Под руководством Владимира Леонова работает свыше семисот сотрудников «Авиалесоохраны» по всей республике
Один из наиболее ярких представителей лесного хозяйства республики в наши дни, заслуженный лесовод Российской Федерации и почетный работник лесного хозяйства России — руководитель Якутской базы авиационной охраны лесов Владимир Леонов.
Он получил высшее образование в Брянском государственном технологическом институте. В 1985 году окончил институт с дипломом инженера лесного хозяйства. В возрасте 22 лет в 1986 году прибыл в Якутию по распределению.
Сегодня, спустя вот уже 40 лет, под руководством Владимира Леонова работает свыше семисот человек сотрудников «Авиалесоохраны» по всей республике.
Найти свободное окно и втиснуться в плотный график Владимира Леонова непросто. Каждый год горят леса, требуют контроля, наблюдения и оперативного реагирования. Работая 24/7, всегда будучи на связи в зоне доступа, руководитель «Авиалесоохраны» находит решения как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Диапазон его каждодневных задач варьируется от масштабных вопросов финансирования и логистики до стратегического маневрирования групп ПДПС (парашютно-десантные пожарные службы) и обеспечения материально-технической базы.
В юбилейный год 85-летия лесного хозяйства в Якутии Владимир Леонов выделил время для интервью, несмотря на плотный рабочий график. С ностальгией отметив, что пожароопасный сезон 2024 года, который сейчас подходит к завершению, похож на первый год боевого крещения.
В свой первый год в Якутии Владимир Леонов отработал в должности инструктора парашютно-десантной группы в Усть-Майском районе. Уникальная природа Якутии поразила молодого специалиста. Ее непохожесть на другие регионы, огромная территория и разные погодные условия, когда в одной местности идет дождь, в другой светит солнце, а в третьей стоит шквальный ветер, поразили своими масштабами. Все здесь предстало таким непривычным, интересным и стабильно непредсказуемым.
«Я особенно ярко помню первую командировку в 86-м году в Олекминский улус. Горело очень сильно, жара стояла под 40 градусов. Июнь месяц. Работая, мы могли полностью искупаться в наших энцефалитных костюмах, а через час они уже полностью высыхали. Вот такая там стояла беспощадная жара. Мы защищали населенные пункты от пожара, возникшего от сельхозпала. Это был особый тип природного пожара, торфяной. Он возник под землей и затаился, а когда подогрелся, устремился вверх. Быстро став верховым, огонь прошел более 10 километров, а потом повернул в обратном направлении. Как сейчас это помню. Верховые пожары непредсказуемы. Был привлечен вертолет Ми-6, который привез нам трактор с плугом. Им мы опахивали территорию вокруг населенного пункта. Жители деревни занимались лесозаготовкой, там стояла пилорама. Из-за сложившейся опасной обстановки эвакуировали женщин и детей. Остались только мужчины как добровольцы на тушении. Мы пробыли там 33 дня безвыездно. Густой дым, изнуряющая жара. И за все это время не выпало ни одной дождинки. Желание повернуть назад – такого не было», — рассказывает Владимир Леонов.
После такого экстремального боевого крещения начальник Усть-Майского авиаотделения Александр Фиц предложил способному молодому инструктору ПДПС попробовать стать летчиком-наблюдателем. К исполнению обязанностей на уровне неба Владимир Леонов приступил в 1987 году, окончив шестимесячные курсы в подмосковном городе Пушкино. В Усть-Майском авиаотделении проработал до 2006 года, около 20 лет. К слову сказать, авиаотделение обслуживало не только Усть-Майский улус, курировались и другие близлежащие территории. Амгинский улус, Якутск и Бердигестях.
«Первый год работы летнабом тоже не был простым, все лето сохранялся высокий класс горимости лесов. Тогда я налетал более 550 часов. Как молодой летнаб, я пытался разобраться во всех моментах, ведь работа ответственная. Задачи: организовать правильное распределение загрузки на борт, вылет, определить тип пожара, это работа в тесной связке с парашютистами-десантниками, расчет их прыжков. И, помимо организационной работы, нужно правильно оформить всю документацию», — отмечает Владимир Леонов.
Сначала молодой летчик-наблюдатель летал на самолете Ан-2, а вскоре ему уже доверили вертолет Ми-8. За всю карьеру число его летных часов составило более 6500.
В карьерном пути Владимира Леонова все шло по нарастающей. Отдельно стоит отметить и его любовь к парашютному спорту. Ведь именно это увлечение, переросшее в навык, а затем в профессию, определило жизненный путь. В молодые годы, учась в школе и в институте на военной кафедре, Владимир Леонов активно практиковал прыжки с парашютом.
«В прыжках с парашютом дело не только в подготовке. Многое зависит и от того, на чем ты прыгаешь, с каким типом парашютной системы. В ДОСААФе у меня был парашют Д-5, потом перешли на Д-6. Но это всё были прыжки спортивные и наиболее безопасные, что у меня были. На авиабазах царит совсем другой уровень. Здесь нужно быть профессионалом, выполняя производственные прыжки. А также быть профессионалом по части тушения пожаров. Парашют или спусковое устройство лишь средство транспортировки к месту пожара. Так же как автомобиль, например, пароход или лошадь к пункту назначения. Основная задача сил ПДПС – тушить пожары. Зачастую ребята прыгают на неподготовленную площадку. Тайга очень сильно ограничена в этом вопросе. В основном это какой-то небольшой островок в густом лесу, в который нужно попасть, не создав проблем здоровью и жизни пожарного. Парашютная система «Лесник-3″, которую мы сейчас используем, позволяет приземлиться на площадку буквально 15 х 15 м с воздуха. Такие парашюты очень точные, но в то же время и опасные. Нужно многое учесть: не только горизонтальную скорость (она порядка 10–12 м/с), но и то, что посадка должна быть строго против ветра, чтобы эту горизонтальную скорость погасить, плюс рассчитать вертикальное приземление. В этом непростом деле наши ребята большие профессионалы, тут им равных нет», — делится он.
Применяемыми ранее на авиабазах парашютными системами были «Лесник» и ПТЛ-72. Они имели круглую форму и считались условно управляемыми, оставаясь неповоротливыми. Тем не менее ПТЛ-72 применялись до последнего и к списанию вышли только в этом году. Срок эксплуатации парашютных систем 12 лет с учетом ограничения по количеству прыжков. В случае повреждений парашюты подлежат ремонту, ведь не секрет, что они часто зависают в кронах деревьев и могут порваться. В этом году все ПДПС «Авиалесоохраны» переходят полностью на «Лесник-3».
Не только высоким классом горимости лесов запоминаются годы работы руководителю «Авиалесоохраны». Распад Советского Союза больно ударил по структуре. Именно к концу 90-х годов авиабаза Якутии пребывала на пике максимальной силы и мощи. Большое количество парашютистов, десантников-пожарных, летчиков-наблюдателей, более 30 авиаотделений, высокая оснащенность материально-технической базы. Все постепенно пошло на спад, и уже в 2006 году, когда полномочия сохранения лесного фонда стали передаваться субъектам, это сильно на нас сказалось. Обнаружение и тушение лесных пожаров выполнялись уже не так оперативно, как раньше, сил стало не хватать.
«Вследствие страшного слова «оптимизация» мы столкнулись с тем, что от штата в 1500 сотрудников остались всего 100 ПДПС. Закрылись авиаотделения в Среднеколымске, Жиганске, Зырянке, Батагае, Усть-Нере. И тем не менее сейчас мы пытаемся вернуться к успеху прошлых лет. Мы делаем все для открытия новых авиаотделений в республике, наращиваем численность сотрудников. В данное время идет финансирование за счет республиканских и федеральных средств по части приобретения новой техники, средств пожаротушения, укрепляется материально-техническая база. И хотя мы, по сути, даже не дошли в своих масштабах и по силе до 60-х годов тех времен, мне все еще хочется верить. Из последних новостей: нам предстоит открыть 5 авиаотделений, в Ленском районе это будет Витимское авиаотделение в 2025 году и в Олекминском районе в Саныяхтахе. В советское время там работали целых 4 авиабазы: в Олекминске, Чапаево, Саныяхтахе и Торго. Сейчас действует только один в административном центре улуса, которого для такой огромной территории с лесным фондом свыше 12 миллионов гектаров, конечно же, не хватает», — делится планами Владимир Леонов.
Когда открывается новое авиаотделение, в первую очередь возникают сложности в подборе кадров. В первую очередь это должны быть молодые, здоровые люди, которые не просто хотят выполнять свою работу. Они должны искренне любить природу, лес, быть способными длительное время находиться в тайге. Для этого нужно быть ответственным, физически крепким и морально устойчивым.
«Некоторые после первого пожара уезжают, понимая, что это им не под силу. Я раскрою секрет, почему наши ребята, ушедшие на СВО, легче переносят суровые военные условия, чем те, кто покинул комфортные офисы, никогда не бывали в экстремальных ситуациях. Для наших ребят это будние дни. Они всю жизнь так не только живут, но и работают, в тайге. Эти ребята могут сами приготовить себе пищу, развести костер. С такими людьми намного легче и спокойней служить. В этом году лесные пожарные практически 3 месяца безвыездно находились в тайге. В сравнении с другими пожарными службами, которые заточены на тушение объектовых пожаров, наши ребята всегда готовы действовать в зависимости от ситуации. Они привыкли, что огонь непредсказуем и может перескочить даже через водные объекты. Бывает, им даже приходится экстренно спасать свои таборы (пояснение: когда лесные пожарные прибывают к точке тушения, на безопасном расстоянии от действующей кромки пожара разбивается так называемый табор — лагерь лесных пожарных. Это должна быть ровная площадка желательно с источником воды). Также не забывайте об угрозах со стороны диких зверей», — добавляет заслуженный лесовод России.
«Основные трудности в нашем деле возникают от людей-теоретиков, не сведущих в специфике тушения лесных пожаров. Такие специалисты понимают все по-своему. Подчас невозможно объяснить, что даже обеспечение продуктами сил ПДПС — целая проблема. Ведь одно дело транспортировать провизию по малому субъекту, где можно все на машине привезти за 2 часа, а другое дело у нас в Якутии, где нужно проезжать по 2 тысячи километров по бездорожью», — справедливо отмечает Владимир Леонов.
Помимо увеличения численности кадров, задействованных в тушении лесных пожаров, требуется расширение управленческого аппарата. Достойная заработная плата также должна быть конкурентоспособной на нынешнем рынке кадров. В такой специфичной сфере тушения лесных пожаров важна многолетняя приверженность делу. В новых создаваемых авиаотделениях должны быть задействованы именно местные кадры. Только они будут развивать и усиливать авиаотделение, ведь временные работники просто выполняют работу по контракту. И только постоянные сотрудники нацелены на улучшение места, за которым закреплены.
В 2024 году торжественно отмечается юбилейная дата — 85-летие организации системы государственного управления лесами в республике. В год знаковой, памятной даты для работников лесной отрасли также исполняется 80 лет Авиалесоохране Якутии. В год памятной даты обязательно будут отмечены верные своей профессии сотрудники.
«Наша отрасль лесного хозяйства небольшая, а функции исполняет масштабные. Мы, лесоводы, все друг друга знаем и стараемся помогать. В том числе и нашим сотрудникам, ушедшим на СВО. Я всех поздравляю с юбилейной датой отрасли и в преддверии Дня лесовода хочется пожелать семейного благополучия и самого главного – здоровья! Всем нам, кто 20, 30 или 40 лет отработал, нужно здоровье в первую очередь. Есть даже те, кто пришел раньше меня, и они в строю до сих пор. Я хочу, чтобы ребята, ушедшие на СВО, вернулись в целости и сохранности», — желает коллегам знаковый работник лесного хозяйства Якутии.
Анастасия Кузьмина
Владимир Путин на церемонии спуска на воду атомного ледокола «Чукотка» подчеркнул, что в России самый…
Их вручил отец Героя Николай Егоров
В Якутске 1 декабря в «Триумфе» развернется интерактивная территория «Зима fest». Мероприятие задумано как настоящий…
В Якутии завершился II Республиканский антифашистский форум. Почетный гость мероприятия, руководитель добровольческой группы «Vектор народной…
Совместно с Народным фронтом в рамках проекта «Всё для Победы!» Минстрой России проводит сбор «Умный…
«Транснефть – Восток» выполнило замену восьми насосов вспомогательных систем магистральных насосных агрегатов (МНА) на двух…