"Кинолетопись Якутии": Ан-10 выходит на линию Иркутск - Якутск

В рубрике «Кинолетопись Якутии» кадры прибытия в Якутск в феврале 1961 года самолета Ан-10
15:17, 22 октября 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Сегодня в рубрике «Кинолетопись Якутии» кадры прибытия в Якутск в феврале 1961 года самолета Ан-10. С этого момента начались регулярные рейсы, сначала грузовые, а через месяц и пассажирские, по маршруту Иркутск – Якутск.

Впервые Ан-10 поднялся в воздух в 1957 году. Он стал первым пассажирским самолетом такого класса в ОКБ Антонова и первым советским лайнером с турбовинтовыми двигателями. В это время в ОКБ Туполева быстрыми темпами шло создание реактивного Ту-104, однако в стране было всего несколько аэродромов, способных принять такую машину. Поэтому перед инженерами стояла задача создать среднемагистральный пассажирский самолет, который мог бы садиться в небольших аэродромах.

Самолет конструировал лично Олег Антонов. Было принято решение сделать его универсальным, чтобы использовать его и как пассажирский, и как грузовой. На проектирование и постройку Ан-10 ушло всего 15 месяцев. Первый испытательный полет состоялся 7 марта 1957 года в Киеве, а в 1958 году самолет был удостоен диплома и Большой золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Начиная с 1959 года Ан-10 начал совершать регулярные пассажирские рейсы.

Однако затем произошло несколько катастроф, которые выявили конструктивные недостатки лайнера. Причиной двух крушений Ан-10 в конце1959 года и начале 1960 года стали отказы управления в момент обледенения стабилизатора. Самолет пришлось дорабатывать, пилотам выдали дополнительные инструкции.

После этого Ан-10 эксплуатировался более 10 лет. К началу 1972 года на этих самолетах было перевезено более 38 млн человек. Случались и происшествия – в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 14 самолётов Ан-10. Два инцидента произошло в Мирном.

08 августа 1968 года:

Перед посадкой при выпуске шасси отвалилась левая опора шасси. Экипаж принял решение совершить вынужденную посадку на грунтовую ВПП. После посадки на правую опору и некоторого пробега на ней самолет опустился на левую сторону и сошел с ВПП. Ан-10 задел крылом топливозаправщик. Самолет остановился на перроне перед аэровокзалом. Экипаж и пассажиры благополучно покинули борт. Самолет впоследствии был списан. Накануне другой экипаж, выполняя на этой машине рейс Якутск-Иркутск, совершил грубую посадку, которую скрыл. В результате этой грубой посадки был поврежден 30-ый шпангоут.

12 октября 1969 года:

Экипаж выполнял рейс по маршруту Иркутск–Мирный. Полетный вес самолета в момент посадки составлял 50700 кг. Прогноз погоды в районе аэропорта предусматривал: облачность 10/10 высотой 400–600 м, снег, видимость 4–6 км, временами 2–4 км. ВПП в момент приземления была заснеженной, толщина снежного покрова составляла 1-2 см, а вновь построенный участок ВПП 400 м вообще не был очищен от снега и толщина снежного покрова на нем была 10–15 см. Командование аэропорта Мирный сообщило через САИ о удалении ВПП на 400 м, но посадочные знаки не были перенесены. Для прокладки кабеля на концевых и боковых полосах безопасности на удалении от ВПП 4-6 м были вырыты траншеи. О наличии указанных препятствий командование аэропорта Мирный никому не сообщило, ограничений в полетах для самолетов 1 класса не произвело. В результате самолет Ан-10 приземлился согласно старых посадочных знаков. Из-за неудовлетворительного состояния ВПП самолет выкатился за пределы полосы и столкнулся с траншеей. Вследствие полученных повреждений Ан-10 №11169 был списан.

18 мая 1972 года произошла авикатастрофа, поставившая крест на полетах всех самолетов Ан-10.

Лайнер, выполнявший рейс из Внуково в Харьков стал разваливаться в воздухе. При снижении сначала оба крыла неожиданно сложились над фюзеляжем и полностью отвалились, а затем и сам фюзеляж начал разваливаться в воздухе. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 122 человека.

Позднее следствие доказало, что причиной разрушения крыла стали усталостные трещины, образовавшиеся на стрингерах. Подобные дефекты были обнаружены практически на всех самолетах, на которых проводились испытания. Летом 1972 года Госкомиссия постановила снять с линий «Аэрофлота» все имевшиеся Ан-10.

Эта катастрофа стала толчком в развитии исследований усталостной прочности, в различных ОКБ были разработаны новые методы неразрушающей диагностики конструкций.

В 2022 году в Якутии отметят 100-летие образования Якутской АССР. Якутское-Саха информационное агентство совместно с Национальным центром Аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия) запускает проект «Кинолетопись Якутии». Каждую неделю на сайте информационного агентства будут публиковаться редкие видеоматериалы из архива фонда, на которых запечатлены городские и сельские пейзажи Якутии начала XX века, моменты из политической и экономической жизни республики, культурные события и многое другое.

Смотрите весь плейлист «Кинолетописи Якутии».

«Кинолетопись Якутии»: Народный художник Афанасий Осипов

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
27 апреля 27.04
  • -5°
  • $ 92,01
  • 98,72

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: