Мониторинг социальной эффективности крупных компаний – проект документа с таким рабочим названием дорабатывается в министерстве промышленности и геологии Якутии. Эту информацию буквально на днях озвучил первый замминистра промышленности и геологии Якутии Михаил Кириллин. На круглом столе, основной темой которого стало взаимодействие коренных малочисленных народов Севера (КМНС) и добывающих компаний в РС(Я), шла речь о необходимости поставить на системную основу помощь КМНС со стороны промышленников, которые работают в республике, оказывать помощь северянам в сохранении традиционного уклада жизни, развитии национальных видов деятельности. В частности, одной из самых острых проблем, актуальной в целом для северных территорий, остается проблема транспортной доступности.
При этом на круглом столе упоминалось, что у компаний, которые ведут свою деятельность в Республике Саха (Якутия) и активно помогают коренным малочисленным народам Севера, есть примеры успешного взаимодействия, в том числе с решением транспортной проблемы.
«Раньше мы держали оленей, но в последнее время поголовье изрядно подкосили хищники – волки и медведи, — рассказывает член общины коренных малочисленных народов Севера—Эвенков «Тыылаах» Октябрина Авелова. – На сегодняшний день наше основное занятие – охотпромысел. А значит от того, насколько своевременно наши охотники получат снаряжение, патроны, ГСМ и многое другое, будет зависеть их успех.
Отмечу, что с постройкой магистрали «Восточная Сибирь – Тихий Океан» и вдольтрассового проезда, в нашей жизни появились определенные плюсы, связанные с передвижением. Мы оформляем заявки для проезда и компания всегда идет нам навстречу, не взымая никакой платы. По этой дороге мы завозим себе продукты, топливо, товары первой необходимости все то, что нужно для жизни и работы».
Андрей Мыкырытов, председатель коренной родовой общины народов севера «Киндигирь» Олекминского улуса, недавно вернулся с проверки охотничьих угодий, отвозил охотникам продукты. По его словам, раньше по дороге вдоль ВСТО ему ездить не приходилось, но соседи из других общин пользовались и не раз. «Те, кто пользовались, говорят, удобно. Коренным жителям не отказывают. Можно быстро добраться до самых глухих районов, где мы ведём промысел. Вот и я сейчас: пропуск получил без проблем, но главное, что существенно сократил время поездки. Полотно, конечно, не дорога, сложный маршрут для водителя, но для нас охотников, привыкших ездить по тайге, подходит» — рассуждает он. По его словам, очень хорошо, что не пускают на проезд без разрешений, иначе повадятся браконьеры — уничтожат зверя в местах традиционной охоты коренных жителей. Компания не забывает общину, добавил Андрей Андреевич, — в начале прошлого года для его общины закупили лодочные моторы, снегоходы для ведения и развития традиционных видов деятельности, подарили автомобиль жителям Киндигирского национального наслега Олекминского района.
Традиционные виды занятости северян требуют серьезных затрат и большого труда. Забот у тех, кто живет в отдаленных населенных пунктах, пожалуй, в разы больше, чем у тех, кто проживает рядом с центрами социальной активности. Представители КМНС рассказывают о своих житейских потребностях, решить которые можно только в райцентрах: закупиться продуктами, сходить к врачу, выправить нужный документ, ведь налоговая, БТИ, земельный и имущественный комитеты, нотариусы, райотделы полиции и ГИБДД – все там.
Иной раз приходится решать задачи, которые, по сути, составляют основу традиционного уклада жизни северян. Например, оформление разрешения на оружие. Ни для кого не секрет, что коренной житель Севера учится стрелять раньше, чем ходить. Сейчас охотничий арсенал закрепляется на конкретного человека, собравшего все документы. Ему необходимо добраться в Ленск, а оттуда, взяв билет за 35 тысяч рублей, лететь на самолете до Якутска. Здесь заплатить внушительную сумму за однодневное обучение. После – сдать зачет, пройти медкомиссию.
«В плане транспортного передвижения нашу общину здорово выручает «Транснефть-Восток», — председатель кочевой родовой общины «Чомполо» Эвелина Федорова. — Отправляем запрос с просьбой проехать по вдольтрассовому проезду ВСТО. Это для нас абсолютно бесплатно. По деньгам экономия – серьезная. В общем, взаимоотношения с компанией у нас нормальные. Не было такого случая, чтобы отклонили заявку».
Активно используют проезд представители и других общин коренных малочисленных народов севера. Помимо «Тыылаах», «Чомполо», «Киндигирь» правом на передвижение пользуются общины «Сэргэлээх», «Хатыстыр», «Киен-Юрях» и «Токко». Так что решение социальных вопросов стало действительно более простым и удобным.
Что же касается сохранения национальных традиций и исконного уклада жизни северян, здесь и в правду нужен системный комплексный подход. Решение проблемы на локальном уровне – в границах одной только компании, — вероятнее всего не повлияет на общую картину. Северянам ведь не так важно, по чьей дороге они едут, важно, что именно едут.
«Вот мне сейчас ехать надо опять в тайгу, а проезд ВСТО на сезонном закрытии. Слякоть, полотно нестабильное. Ждем морозов. Нефтяники о безопасности беспокоятся и это правильно. И мы ждем. Без этой дороги – плохо, но хуже то, что альтернативы ей нет», — подытожил Андрей Мыкырытов.
Подборка публикаций за пятницу
Гороскоп на субботу, 23 ноября
Игорь Юргин заявил о необходимости разработки программы для доступности первичной психологической помощи
В Якутске прошла очередная конференция отделения партии
Экспертиза показала, что алкоголь не соответствует ГОСТу
Андрей Герасименко делает мужские и женские стрижки, а также колористику волос