Антонида Барашкова работала на перерабатывающих комбинатах, а после выхода на пенсию решила запустить собственный проект — сельскохозяйственный потребительский кооператив «Тирэх», который производит напиток «Нордвит».
«Издавна наши предки употребляли в пищу сосновую заболонь (слой древесины, находящийся под корой. — прим.Forbes Woman). Ее заготавливали еще в начале лета, сушили и делали муку, которую потом, в зимнее время, можно было добавлять в еду и делать кашу», — рассказывает создательница якутского напитка. Природные компоненты, например хвоя и пыльца, использовались как лекарства при простуде. Благодаря климату среди местных растений практически нет ядовитых, и многие из них можно использовать для приготовления полезных напитков, богатых витаминами.
Так поступала мама Антониды — из местных трав она готовила специальные настои, которые помогали вылечиться от кашля. Их делали и в годы войны, когда в Якутии был голод. «Последнее время я стала задумываться об этом: если мы пьем различные БАДы, которые привозят из-за границы и других регионов, то почему бы нам не начать готовить такие же напитки, благо у нас есть свои растения, таежные ягоды и многое другое?» — вспоминает предпринимательница.
Свои идеи Барашкова изложила технопарку «Якутия», и в 2019 году технопарк предложил компании СПоК «Тирэх» стать резидентом, а также помог в разработке рецептуры на основе хвои и диких ягод. «Нам предоставили помещение, и мы начали работать. Сейчас мы сотрудничаем с Арктическим государственным агротехнологическим университетом (АГАТУ) в Якутске, с кафедрой биотехнологий. Мы заключили с ними договор и проводим совместные исследования рецептуры напитка», — делится предпринимательница. Этим академическая поддержка не ограничивается: в планах у предпринимательницы — наладить сотрудничество с Северо-Восточным федеральным университетом имени М. К. Аммосова.
Всего на запуск производства «Нордвита» потребовалось 1,5 млн рублей. 1 млн был получен в качестве инвестиций от технопарка, остальная сумма — собственные средства Барашковой. Сейчас компания готовится провести клинические исследования напитка, на это нужно еще около 8,5 млн рублей. «АГАТУ будет проводить лабораторные анализы по сезонам года. Потому что содержание витаминов колеблется в зависимости от сезона», — поясняет Барашкова. Чтобы собрать необходимую сумму, предпринимательница планирует привлечь инвестиции, однако с инвестором компания еще не определилась.
Пробная партия «Нордвита» уже поступила в продажу, бутылка 0,5 литра стоит 150 рублей. Для более массового производства требуется реконструкция цеха. Тем временем Барашкова уже готовится к выходу на новые рынки. В этом ей помогают международные торговые онлайн-площадки, на которых можно заказать напиток. «В начале пандемии мы начали продавать наш продукт на eBay. Были заказы из США, Англии, Италии, Норвегии и даже Сингапура, но по мере ухудшения ситуации поставки в другие страны пришлось прекратить из-за ограничений. Сейчас мы ведем переговоры по будущему экспорту нашего продукта в Казахстан, Азербайджан и Грузию. Очень заинтересованы в напитке и в Китае, но им нужен большой объем, который мы пока не можем производить», — делится предпринимательница.
Главное желание Антониды — заместить своей продукцией привозные напитки с менее натуральным составом. «Конкуренции практически нет, так как никто такой продукции пока не производит. Есть некоторые частники, но они работают не в таких объемах, а крупные компании специализируются только на производстве морсов с использованием импортных компонентов», — рассуждает Антонида о конкуренции на рынке.
К моменту запуска собственного производства Нюргуяна Заморщикова уже не один год работала в сфере торговли элитными сортами чая и кофе, была франчайзинговым партнером федеральной чайной сети «Унция». «Мы предлагали покупателю элитные сорта чая и кофе, но, как известно, в Россию чай и кофе импортируются, поэтому все суммы в договорах поставки были обозначены в иностранной валюте — евро и долларах США, что порождало сильную зависимость цен на поставляемый товар от текущего курса», — рассказывает предпринимательница.
Каждую осень в Якутии на реке Лена в период ледостава полностью закрывается переправа транспортных средств, а значит, закрываются доставки необходимых грузов. «Чтобы избежать трудностей с логистикой и обеспечить наличие товара вплоть до новогодних праздников, мы заключали договор поставки заранее», — вспоминает Заморщикова. В 2014 году она получила большой объем товара в рассрочку, но дальше случилось непредвиденное: начался валютный кризис, рубль обрушился, курс доллара и евро подскочил. Покупка продукции из-за этого обошлась Заморщиковой почти в два раза дороже, чем планировалось. Она потеряла деньги и влезла в долги.
«Не было времени размышлять, что случилось и кто виноват: мы терпели убытки, нужно было действовать здесь и сейчас. Меня не покидала мысль о том, насколько мы зависим от курса валют», — вспоминает Заморщикова. Видя отчаяние Нюргуяны, ее супруг подкинул идею — организовать свое производство и заняться продажей иван-чая.
«На тот момент я была уверена, что это какой-то странный травяной сбор, который не все поймут, и отнеслась к идее скептически», — рассказывает предпринимательница. Тем не менее Заморщикова начала изучать особенности иван-чая и вопросы, связанные с его производством. Так она познакомилась с одним из производителей иван-чая, основателем компании NOMAD Александром Вовнием. «Я нашла его контакты в соцсетях и позвонила. Узнав о том, что я из Якутии, он заверил, что мой напиток будет лучшим, потому что мы живем на Севере, а чем севернее трава, тем она насыщеннее и полезнее», — вспоминает Нюргуяна. Свою компанию она назвала «САХАЧАЙ».
Слова эксперта воодушевили предпринимательницу, к тому же эта ниша на чайном рынке была свободна. По наводке Александра Нюргуяна с мужем поехала в Китай и закупила оборудование. «Мы даже пожили там какое-то время в провинции, чтобы погрузиться в культуру чайного дела — общались с чайными мастерами, производителями, прошли обучение у одного «Чайного Ши-Фу» в провинции Фуцзянь», — рассказывает предпринимательница.
Вернувшись в Якутию, супруги стали искать средства на реализацию проекта: оказалось, что если семья многодетная, взять кредит или заем не так просто. К тому же многие кредитные организации не могли поверить в то, что проект Заморщиковой будет успешным — производить чай при суровом якутском климате казалось чем-то нереальным. В итоге заем удалось получить в местном кредитно-потребительском кооперативе — и то под достаточно большой процент. «На полученные средства мы приобрели оборудование, на котором в первый год произвели около 200 кг чая».
В 2017 году федеральная чайная сеть «Унция» организовала титестинг (tea tasting) иван-чая, в котором участвовало множество производителей. По результатам «слепой дегустации» победителем стала продукция «САХАЧАЯ». В итоге «Унция» до сих пор напрямую закупает продукцию компании и продает ее под названием «Якутский иван-чай». В том же году Нюргуяна Заморщикова прошла отбор и стала резидентом технопарка «Якутия».
Затраты, вложенные в развитие бизнеса, — порядка 22 млн рублей с 2016 года, — окупаются по графику, доход с продаж дает возможность планомерно наращивать объемы производства: через шесть лет Заморщикова планирует производить до 100 тонн готовой продукции в год. Сейчас она работает над расширением рынка сбыта: в 2018 году приняла участие в бизнес-миссии в Японию, организованной республиканским центром поддержки экспорта. Там познакомилась с одной из крупнейших местных чайных компаний, которая заинтересовалась продукцией «САХАЧАЯ». Порог вхождения на японский рынок очень высок: строгая нормативная база, жесткий таможенный контроль и необходимость клинических испытаний. «Продукты питания, ввозимые на территорию Японии, рассматриваются буквально под микроскопом, японцы очень скрупулезны в этом вопросе, и на первом месте у них всегда экологичность и качество, — рассказывает Заморщикова. — Но говорят, что если у нас все получится, то японский партнер будет работать с нами до конца света».
Из-за пандемии возникли сложности — ограничения перевозок, сокращение числа сотрудников на производстве, временное закрытие розничного магазина. Но компания смогла продолжить свою работу благодаря новым заказам — «САХАЧАЙ» включили в продуктовые наборы для пожилых людей в рамках волонтерского движения «Мы вместе» и поставляли школьникам на карантине. «В пандемию мы реализовали все наши запасы, получили некоторую выручку, необходимую на поддержание нашей деятельности. Мы рады, что наш продукт востребован и приносит пользу людям», — говорит Нюргуяна.
Таисия Тарабукина с детства увлекалась точными науками, с родителями читала книги и журналы про науку и технику, а позже поступила в технический университет и начала карьеру в IT-индустрии.
«Проект родился из собственной материнской боли. Я много работала, мало проводила времени со своим ребенком. Часто, устав после рабочего дня, я просто давала ему телефон, чтобы он поиграл — ни на что не хватало сил. Когда родился второй малыш, а старший готовился к школе, я решила изменить положение вещей», — вспоминает Тарабукина. Тогда у нее появилась идея проекта, благодаря которому ребенок смог бы не только смотреть в телефон, но и получать от этого пользу.
В тот момент Таисия занималась разработкой сайтов и мобильных приложений в успешной местной компании «МультиДиТек» и предложила свою идею коллегам. «У нас уже были некоторые наработки в области дополненной реальности. Детские книги идеально подошли для их реализации», — говорит предпринимательница. В партнерстве с местным издательством компания выпустила первую интерактивную книгу — она выглядит как обычная, но если скачать специальное приложение и навести камеру телефона на иллюстрацию, она «оживет». На разработку ушло примерно 500 000 рублей — личные накопления предпринимательницы.
«Первыми испытателями стали мои дети — на их примере я убедилась, что такие книги помогают малышам интересоваться, читать, познавать. Визуализация помогает раскрыть сюжет книги», — объясняет Тарабукина. Увидев потенциал проекта, Таисия и «МультиДиТек» сосредоточились на нем. Сейчас компания выполняет весь производственный цикл — от написания текстов и создания иллюстраций до печати, логистики и дистрибуции. «У нас проект полного цикла, включающий в себя и приложение, и цифровое издательство», — рассказывает предпринимательница.
Акселератор «Б8» помог проекту с нетворкингом и глубокой проработкой продукта, а также инвестировал в проект 1,4 млн рублей. Другие инвестиции в проект не привлекались — по мере необходимости использовались дополнительные вложения из собственных средств.
В 2018 году продукция компании вышла на рынок. «В России наши книги представлены на электронных маркетплейсах — Wildberries, Ozon и не только. Спрос на них высокий, люди оставляют хорошие отзывы и к самому приложению», — рассказывает Тарабукина. Она отмечает, что, хотя в России есть похожие проекты, каждый занимает свою нишу: «Конкуренты есть, и это хорошо — значит, есть рынок и спрос. Но мы пока единственные в регионе, кто делает продукт на таком уровне, поэтому сильной конкуренции не ощущаем». На доходность проект пока не вышел.
Сейчас компания готовится открыть официальный аккаунт на Amazon, и в этом ей помогают не только технопарк и акселератор, но и местный Центр поддержки экспорта и инвестиций, а также центр «Мой бизнес». «Я начинала этот проект одна, но уже тогда задумалась о том, что проект не должен замыкаться только на Якутии и России. У нас есть хороший экспортный потенциал. Физическую книгу можно печатать в стране сбыта, что очень удобно в логистике», — комментирует Таисия. Она отмечает, что книжный рынок в России в разы меньше, чем, например, рынок в Китае или США. Сейчас компания готовит несколько экспортных контрактов для американского и канадского рынков.