Как встречают воздушные суда, что такое деайсинг и многое другое — в материале ЯСИА
С приходом зимы и крайне низких температур Якутск оказывается во власти густого тумана, и чем ниже температура, тем меньше становится видимость. Пешеходов на улице практически нет, водители тревожно вглядываются в белый морок. При этом дорожные службы работают в усиленном режиме, очищая улицы от снега.
Но как быть тем, кто работает с несколько большей по размеру техникой – механикам и инженерам аэропорта? Ежедневно воздушная гавань столицы республики принимает и отправляет в различные районы Якутии и города страны десятки самолётов. И каждый борт должен быть готов к вылету, телетрапы поданы, а полоса – расчищена.
Что за брезентовые «осьминоги» завелись в аэропорту, почему после уборки на ВПП выезжает большой магнит и чем наши техники удивили зарубежных производителей телетрапов – в материале ЯСИА.
Первое, что встречает самолёт, прилетающий в любой аэропорт мира, конечно же, взлётно-посадочная полоса. ВПП международного аэропорта Якутска имени Платона Ойунского открылась в этом году после двухлетнего ремонта. После этого полоса стала длиннее, покрытие современнее, а огни – ярче. Но за всей этой модернизацией необходим тщательный уход.
Ежедневно, несмотря ни на какие погодные условия, полосу и рулёжные дорожки осматривают специалисты аэродромной службы. Даже в густом тумане машина всё равно отправляется на объезд. Инженеры проверяют, не занесло ли полосу снегом, нет ли на ней посторонних предметов, и горят ли все сигнальные огни. После этого обстановку на полосе докладывают дежурному организатору воздушного движения (ОРВД), который в свою очередь передаёт эту информацию пилотам самолётов, заходящих на посадку.
«Даже в сильные морозы полосу может запорошить снегом, и его тоже необходимо убирать. Сдуваем ветровой установкой, как осенние листья. Если же надо вывозить много снега, то отправляем уборочную технику. Всего у нас 38 различных машин, которые занимаются подготовкой полосы и рулёжных дорожек», — рассказывает технический директор АО «Аэропорт Якутск» Ильяс Насибулин.
После работы уборочной техники на полосу обязательно отправляется установка с большим магнитом. Иногда бывает, что металлические щетинки выпадают из щётки, но они ни в коем случае не должны оставаться на ВПП. Поэтому их, а также другой различный металлический мусор, если он есть, оперативно убирают.
В этом году в аэропорт Якутска также поступила новая спецтехника для очистки габаритных огней. Машина подъезжает к нему, обхватывает с двух сторон щётками и собирает снег. Таких огней на ВПП якутского аэропорта около 250, и чтобы полностью очистить их, требуется порядка 40 минут.
«Когда говорят об авиации, то в первую очередь люди, конечно, представляют пилотов. Но чтобы смог летать один человек, на земле должны работать 28. Это инженеры аэродромной службы, электрослужба, авиатехники, перевозки, ОРВД и т. д. Большой комплекс, где каждое звено очень важно», — объясняет Ильяс Насибулин.
С приходом сильных холодов заметно прибавляется работы у авиатехников и инженеров, которые работают на специальных согревающих машинах. Зачастую бывает, что самолёты, прибывающие из других регионов страны, запрашивают обогрев, как только приземляются.
«Бывает, что к ним отправляются по две машины, потому что замерзает какой-то люк или багажный отсек не открывается, всё отрабатываем по заявке авиакомпаний. Начиная с -45 у «боингов» уже начинают замерзать шасси, потому что они не рассчитаны на наши морозы. У тех авиакомпаний, которые работают постоянно в Якутии, у них другой тип резины», — говорит старший водитель службы специального наземного обслуживания воздушных судов аэропорта «Якутск» Гаврил Ефимов.
Сама машина для обогрева похожа на гигантского механического осьминога, у которого вместо щупалец большие брезентовые рукава.
Самым зрелищным мероприятием техники называют разгрузку грузового самолёта – тогда туда могут поехать сразу четыре машины, чтобы не дать замёрзнуть перевозимому грузу.
Тепловые машины греют самолёты центральных авиакомпаний, пока они стоят у телетрапа в ожидании новых пассажиров, а также разогревают борта республиканских перевозчиков.
«Если двигатель вовремя не прогреть, то произойдёт помпаж – хлопок, и двигатель выключится. Обычно процедуру начинают за два часа до вылета. Экипаж тоже к этому времени подходит, начинает свою подготовку. Вместе с двигателем идёт подогрев салона, в это время техники проводят предполётную подготовку, какой-то ремонт, при необходимости», — объясняет технический директор АО «Аэропорт Якутск» Ильяс Насибулин.
Телетрапы появились в аэропорту Якутска после реконструкции аэровокзала в 2012 году. Воздушную гавань столицы республики можно смело назвать единственной в мире, где при столь низких температурах работают тёплые «рукава», ведущие от здания аэропорта к самолёту. Когда самолёт прибывает и встаёт на стоянку, оператор подъезжает и раскладывает конструкцию телетрапа, как капюшон детской коляски, создавая для пассажиров защиту от ветра и холода со всех сторон.
Практически сразу после установки телетрапов инженеры аэропорта доработали конструкцию, чтобы она не давала сбоев даже при самых сильных морозах. Так, для колёсного моста был придуман специальный теплый чехол, который предохраняет все элементы от перемерзания. Зарубежные производители телетрапов были немало удивлены якутским ноу-хау по утеплению и взяли себе на заметку.
Помимо подготовки полосы и прогрева воздушного судна не менее важно даже в суровые морозы вовремя доставить на борт багаж, питание и самих пассажиров. Сегодня в автопарке якутского аэропорта работают более 200 единиц различной техники: это багажные и почтово-грузовые машины, пассажирские автобусы, машины спецназначения, амбулифты и многое другое.
Амбулифты – это транспорт для перевозки маломобильных пассажиров, колясочников или лежачих. Совсем недавно аэропорт Якутска приобрёл ещё одну такую машину для самолётов типа Ан-24, Ан-26, и теперь появилась возможность сразу перемещать нуждающихся в помощи пассажиров из салона в спецтранспорт.
Кроме того, этой весной поступил новый автомобиль для перевозки бортпитания, он также оснащён полукабиной, и это позволяет доставлять кувезы с едой ко всем типам самолётов. А как готовят еду для полётов, и почему еда в полёте имеет другой вкус, можно прочитать здесь.
Как и у многих легковых автомобилей, у спецмашин аэропорта в мороз также сильнее всего страдает ходовая часть. Бывают ситуации, когда от холода лопаются шланги и техника встаёт прямо на улице. В таком случае механики оперативно отправляются к месту ЧП, буксируют технику с опасной зоны, осматривают и ремонтируют. Если нет острой необходимости, то отвозят в тёплый гараж.
«Завод, конечно, сообщает, что их техника может работать и в 45-50, но как показывает практика, не все справляются даже с минус 30. В основном мёрзнет гидравлика, поэтому приходится дорабатывать под себя, либо использовать советскую технику, которая несмотря ни на что, показывает себя отлично», — говорит начальник службы транспортного обеспечения перевозок АО «Аэропорт Якутск» Денис Масленников.
Долгое время ремонтная мастерская находилась за территорией аэропорта, что создавало серьёзные неудобства для механиков, ведь им постоянно приходилось получать пропуск на территорию, проходить досмотр и так далее. Да и само здание мастерской было в плачевном состоянии. С 2021 года цех находится в новом здании рядом с основным терминалом, что позволило значительно ускорить процесс работы.
В период межсезонья при переходе из осени в зиму или из зимы в весну в аэропорту Якутска для всех самолётов проводят деайсинг, или по-другому – противообледенительные мероприятия. Поверхность воздушного судна поливают специальной жидкостью, чтобы удалить замерзший на корпусе лёд и снег, а также чтобы предотвратить их появление.
В 2019 году в автопарке якутского аэропорта произошло пополнение — был приобретён аппарат «ПМ-Гейзер», который за счёт своей высоты более 14 метров может обрабатывать все типы воздушных судов.
Резюмируя, можно отметить, что в аэропорту важна каждая служба. Именно их совместная, слаженная работа позволяет ежедневно принимать и отправлять десятки самолетов, и им не помеха даже такие экстремальные климатические условия, как в Якутии.
В течение лета 2330 студентов СВФУ приняли участие в 27 трудовых проектах
Подборка публикаций за пятницу
Секрет успеха этого дня прост: практичность, практичность и еще раз практичность.
В этом году также отмечается 300-летие Российской академии наук
В рамках Декады Матери с 19 октября по 10 ноября прошла акция «Путь к своему…
У ребенка из старшей группы выявили кишечную инфекцию