«Из поколения в поколение»: о кочевой школе, воспитавшей продолжателей традиций оленеводов

В поселении Улахан-Чистай проживают потомственные оленеводы, они продолжают традиции своих предков
15:59, 03 ноября 2022
Текст:
Читайте нас на
Яндекс Новости
ydv.png

«В Момском районе разведением оленей занимаются, в основном, в поселении Улахан-Чистай. В этом наслеге проживают  потомственные оленеводы. Они продолжают традиции своих предков и многие семьи ведут кочевой образ жизни. В сегодняшнем выпуске медиапроекта «Из города в село: Фермер» расскажем про семью Громовых.

Мать семейства Оксана Семеновна — дочь потомственных оленеводов Лебедевых. Её отец, дед, а также многочисленные родственники работали оленеводами легендарного совхоза «Искра», затем в общине «Маалтаан». Мать Оксаны Анна Христофоровна долгие годы преподавала эвенский язык в Улахан-Чистайской средней школе имени Н.С. Тарабукина.

Глава семейства Иван Валерьевич является потомком оленеводов Громовых — Худи-Харючи. Дед Николай Худи-Харючи —  оленевод, репрессированный в 30-х годах прошлого века из Ямало-Ненецкого автономного округа.

Громовы поженились в 1995 году и продолжают традиции предков — работают в оленстаде. Родили и вырастили чудесных детей: Айыыну, Марианну и Валерия.

Оксана, как только исполнилось десять месяцев сыну, перебралась из посёлка в оленеводческое стадо, и вот уже многие годы не расстаются с мужем ни на минуту. Всё время рядом. Громовы ведут кочевой образ жизни круглый год. Испокон веков кочевники меняют маршрут каждые четыре-пять дней. Это давняя традиция. В посёлок Громовы приезжают в новогодние праздники и в августе при завершении работы летнего лагеря.

— Оксана Семеновна, как живут современные оленеводы?

—  Как и у многих у нас в посёлке, наше с мужем детство прошло в оленстадах. Мы вместе с молоком матери впитали кочевой образ жизни, суровые условия труда оленевода и безусловную любовь к родным просторам. Сейчас в век скоростного развития всего меняется и жизнь оленеводов. Так, если раньше брезентовая палатка отапливалась железной печкой, наши предки пользовались свечками или керосиновой лампой, то сейчас это уже не так. Кочевой образ жизни в корне изменился. Раньше оленеводы кочевали из стойбища в стойбище на оленьих упряжках. Сейчас в каждой семье имеется техника. Наша бригада переезжает на машине «Урал». В наших условиях огромной популярностью пользуются генераторы, поэтому мы уже не печёмся в жару весь день у печи. В пастбищах деревья не растут, и потому с топкой раньше мы сталкивались с большими проблемами. Газовая плита решила эту проблему и является самым полезным приобретением. Газовые баллоны покупаем ящиками. Подключившись к дизельному генератору, мы имеем возможность пользоваться электричеством, смотреть телевизор, я пишу учебные планы, готовлюсь к завтрашним урокам, мы можем учиться и работать. В некоторых пастбищах, где ловит интернет, мы следим за всем, что происходит в мире.

В общине имени Н.В. Худи-Харючи трудятся шесть оленеводов и два чумработника. Несмотря на всё это развитие, климат на Севере не меняется. Трескучие морозы природа ещё не отменяла! Днём и ночью оленеводы пасут своих оленей в любую погоду: и в бурю, и в снег. Поэтому испокон веков оленеводы носят меховую одежду, сшитую из оленьей шкуры. Мы с сестрой Юлией шьём по обычаям предков. Навыкам северного шитья нас учила мама Анна Христофоровна и её младшая сестра Ульяна Христофоровна. Они до сих пор кочуют вместе с нами. Их большой жизненный опыт, бабушкины мудрые советы помогают нам вести большое хозяйство. Именно благодаря старшему поколению сохраняется традиционный уклад жизни эвенов. Потом эти знания и навыки мы передадим уже своим детям, а те своим.

Когда дети подросли, они каждое лето проводили вместе с нами в стаде. Как и много лет назад наши родители, теперь мы их приучали к тонкостям работы оленевода. Мама моего мужа Мария Ивановна Громова тогда предложила мне организовать летний лагерь. Посоветовавшись с близкими, мы приняли решение и летом 2006 года организовали лагерь «Һоҥҥачаан» («Тугутчаан»). К тому времени я заочно окончила Якутский педколледж по специальности «учитель начальной школы». В 2008 году мы получили грант Департамента народов Севера, что стала мощной поддержкой для дальнейшей работы.

С 2010 года на базе нашего оленстада открылась кочевая школа. Родителям тоже намного спокойней работается, когда их дети находятся рядом. Вместе с тем показатели трудовой деятельности поднимаются на порядок выше. Ещё один плюс в том, что дети питаются свежей натуральной едой — мясом и рыбой, что очень полезно для растущего организма. Ежедневно слушают родную речь и разговаривают на родном языке, впитывая дух родного края.

С момента открытия кочевая школа Громовых выпустила 15 детей. Примечательно, что многие выпускники выбрали специальности по этой же сельскохозяйственной отрасли. Это и есть результат того, что школа Громовых дала Северу достойных продолжателей отцовского дела, и у оленстада есть будущее.

— Как и большинство наших читателей, мы и сами не имеем представления о жизни в оленстадах, о буднях и быте оленеводов. Есть просто понятие: оленеводы пасут оленей.

— У оленеводов тяжёлый труд. Не всякий его выдержит. Ведь они работают круглый год, находясь под открытым небом, зимой — в лютый холод, в пургу — метель, летом — под палящим солнцем, в проливные дожди или спасаясь от комаров. Работают посменно — и днём, и ночью пасут оленей. Оленеводы не остаются на одном месте дольше трёх-четырёх дней, они постоянно перемещаются. За это время оленье стадо съедает и вытаптывает весь мох в округе, и мы вынуждены идти дальше, чтобы было чем питаться. Самое хлопотное время – весна, когда начинается отёл. Перед этим важенок выгоняют из стада и держат в загоне. Стельным важенкам нужно дать отдых на хорошем ягельном пастбище. Зимой, когда выпадает снег по колено, облегчает труд оленевода «Буран», на нём оленеводы следят за маршрутом оленей по бескрайнему «морю» пастбища.

Самая большая проблема – это хищники в оленстадах. Медведи и волки нападают на оленей. Поэтому оленеводы днём и ночью стараются бдительно пасти всё стадо. Помимо этого они занимаются рыболовством, охотой.

Чумработник один из главных людей. На нём лежит большая ответственность — одеть-обуть и накормить всех членов оленстада. Нескончаемые хлопоты: шитьё меховой одежды, торбозов, готовка еды и не  только. Чумработник — это универсальный человек. Например, я работаю учителем, но тем не менее я не могу сидеть без дела. Всё равно и готовлю, и шью. Вплоть до палатки шьём всё сами. Наш ежедневный рацион в основном состоит из мясных блюд. На обед у нас всегда суп из оленины. Каждый день мы на печке жарим лепешки или печём хлеб. Летом, когда все собираемся вместе, нас насчитывается около 40 человек. В последние годы, благодаря разнообразию продуктов, мы имеем возможность угощать родных любыми блюдами. Если есть продукты, накрываем праздничный стол, можем готовить всё, вплоть до суши, роллов и тортов.

— Оксана, ты сильная, стойкая и выносливая женщина. Тебя никогда не посещала мысль: «Айакка! Надоело кочевать. Хочу пожить в посёлке, пользоваться благами цивилизации». Иногда чувствуешь усталость от кочевого образа жизни?

— Мой Иван — оленевод. Я должна быть рядом со своим мужем. В этом году вот уже 27 лет как мы вместе. Мы уже без слов понимаем друг друга, вместе столько всего прошли, всегда советуемся друг с другом, иногда кажется будто мы одно целое. Мой муж для меня моя опора и защита. Друг, тойон, отец моих детей. Мы всегда по жизни вместе, что в жизни, что на работе. Я благодарю судьбу, что встретила этого человека, который является смыслом моей жизни.

Мы — коренной эвенский народ, живущий на своей родной земле. У нас  красивейшая природа! Нас окружают величественные горы! Кристально чистая вода в реках и озёрах! Нам невероятно повезло, что мы родились именно здесь. Мы являемся носителями своего языка, традиции, культуры. По возможности стараемся передать это из поколения в поколение. Своим примером, каждодневным трудом. И в этом ключевая роль кочевых школ. Как говорится, если есть язык — есть народ, есть олень — есть эвенский народ. Мы ежечасно, ежедневно, ежегодно работаем над тем, чтобы эвенский народ не исчез в просторах цивилизации. Чтобы развивалась  основная отрасль хозяйства Севера — оленеводство.

Дети Громовых продолжают вековые родовые традиции и помогают родителям. Старшая дочь Айыына окончила Якутский индустриальный техникум и получила специальность швеи. Сейчас работает в школе. Младшая дочь Марианна окончила Якутский сельскохозяйственный техникум по специальности ветеринар, в следующем году заканчивает Арктический государственный агротехнический университет. Сын Валерий окончил Арктический колледж народов Севера и промышленный техникум имени Т. Г. Десяткина. Сын  — продолжатель рода Громовых — Худи-Харючи. Громовы — участники  районных и республиканских конкурсов «Кочевая семья», третьего съезда оленеводов России, четвертого Международного конгресса оленеводов.

За многолетнюю плодотворную работу Оксана Семеновна в 2017 году удостоилась почётного звания «Отличника образования Республика Саха (Якутия)». Отец семьи Иван Валерьевич — «Отличник сельского хозяйства», обладатель знака «Гражданская слава».

Автор проекта: Полина Николаева

Журналист: Валентина Старостина, газета “Индигир уоттара”, Момский улус

Перевод: Мария Горохова

4
0
28 января 28.01
  • -45°
  • $ 69,34
  • 75,41

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: