29 сентября состоялся завершающий рейс легендарного самолета Ту-154 «Ижма» Авиакомпании АЛРОСА из г. Мирного (Якутия) в г. Новосибирск, где состоялась его передача в Музей истории авиации. Это тот самый самолет, который 7 сентября 2010 года совершил аварийную посадку в Ижме.
Самолет Ту-154М «Ижма» был построен в 1990 году, в эксплуатации у авиакомпании АЛРОСА находился с 1999 года, налетав почти 24 тысячи часов. За последние пять лет на борту самолета было перевезено более 138 тысяч пассажиров и почти 930 тонн различных грузов.
«На сегодняшний день АЛРОСА — единственный в России коммерческий эксплуатант самолетов Ту-154. Легендарная «Ижма», к сожалению, завершила срок своей службы — сегодня заканчивается сертификат летной годности. Поскольку продление сертификата экономически неэффективно, мы решили сделать благое дело и передать самолет Музею авиации в г. Новосибирске. При этом стоит отметить, что завершающий полет — это настоящий пассажирский рейс. Несколько десятков человек сегодня были на борту самолета», — рассказал заместитель генерального директор авиакомпании АЛРОСА Сергей Закржевский.
Самолет получил кодовое название «Ижма», так как стал героем экстремальной истории, произошедшей 7 сентября 2010 года. Через 3,5 часа после вылета из г. Удачного в г. Москву на борту произошло отключение бортовых навигационных систем вследствие полной потери электропитания. Отключился электропривод топливных насосов, что не позволило бы самолету достичь аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. В итоге экипаж произвел вынужденную посадку лайнера в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолетов этого типа взлетную полосу, не имевшую светосигнального оборудования и приводных радиостанций. Совершив жесткую посадку, самолет выкатился за пределы ВПП на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту самолета 81 человека (9 членов экипажа и 72 пассажиров) не пострадал. Быстрые, точные и профессиональные действия экипажа сохранили не только здоровье всех пассажиров, но и само воздушное судно. После инцидента Ту-154 «Ижма» много лет продолжал работу на авиаперевозках Авиакомпании АЛРОСА.
Примечательно, что командиром завершающего рейса Ту-154 стал Андрей Ламанов, один из командиров легендарного полета «Ижмы». Именно он был за штурвалом самолета во время аварийной посадки. Второй командир того полета — Евгений Новоселов — встречал сегодня Ту-154 в аэропорту г. Новосибирска.
Авиакомпания АЛРОСА давно и плодотворно сотрудничает с аэропортом «Толмачево». Чтобы сохранить память о легендарном самолете и уникальной истории с посадкой на заброшенной взлетно-посадочной полосе, компания решила передать самолет Ту-154 «Ижма» в Музей истории авиации, который располагается при новосибирском аэропорте.
«Считаю, что передача данного авиалайнера в музей — это достойное продолжение жизни техники, столь важной и полезной для северных территорий нашей страны» , — сообщил генеральный директор АО «Толмачево» Евгений Янкилевич.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: