Строительство моста через реку Лену в настоящее время стоит первым номером в «повестке дня» Якутии. Проект одобрил и поддержал президент России Владимир Путин. Федеральному правительству поручено внести предложения по его реализации. На главу региона Айсена Николаева возложена огромная ответственность — четкие и сжатые сроки строительства требуют предельной концентрации усилий и региональных властей, и профильных структур федерации, и потенциальных участников проекта.
Вице-премьер Якутии Кирилл Бычков, курирующий это строительство, уверен, что Ленский мост должен стать не просто объектом жизнеобеспечения республики: его социально-экономический эффект может превзойти многие инфраструктурные проекты России.
— Кирилл Евгеньевич, вы участвовали в заседании правительственной комиссии по транспорту под председательством вице-премьера РФ Максима Акимова, на котором также дан «зеленый свет» строительству моста. Как прошло обсуждение проекта?
— Для нас главным было услышать, что наши планы по строительству Ленского моста одобрены, узнать, какое место они заняли в федеральной программе, какие определены сроки для их реализации. Для включения в «лист ожидания» комиссия отобрала лишь десятую часть из всех заявленных регионами проектов, и включила наш мост в число 57 приоритетных, направленных на первоочередную модернизацию магистральной инфраструктуры России, с возможностью реализации при выделении дополнительного финансирования.
Ленский мост предпочли другим, не менее важным, инфраструктурным проектам, в частности, отложена реконструкция сразу 27 аэропортов: Новосибирска, Красноярска, Тюмени, других регионов. Это говорит о том, что наш проект — крупнейший, целевой и жизненно необходимый. Он должен стать настоящей «стройкой века» для республики.
Значимость магистрального объекта для жителей Якутии и всего Дальнего Востока даже не стоит обсуждать, так как это абсолютно очевидно. Кроме того, по многим параметрам Ленский мост соответствует не просто уровню объекта жизнеобеспечения: социально-экономические эффекты от его строительства и использования должны превзойти инвестиции более чем в 1,6 раза.
— За счет чего ожидается достижение этого эффекта?
— Ленский мост должен соединить пространства Дальнего Востока и Арктики. Связать три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Проект призван обеспечить круглогодичный доступ к месторождениям республики, а также повысить транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза — с 21 до 83%. Благодаря реализации проекта должны существенно сократиться ежегодные расходы бюджетов на северный завоз.
— На какие средства может строиться мост и о каких суммах идет речь?
— Как ранее обозначил глава республики Айсен Николаев, проект планируется финансировать за счет средств федерального и регионального капитальных грантов, а также через инвестиции частного партнера, который определится по итогам конкурсного отбора.
По предварительным данным, проект оценивается в сумму порядка 80 миллиардов рублей — с учетом НДС. Предполагается, что основная часть финансирования — свыше 54 миллиардов рублей — поступит из федерального бюджета (около 48 миллиардов) и регионального (чуть более 6 миллиардов), оставшаяся доля планируется из средств частного капитала.
В ближайшие годы мост должен стать главным инвестиционным проектом республики, основанным на принципах государственно-частного партнерства. Ряд инвесторов уже выразили желание финансировать его строительство.
По подсчетам специалистов Аналитического центра при правительстве РФ, в стране сейчас нет другого транспортного проекта в сфере жизнеобеспечения, который бы окупился в столь реальные сроки, как Ленский мост. Это может произойти менее чем за 20 лет. При этом мост не только снизит затраты на северный завоз, но и увеличит валовый региональный продукт как минимум на 1,5-2 процента в год, а это — 15-20 миллиардов рублей.
— Сколько по времени может продлиться строительство?
— В 2020-2021 годах должна быть завершена проектная стадия, и начато строительство. При соблюдении всех условий, мост планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году. Мы считаем, что «зеленый свет» уже дан — поручением главы государства.
И абсолютно все профильные ведомства, задействованные в проекте, дали свои положительные заключения. Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» подтвердила прогнозную интенсивность движения по мосту, положительно оценив варианты реализации проекта. Крупнейшие российские корпорации и финансовые институты, иностранные компании — все они выражают готовность участвовать в проектировании, поиске технологических решений, необходимых для строительства этого крайне сложного, уникального инженерного объекта. Ведь нигде в мире вантовые мосты не проектировались и не строились с учетом экстремально низких температур.
— Помимо моста через Лену, на заседании правительственной комиссии рассмотрено строительство других мостовых переходов на территории республики.
— Рассмотрена возможность возведения еще пяти мостов в Якутии: четырёх через реку Вилюй: на 660, 807+800, 956+300 и 1049+092 километрах автодороги А-331 «Вилюй» (Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск), а также через реку Алдан на 389 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» (Якутск-Магадан).
Принято решение также включить их в «лист ожидания» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. По ним сейчас предстоит подготовить проектно-сметную документацию, провести экспертизы.
Все указанные проекты, прежде всего, — Ленский мост, включенные в число приоритетных, по сути, должны соединить всю северо-восточную часть России — четверть от всей ее территории, обеспечить транспортную доступность не только Якутии, но и включить Чукотку и Магадан в транспортную сеть нашей страны.
Уверен, что реализация проекта Ленского моста имеет особое значение не только для дальнейшего социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, но и в целом для расширения его геополитического влияния, необходимого для усиления мощи всей страны.
Авторы: Кира Сафронова, Елена Тихонова
В Минздраве подчеркнули, что наблюдается снижение показателя госпитальной смертности
Система мониторинга анализирует несколько показателей и предоставляет прогноз с точностью почти 70%
Ожидается приезд около 600 человек, среди них представители татарских общин из более 50 регионов страны
Центры будут базироваться на площадках муниципальных библиотек
Стали известны первые результаты Единого государственного экзамена
7,5 тысяч многодетных семей воспользовались льготой в размере 30% на оплату ЖКУ,