Управление Госстройжилнадзора республики совместно с экспертами Центра мониторинга и оценки доступности услуг для маломобильных групп населения совершили объезд по новостройкам в Якутска на наличие условий для маломобильных людей. Доступность среды для них является не только комфортом, а также вопросом безопасности. Читайте в материале ЯСИА о важности и необходимости условий для маломобильных граждан, а также об итогах осмотра двух многоквартирных домов.
По данным отделения Пенсионного Фонда России по Якутии, на 1 января 2021 года в республике проживает 57 724 человека с инвалидностью разных групп, которые относятся к маломобильным группам населения, из них Якутске — 17 799 человек. При этом отмечается, что к маломобильным группам населения также относятся лица старшей возрастной группы, дети до десяти лет, пешеходы с детскими колясками и временно нетрудоспособные. Ведь никто не застрахован от различного рода травм, поэтому вопрос доступности среды для маломобильных людей касается каждого.
Что говорит закон?
В стране уделяется большое внимание доступности и комфортности городской среды для всех групп населения, в особенности для людей с ограниченными возможностями передвижения, маломобильных граждан. В соответствии 2-ой Главы Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» был разработан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», который предусматривает обязательное требование беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и о возможности самостоятельного передвижения в них. Такие же требования прописаны в Градостроительном кодексе, а именно включение в состав проектной документации объектов капитального строительства раздела содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства.
Главный принцип Конвенции ОНН «О правах инвалидов» о полном и эффективном вовлечении инвалидов в общество послужил основной для разработки и принятия Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Данные требования по доступности для МГН распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Проектные решения объектов капитального строительства, реконструкции, обеспечивающих доступность для МГН должны отвечать следующим требованиям:
- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
- своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и так далее;
- удобство и комфорт среды жизнедеятельности;
- проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
А что мы имеем на деле?
По информации Госстройжилнадзора республики, на практике при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства требования, обеспечивающие доступ маломобильных групп населения, соблюдаются застройщиками при составлении технического задания на проектирование не в полной мере, а именно:
- для доступа МГН в здание вместо устройства стационарного пандуса применяются вертикальные подъемные устройства, которые при низких отрицательных температурах наружного воздуха не функционируют или применяются гусеничные подъемные устройства, не обеспечивающие самостоятельность передвижения колясочников;
- входные группы не оборудованы под нужды незрячих или слабовидящих;
- в ступенях объектов отсутствуют контрастирующие желтые ленты, предназначенные для слабовидящих;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций самостоятельная эвакуация МГН не представляется возможным.
Получается, что эти требования затрагивают не только не менее важные аспекты комфорта для маломобильных людей, а для них это также вопрос безопасности. Управление Госстройжилнадзора Якутии регулярно устраивает осмотры строящихся объектов на наличие условий для маломобильных людей.
«В момент каждого ввода объекта управление обращает особое внимание на обеспеченность доступности для маломобильных граждан. Для этих целей мы привлекаем экспертов из общества инвалидов. Стоит отметить, что к маломобильным группам населения относятся также лица старшей возрастной группы, дети до десяти лет, пешеходы с детскими колясками и временно нетрудоспособные, для них всех доступность играет очень большое значение«, — сказал руководитель Управления государственного строительного и жилищного надзора республики Павел Аргунов.
Проверка новостроек Якутска
В этот раз объезд совершен по двум объектам новых многоквартирных домов в ЖК «Прометей» и в районе Залога. Проверяли объекты не только представители управления, а также эксперты из Всероссийского общества инвалидов и Центра мониторинга и оценки доступности услуг для маломобильных групп населения. Они на себе проверили доступность объектов и наличие необходимых элементов для маломобильных людей. Отмечается, что современные жилые дома все же лучше отвечают требованиям доступности, чем постройки советских времен, но везде бывают свои недочеты, которые решаются в рабочем порядке как раз после подобных объездов.
«Наша организация учреждена Всероссийским обществом инвалидов. Мы занимаемся реализацией государственной программы «Доступная среда». Очень часто присутствуем на приемке новостроек. Сегодня с нами инвалид по зрению и инвалид-колясочник. Надо сказать, что сейчас новые дома достаточно комфортны для проживания: есть лифты, подъемники, правильные и удобные пандусы. Для инвалидов такие квартиры гораздо удобнее, хотя бы наличием доступных по уровню розеток и выключателей» , — сказала эксперт и директор Центра мониторинга и оценки доступности услуг для маломобильных групп населения, инвалид 2 группы Екатерина Емелина.
Первым пунктом объезда стал 16-этажный многоквартирный дом по ул. Автодорожная, 13, корп. 6, застройщик ООО «Прометей». Объект имеет три подъезда и на каждом установлены пандусы.
Эксперт из Всероссийского общества инвалидов, инвалид 1 группы Дьулустан Захаров проверил откосы от проезжей части к тротуарам, а также доступность входа в здание.
«Снаружи все отлично и выглядит хорошо. Первое, что заметили, это доступ к тротуарам с проезжей части — они сделаны не очень хорошо. Не каждый сможет туда подняться. Сам пандус к подъезду отличный, только нужно сделать перила удобные, застройщик сказал, что займется этим. Есть также маленький недочет при входе в здание — там очень высокий порог. Внутри уже все хорошо, есть прямой доступ к лифту. Лично для меня не составит особой трудности свободно заехать со двора в дом» , — сказал он.
У новостройки отсутствовали таблички со шрифтом Брайля для людей с нарушениями зрения при входе в подъезды. Однако лифты оснащены удобными кнопками с выпуклыми знаками, а также голосовым сопровождением. В целом, по первому объекту основные требования соблюдены, а выявленные замечания будут учтены застройщиком.
Вторым объектом осмотра стал 16-этажный многоквартирный дом в 37 квартале (Залог) от застройщика «Ир-Строй». Сразу по прибытию на объект все обратили внимание на отсутствие пандуса и довольно высокое расположение входа в единственный подъезд. Как рассказал заместитель гендиректора по строительству ООО «Ир-Строй» Аман Копылов, пандус не был предусмотрен проектом, но будет оборудован уникальный подъемник на лестнице «ПУМА-УНИ-160».
«Проектом не предусмотрено постоянное проживание маломобильных людей. В случае, если понадобится доступ, то предусмотрен специальный лестничный подъемник, кнопка вызова находится рядом со входом в здание. Сам подъемник должен находиться внутри здания. С помощью сопровождающего человека осуществляется доступ к зданию. Персонал будет находиться 24/7, это консьержи. Скорость подъёма составляет 10 ступенек в минуту, а грузоподъемность до 150 кг» , — сказал он.
Копылов также отметил, что устройство сможет работать даже зимой в — 50 градусов. При этом в руководстве по эксплуатации лестничного подъемника вышесказанной модели написано, что грузоподъёмность, включая кресло-коляску, — не более 130 кг. А в характеристиках аккумуляторной батареи диапазон рабочих температур составляет от 0 до +40 градусов. В общих требованиях безопасности написано следующее: «Не используйте подъёмник «ПУМА» при крайне высоких температуре и влажности окружающей среды, так как есть опасность перегрева и, соответственно, повреждения устройства. При использовании подъёмника избегайте также крайне низких температур окружающей среды«.
Дьулустан Захаров не смог проверить доступность входа в подъезд новостройки, так как проверять было нечего — подъемника еще нет на объекте, а до уже установленной кнопки вызова он так и не смог дотянуться. Другой эксперт, инвалид 1 группы по зрению Дмитрий Захаров зашел вместе с сопровождающим в подъезд дома.
«В принципе за несколько подходов можно разобраться и запомнить. Не скажу за других. Жаль, что нет подъемника или пандуса для людей с нарушениями опорно-двигательной аппарата. В этом объекте подъезд один, поэтому необходимости в табличке с указанием номера нет. На обоих объектах нужны доработки» , — сказал он.
В конце осмотра эксперты высказали свои оценки по двум объектам: первая новостройка в ЖК «Прометей» получила «четверку», а вот второй дом даже не стали оценивать.
«Надеемся все недочеты будут исправлены. Хотелось бы пандус, конечно. Сами подумайте, если человек в коляске захочет выйти на улицу, то ему придется каждый раз просить об этом консьержа, который должен будет спускать и поднимать. Подъемники, во-первых, сами по себе тяжелые, а во-вторых, где найти такого терпеливого и физически способного консьержа?» — заключил Дьулустан.
Так, еще на этапе проектирования строительства можно получить положительную оценку экспертизы при минимальном «соблюдении» требований доступности для маломобильных групп населения, но при завершении строительства получается так, что условий для них фактически нет.
Фото: Мария Васильева, ЯСИА.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: