Прошлое столетие принесло человечеству немало испытаний — это две мировые войны, множество локальных войн, репрессии и другое, которые смогли погубить миллионы жизней и оставить глубокую рану в сердцах живых. Но стоит ли продолжать помнить о них? Не пора ли перестать постоянно озираться в сторону прошлого и устремить взор прямо, следуя в светлое будущее? Разбираемся в этом совместно с выпускницей исторического факультета СВФУ, сотрудницей научно-просветительского центра «Холокост» Евгенией Бечеряковой. Недавно она стала участницей семинара по вопросам противодействия ксенофобии и этнической нетерпимости на примере памяти о Холокосте и жертвах террора, проведённого с помощью средств из Фонда президентских грантов.
— Привет. Как я понял, ты уже давно занимаешься вопросами исторической памяти. Почему?
— Изучать память будучи историком очень интересно. В рамках гуманитарного знания понятие «память» многозначно и имеет разные вариации – например, историческая, культурная, коллективнаяили индивидуальная. Соответственно, разнообразны и методы исследования ее – в моем случае это не только традиционные методы исторического познания, но и междисциплинарные подходы. Работа с памятью – это и теория, и практика, всегда актуальные вопросы исследования, связанные с национальной идентичностью, политикой государства и культурной преемственностью, а еще богатая источниковая база. Повторюсь, все это очень интересно.
— Поэтому ты решила стать частью Научно-просветительного центра «Холокост»?
— Да, мне близка тематика деятельности Центра. Также я рада наконец-то работать по специальности.
— Что это за организация?
— Научно-просветительный центр «Холокост» создан в июне 1992 года – это первая организация на постсоветском пространстве, которая занимается работой по увековечению памяти жертв Холокоста. Для того, чтобы как можно больше людей узнавали историю еврейской трагедии, Центр проводит историко-документальные выставки в российских и зарубежных городах. Помимо этого, НПЦ «Холокост» на постоянной основе выступает организатором международных конференций для школьников и студентов, семинаров для педагогов и музейных сотрудников. В Центре имеется богатый Архивный отдел – здесь хранятся письма, дневники, фотографии и личные документы периода Холокоста, а также видео- и аудиозаписи воспоминаний евреев – участников войны и переживших Холокост, и участников освобождения нацистских лагерей – вне зависимости от их национальности. В НПЦ «Холокост» я устроилась совсем недавно, меньше месяца назад. Тем не менее, в работу погрузилась без промедления – в начале сентября вместе с организаторами Центра приняла участие в выездном семинаре.
— Как говорится, с корабля сразу на бал. Можешь рассказать об этом мероприятии подробнее?
— 2-6 сентября этого года состоялся семинар для журналистов по вопросам противодействия ксенофобии и этнической нетерпимости на примере памяти о Холокосте. Организатором выступил НПЦ «Холокост» при поддержке администрации Правобережного района города Владикавказа, Российского еврейского конгресса и еврейской общины Кисловодска. В семинаре приняли участие 30 журналистов из 20 регионов России, представляющие теле- и радиокомпании, печатные и интернет-издания. Опыт освещения темы Холокоста среди участников был разный – у одних он насчитывал несколько лет, у других практически не имелся. Программа семинара получилась динамичной: за пять дней мы посетили Владикавказ, Беслан, Пятигорск, Кисловодск и Минеральные Воды. Для лучшего представления приведу краткое упоминание каждого мероприятия: участие в III конференции «Дети – жертвы Холокоста и террора» и посещение мемориального музея имени Александра Печерского, хранящего память о жертвах Холокоста и героях еврейского сопротивления (Владикавказ, 2-3 сентября), участие в мемориальной церемонии, посвященной жертвам теракта в Беслане (3 сентября), экскурсия к Стене памяти в Кисловодске – памятнику с именами расстрелянных евреев – жителей города, в период его оккупации нацистскими войсками в 1942-1943 гг. (4 сентября), проведение тематического круглого стола среди организаторов и участников семинара (4-5 сентября), посещение мемориала, посвященного жертвам Холокоста в Минеральных Водах и участие в церемонии открытия памятника жертвам Холокоста в селе Солдато-Александровское Ставропольского края (6 сентября).
— Действительно, поездка выдалась более чем насыщенная. Но есть ли смысл в проведении подобных мероприятий и в чем заключается?
— Смысл в просветительской работе, развитии, сохранении и передаче памяти, в данном случае памяти о невинных жертвах Холокоста и террора. Мне кажется, за такими вопросами всегда скрывается некий скепсис и даже усталость – мол, зачем помнить то, что и так известно? Знаете, эта установка, в которой к тому же завуалирован якобы аргумент, некорректна и довольно нелепа. То, что «и так известно», является таковым именно по той причине, что об этом помнят и говорят. Более того, память ведь нужна не только нам сегодня, но и другим завтра. Помнить равно принять ответственность перед будущими поколениями. Кто, если не мы, расскажет, покажет лица прошлого и зачитает их имена? Я бы не хотела, чтобы читатели восприняли мои слова как очередной банальный набор фраз. Я сейчас говорю о механизме памяти, и он предельно прост: она жива до тех пор, пока живет в самих людях.
Следует сказать, что по окончанию семинара мы получили позитивный отклик от всех участников. По признаниям журналистов, они не только узнали много нового об истории Холокоста, но и всерьез задумались над тем, как могли бы представить эту непростую историческую тему в СМИ.
— А что нового для себя узнала ты? Какие мысли посетили тебя после участия в семинаре?
— Прежде всего меня поразила сила памятных мест. Было очень тяжело находиться в том самом спортивном зале школы №1 в Беслане и смотреть на детские фотографии в траурных рамках. Я стояла перед ними, и меня ужасали две вещи: то, что в те дни погибли целые семьи и то, как много на них детей, родившихся со мной в один год (1995). Понятно, что это известная информация, но скажу так: знать историю – одно, а прочувствовать ее – совсем другое. Я всматривалась в детские лица, которые так и не повзрослели, слышала плач приходящих на церемонию жителей города, видела, как долго стоят перед фотографиями и гладят, целуют их, разговаривают с ними – все это и сейчас стоит перед глазами. В тот день я еще раз убедилась, как важна память, убедилась в том, что хочу и дальше заниматься этой темой. Память о погибших детях, родителях и родственниках сегодня единственное, что осталось у жителей Беслана, и они ее очень берегут. Казалось бы, причем тут Холокост? Ответ для меня очевиден – все та же память. Мемориалы, посвященные жертвам Холокоста в Кисловодске и Минеральных Водах, музей имени Александра Печерского во Владикавказе, небольшой, но достойный памятник в селе Солдато-Александровское Ставропольского края – все это важный и практически единственный оплот памяти, существование которого местные активисты и просто неравнодушные люди упорно добивались много лет.
— Смотри, есть люди, которые не понимают смысла помнить события прошлого, так как их больше заботит настоящее со всеми своими проблемами. Именно решение этих проблем сможет выстроить начало «золотого» будущего. А если постоянно смотреть назад, то шаги вперёд будут неуклюжими и все испортят. Что бы ты ответила такой группе лиц?
— Казалось бы, памяти о трагедии, случившейся более 80 лет назад, сегодня едва найдется место. Это не так, совсем не так. После семинара я поняла, как мало мы помним о Холокосте, как много по-прежнему утерянных имен, и сколько еще мест только ждут, чтобы о них вспомнили, заговорили, начали устанавливать хоть какие-то памятные знаки. В каждом городе на памятных церемониях люди говорили нам «спасибо» – спасибо за то, что мы помним вместе с ними. Наверное, это была самая искренняя благодарность, которую я когда-либо слышала.
— Вернёмся к теме СМИ. Она для меня очень близка и хотелось бы понять: какую роль современные СМИ должны играть в сохранении исторической памяти народа?
— Современным СМИ досталась очень важная и достаточно властная роль транслятора памяти, поэтому надо понимать, что любой материал, содержащий исторические ошибки, автоматически является ложным источником, ложным наполнением памяти – такое ли наследие мы хотим оставить после себя? Я думаю, что в данном случае – работе над сохранением исторической памяти народа – сотрудничество журналистов и историков целесообразно и эффективно. Мы, как историки, объяснили участникам семинара о необходимости строгой критики источников – для публикаций, посвященных теме Холокоста, она особенно важна.
— В целом, существуют ли проблемы освещения столь важной темы в отечественных СМИ? Как мне казалось, проблем нет, и все освещается без каких-либо утаиваний и прикрас.
— Мы пришли к единогласному мнению, что некоторые проблемы все же имеются. Часть журналистов подняла такой важный вопрос как освещение истории Холокоста в журналах и газетах для детей младшего школьного возраста. Можно ли, надо ли рассказывать ребенку об этой трагедии? Если да, то как? Высказано предположение, что в данном случае оптимальным решением могла бы стать публикация для детей, в которой речь идет об их ровесниках, жертвах Холокоста. Еще была затронута проблема, касающаяся любителей красного словца: известны случаи статей и эфиров об освобождении солдатами Красной Армии нацистского концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау, ежегодно появляющиеся в прессе 27 января (в честь годовщины освобождения концлагеря 27 января 1945 года), которые отдавали откровенно пафосными нотами: якобы узники бежали навстречу нашим солдатам, обнимались и братались. Во-первых, представьте себе заключенных в концлагере – многие даже не могли сидеть, настолько они были измождены. Какой тут бег? Во-вторых, братания где-то позже может и имели место быть, но точно не в Аушвиц-Биркенау 27 января 1945 года. Красноармейцы в тот день действительно стали для узников спасителями, но спасителями пока неизвестными, их все равно побаивались. Также я сомневаюсь, что разрешались прямые контакты с узниками, у которых за время издевательств над душой и телом был сильно ослаблен иммунитет и многие могли быть носителями разных инфекций. На кону стояло не только здоровье освобождённых, но и самих освободителей в лице советских солдат.
— А что ещё?
— И, пожалуй, самая распространенная проблема в СМИ, которая касается темы Холокоста – отсутствие точных и единых данных. Например, разные издания, публикующие новость на одну тему – допустим, освобождение нацистских концентрационных лагерей – зачастую приводят кардинально отличные друг от друга цифры освобожденных узников. Понятно, что здесь виноваты не журналисты, а сама история – полный список попросту не был создан. Тем не менее, когда одно издание называет условную цифру в четыре миллиона, а другое в аналогичной статье приводит в два раза меньше, едва ли получится не заметить такой диссонанс.
Я хотела бы донести только одну мысль: память – и особенно память о невинных жертвах человечества – выше конкуренции, выше национализма. Память, как последнее пристанище жизни и смерти, должна не разводить по разным углам, а наоборот, объединять нас.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: