Отравление алкоголем или падение с высоты, авария на трассе или внезапная потеря сознания. Всё это — поводы для вызова скорой помощи. В быстрорастущем Якутске на станцию ежедневно поступает порядка 550-600 вызовов, и даже несколько минут промедления могут обернуться для кого-то трагедией. Каждое такое обращение за короткое время проходит несколько этапов, прежде чем попадает к врачу, который отправляется на вызов к пациенту. Корреспондент ЯСИА побывала на станции скорой помощи Якутска, чтобы увидеть изнутри, как устроена работа тех, кто первым спешит на помощь.
Сохраняйте спокойствие
На почти 400-тысячное население Якутска и пригородов работает одна станция скорой помощи и два филиала в Жатае и Пригородном. Поступающие вызовы отрабатывают 25 бригад врачей за сутки. Согласно стандарту российского Минздрава, на экстренный вызов медики должны прибыть в течение 20 минут, и в условиях Якутска этот норматив всегда выполняется.
К экстренным, или, как говорят врачи, скоропомощным, вызовам относятся 12 категорий: падение с высоты, ДТП, потеря сознания, отсутствие дыхания, отравление, в том числе у детей до трёх лет, роды и другие. На такие вызовы медики выезжают в течение четырех минут. Жалобы на высокую температуру, головную боль или травму, полученную больше суток назад, считаются неотложными и отрабатываются в течение двух часов.
Определить, к какой категории отнести тот или иной вызов, — задача диспетчеров. Все звонки от жителей Якутска принимают четыре человека. Все они имеют высшее медицинское образование и отработали на скорой помощи не менее 10 лет. Одна из старейших работников — диспетчер Елена Хребтова. По её словам, слух и интуиция — главные качества диспетчера, потому что действовать надо без промедления, а при общении со звонящими говорить спокойным тоном, чтобы человек успокоился и мог четко сказать, что произошло и где он находится.
«Жалобы поступают самые разные. Наша задача – быстро сопоставить симптомы с тем или иным заболеванием и передать информацию в оперативный отдел, который направляет бригады на вызов. Бывает, что люди говорят одно, а на деле оказывается ситуация хуже. Или звонят с поводом, что человек умирает, а по факту пьяные разборки», — рассказывает Елена.
В зимний период традиционно растет количество вызовов с пометкой «Лежит, пьяный». Особенно много их становится в период новогодних выходных. Только за первые восемь дней 2023 года скорая приняла 106 вызовов. Также частыми поводами для приезда врачей становятся травмы после запуска пиротехники, последствия перееданий и алкогольные отравления.
Бывает, что в скорую звонят, чтобы получить консультацию, что делать при температуре или какую дозировку лекарства подобрать для ребенка. Такие вызовы передают педиатру-консультанту Марии Пилимоновой. Благодаря этому ежемесячно порядка 2,5 тысяч вызовов обходятся без выезда бригады.
«Ближе к ночи количество звонков увеличивается. Днем люди всё же стараются обратиться в поликлинику. Но бывает и так, что звонят для консультации, а мы после выяснения симптомов оформляем вызов. В частности, это боли в животе, которые могут потребовать вмешательства хирургов», — объясняет Мария.
Кроме городских вызовов в едином диспетчерском центре также отрабатываются заявки от диализных больных в Якутске, Мирном и Нерюнгри. Медсестра-статист Татьяна Паршина формирует заявку и направляет бригаду по соответствующему адресу.
Город как на ладони
Оформленный вызов поступает в оперативный отдел, где диспетчер Сардана Голокова определяет, какую бригаду направить к больному. Сегодня в каждой машине скорой установлен специальный маячок, точно показывающий, где находится экипаж. Специальная программа позволяет отследить не только место назначения и характер вызова, но и время, за которое бригада приезжает к больному. Если оно составляет более 20 минут для экстренного вызова, диспетчер связывается с водителем и уточняет причину задержки.
«В начале 2000-х все вызовы приходилось записывать вручную, потом эти бумаги передавать врачам поликлиник, которые приходили сюда. К вечеру после смены голова становилась квадратной. Сейчас всё автоматизировано, гораздо удобнее и быстрее», — говорит Сардана Голокова.
Если поступивший вызов находится в районе Мархи, а в аэропорту бригада закончила работу, то эту заявку передадут ей. Именно поэтому бывают ситуации, когда едущий спокойно автомобиль внезапно включает спецсигналы.
После возвращения на станцию при необходимости в аптечном пункте врачи пополняют запас медикаментов. Обычно выдача лекарств проходит в период пересменки с 7 до 8 утра. В аптечке у провизоров всегда есть весь необходимый запас всех препаратов.
Всего на станции работают 570 человек, из которых 340 — это медработники, а 150 — водители. Чтобы работать в бригаде скорой помощи, необходимо получить сертификат соответствия. Также на станцию для прохождения практики регулярно приходят студенты мединститута СВФУ и медицинского колледжа. Некоторые потом остаются работать.
Роды в минус 50
В последние годы из центральных регионов России часто приходили сообщения о нападениях на врачей. Фиксируют такие случаи и в Якутске. Чаще всего врачи становятся свидетелями бытовых конфликтов, но бывают и серьезные нападения психических больных или людей в состоянии опьянения.
«Один раз поступил вызов в квартиру, где пьяный муж повздорил с женой, нанес ей травмы. Пришлось вызывать полицию, чтобы его утихомирить, потому что он пытался драться, мешал оказывать помощь. Поэтому всегда говорим врачам: если понимаете, что на вызове явный криминал, без полиции и Росгвардии не входите. Безопасность врача тоже очень важна», — говорит главный врач станции скорой помощи Якутска Татьяна Андросова.
Однажды конфликтная ситуация возникла с водителем-женщиной, которая столкнулась с внезапно остановившимся экипажем. Несмотря на мороз под минус 50 и активно идущие роды в салоне скорой, автолюбительница устроила скандал, открыв двери экипажа. Несмотря на то, что всё закончилось хорошо, и ребенка с молодой мамой доставили в роддом, вся эта ситуация стоила немалых нервов как пациентке, так и врачам.
Для машин год идёт за три
Сообщение о выезде на вызов через громкоговорители поступает во все помещения станции, а также в гараж, расположенный рядом. В нем стоят 28 автомобилей: это четыре реанимобиля, экипаж психоневрологической бригады, фельдшерские машины и детские. Весь транспорт отечественных марок: ГАЗ, УАЗ, Соболь.
«В наших суровых условиях у машин год идёт за три. Многие детали изнашиваются гораздо быстрее. Также бывают случаи, когда автомобили попадают в аварии. Поэтому парк стараются регулярно обновлять. В этом году должны прийти три новые машины. Направим их на работу по направлению Жатая и Хатассов», — объясняет заместитель главного врача станции скорой помощи по автотранспорту Максим Кушнарев.
Все водители скорой имеют большой стаж работы. При трудоустройстве, помимо навыков вождения, оценивается и то, как человек обращается с машиной. Но бывают случаи, когда идеально подходящий кандидат уходит после первого проблемного пациента.
Одна из немаловажных проблем — отсутствие табличек с адресами как на многоквартирных домах, так и в частном секторе. Хотя во всех машинах стоят навигаторы, очень часто водителям приходится петлять по улицам в поисках нужного адреса. Иногда вызовы поступают с территории какой-нибудь школы или с одного из городских катков. В таком случае диспетчеру нужно точно говорить, на какой улице будет пациент, чтобы не терять драгоценное время.
«Самая главная рекомендация для тех, кто вызывает скорую помощь, – не паниковать. Даже если стало плохо или скончался близкий человек. Диспетчеру четко нужно сказать, что произошло и где вы находитесь. И ещё — выйти встретить медиков. Это позволит быстрее приступить к оказанию помощи», — объясняет главный врач.
Вызвать скорую помощь с мобильного телефона можно по номерам 103 или 112. Эти номера работают круглосуточно и соеинение произойдет, даже если у телефона будет отрицательный баланс и отсутствует сим-карта.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: