут жители, которые почувствуют на себе повышение транспортной доступности. Огромному числу людей откроется совершенно другой уровень мобильности. В принципе, этот мост сделает ближе Якутию к Москве.
«С фактического старта строительства мостового перехода через Лену уже можно приступать к планированию новых производств, которые могли бы формироваться в эпицентрах этой логистики. А дальше, я думаю, надо синхронизировать ее с долгосрочными планами развития страны. Необходимо посмотреть, насколько верхнеуровневые стратегические документы сейчас «понимают» значение этого моста. Считаю, что Ленский мост должен быть включен в Стратегию пространственного развития России, потому что этот объект все-таки не локального и даже не регионального масштаба. Совершенно точно, что с ним жизнь, конструкция местной экономики, развитие самого Якутска преобразятся», — сказал Александр Панин.
Транспорт
Для страны в целом мост необходим для связи участков Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (Восточного полигона) с Северным морским путем. Он соединит Восточную Сибирь и российский Дальний Восток, то есть более четверти территории России. Данный проект позволит создать в Якутии транспортный узел, где сойдутся железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также трассы республиканского и федерального значения.
«Строительство Ленского моста является долгожданным событием не только для Якутии, но и для Дальнего Востока страны. Этот объект является ключевым инфраструктурным проектом, обладающим стратегическим значением, который повлияет на рост доходов граждан, улучшение качества жизни населения и снимет серьезные проблемы в транспортной доступности региона, 80% жителей которого почти полгода остаются отрезанными от материка. Реализация проекта окажет значительное влияние на снижение расходов различных отраслей экономики», — сообщил первый заместитель председателя общественного совета при министерстве транспорта России, президент ассоциации «Единая транспортная система «Автобусные линии страны» Борис Лоран.
По информации председателя общественного совета при Минтрансе России, первого заместителя генерального директора Центра стратегических разработок Татьяны Горовой, строительство моста через Лену позволит решить прежде всего социальную связанность территории Республики Саха для населения. В расчете на одного пассажира экономия времени в пути за год будет составлять в среднем 130 минут. А прирост валовой добавленной стоимости за 20 лет эксплуатации моста составит порядка 250 млрд рублей, что даст импульс развитию республики.
Федеральное значение

Хотя Ленский мост – проект, важный прежде всего для Дальнего Востока, он, несомненно, имеет федеральное значение, поскольку позволит обеспечить транспортную связность нескольких регионов, снизит затраты на северный завоз и повысит качество жизни населения, считает член общественного совета при министерстве по делам развития Дальнего Востока и Арктики, доктор экономических наук Юлия Зворыкина.
Бюджетные вложения в его реализацию окажут значительный экономический эффект: объект даст импульс как крупному бизнесу, так и среднему и малому, подтолкнет развитие туризма и небольших посёлков.
«Строительство сооружения обеспечивается федеральным бюджетом в рамках плана дорожного строительства на 2024–2028 годы, отчислениями из регионального бюджета, а также концессионным соглашением. Последнее – достаточно популярная форма при реализации крупных инфраструктурных проектов. Например, этот механизм использовали при возведении автодороги вокруг Хабаровска, моста через Обь в Новосибирске, международного моста через Амур в Амурской области в направлении Китая. Концессия дает государству контроль за выполнением плана и его параметров. Инвестор со своей стороны получает гарантии продолжения проекта за рамками бюджетного цикла и снижение рисков», — говорит эксперт.
По словам Юлии Зворыкиной, участие в проекте Сбербанка тоже большой плюс: «Эта финансовая организация сформировалась как опытная квалифицированная команда по подготовке и реализации концессионных проектов. Кроме того, участие банка — это возможность избежать кассовых разрывов, что важно при строительстве».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: