Иван Негенбля – отправляющий в полет

11:00, 17 августа 2018
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Ивану Ефимовичу Негенбле сегодня, 17 августа, исполняется 80 лет. Известный прозаик-публицист, кандидат исторических наук, почетный гражданин Якутии, издатель более пятидесяти книг и публикаций об истории авиации республики, летчиках – героях, посвятивших себя небу, рассказал о своей жизни и работе с легендарным командиром Якутского объединённого авиационного отряда Валерием Кузьминым.


Родился Иван Ефимович Негенбля в 1938 году в селе Снетин Лубенского района Полтавской области Украинской ССР. Семья маленького Вани пережила два года оккупации во время Великой Отечественной войны. После того, как немецкие солдаты покинули населенный пункт, жизнь села стала спокойнее. Отец воевал, мать Ивана, как и многие женщины того времени, поднимала троих детей в одиночку, дни напролет трудясь  на благо фронта. В 1943 году, после ухода из села фашистов, старшая сестра Маша пошла в первый класс. Ване было интересно рассматривать учебники, наблюдать, как она делает уроки, потому через год шестилетний Иван увязался за сестрой и записался в школу. Так начались его школьные годы. Два километра до школы и обратно ежедневно преодолевали ребята в тяге за знаниями. Послевоенная жизнь шла своим чередом, отец вернулся с фронта и был рад успехам сына в учебе. Школу Ваня окончил с серебряной медалью в пятнадцать лет.  

Новая жизнь

«Жили мы очень бедно, поэтому решил поступить в Политехнический институт, где была повышенная стипендия и выдавали форму. Но в приемной комиссии посоветовали прийти через год, так как мне в июне еще не было шестнадцати. Работал в колхозе, а через год поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации, — вспоминает Иван Ефимович. —  После его окончания в 1961 году по распределению прибыл в далекую Якутию работать инженером в Якутской авиационно-технической базе (АТБ). Самолеты тогда были двух типов: Ли-2 и Ил-14 – надежные воздушные суда с поршневыми двигателями. Мы с инженерами работали в деревянном ангаре, оставшемся еще со времен легендарной перегоночной трассы «АлСиб», где обслуживали Ли-2, а Ил-14 – на улице. Готовили самолеты к вылету, проводили на воздушных судах регламентные, ремонтные работы, осуществляли техническое обслуживание.  

Инженер АТБ Негенбля осматривает двигатель самолета

Планировал после трех лет работы в Якутии вернуться на Украину, поступить в аспирантуру и заниматься научной деятельностью, но жизнь решила иначе».

В 1964 году один из его коллег женился на студентке медицинского факультета ЯГУ. На их скромной свадьбе Ивана посадили рядом с подругой-однокурсницей невесты. Так в жизнь молодого Негенбли, словно лучик солнца, вошла светлая девушка с выразительными глазами. Они стали встречаться, а на следующий год дружные инженеры авиационно-технической базы праздновали уже их свадьбу.

С Ольгой Александровной они вырастили двух дочерей, подаривших им внуков, а несколько месяцев назад у них родился правнук. Ольга Александровна всегда рядом с Иваном Ефимовичем, поддерживая его во всем.

«Вот так, ехал на три года и остался на всю жизнь, — улыбается Иван Ефимович. — На третий год работы в АТБ меня избрали освобожденным секретарем комсомольской организации, но быстро понял, что это не мое, через год вернулся в ставшую родной авиационно-техническую базу и до 1968 года проработал начальником технического отдела АТБ.  После был назначен начальником авиационно-технической базы Маганского авиапредприятия, а с 1974 года преподавал в 17-м учебно-тренировочном авиаотряде. Мне нравилась преподавательская деятельность».

Преподаватель Негенбля принимает экзамен у пилота Ми-8

Творческий полет

В 1972 году у Ивана Ефимовича появились первые признаки заболевания, где бы он ни обследовался, врачи несколько лет не могли поставить диагноз, необходим был результат МРТ. На весь Советский Союз были только две подобных установки в Москве. Получив долгожданный результат исследования, вердикт врачей после проведенной операции был неутешительным: время было упущено.  

Так, с 1985 года в самом расцвете сил, оказавшись на пенсии, стал заниматься любимым делом — изучением истории авиации. Ему, знающему каждую деталь воздушного судна, знавшему множество авиаторов республики, публицистика  открыла новые темы, возможности, расширила горизонты, а, главное – понимание того, что он работает не зря.

В 1990 году вышла в свет его первая книга «Формула подъемной силы».  С тех пор писателем изданы десятки книг на авиационную тематику. Иван Ефимович – заслуженный работник культуры РС(Я), Член Союза писателей республики, почетный работник воздушного транспорта РС(Я), член Международного сообщества писательских союзов и Союза журналистов России, лауреат премий имени В.И. Кузьмина и Союза журналистов РС(Я). С 1990 года и по настоящее время – корреспондент газеты «Северная трасса».

Книги и публикации в прессе – результат детального изучения архивных документов, каждый из которых открывает читателям неизвестные ранее факты из истории авиации Якутии. За каждым произведением – помощь супруги писателя – постоянного посетителя библиотечного абонемента. «Я даю список необходимой литературы, а Ольга Александровна приносит их из библиотеки», — говорит Иван Ефимович. Также автору книг очень помогают  сотрудники библиотеки «Книга -03»», доставляющие ему издания на дом.

Ас, хозяйственник и прекрасный человек

«Много лет занимаюсь изучением деятельности и биографии Валерия Ильича Кузьмина. Моя книга к его столетию, которая скоро увидит свет,  – уже четвертая о нем. Наши пути с ним пересекались нечасто, я в 1961 году был инженером, а он с 1961 по 1965 годы — командиром объединенного отряда авиапредприятия в п. Черский. Вернувшись в Якутск, Валерий Ильич был пилотом-инструктором, потом — командиром летного отряда.  

И только когда я перешел в учебно-тренировочный отряд (теперь это – Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации), мы в составе штаба по строительству здания училища и других объектов гарнизона, вместе с другими участниками обсуждали различные рабочие моменты.   

Заседания этого штаба проходили в кабинете Кузьмина. Запомнилось, что, несмотря на участие в совещаниях ответственных за стройку, руководителей разного уровня и специалистов-строителей, зачастую с вопросами все обращались именно к Валерию Ильичу.  

Он внимательно выслушивал каждого и давал свои рекомендации, как хороший шахматист, выбирал единственно верный ход и давал верный совет в той или иной ситуации, хотя был летчиком, а не строителем.   

Валерий Ильич рассказывал, что, будучи командиром объединенного авиаотряда, освоил несколько специальностей, в том числе стал заправским прорабом на стройке.  

В то время все строительные материалы были фондированы, то есть их выделялось определенное количество. Актуальным вопросом было проведение канализации в район аэропорта. Вопрос решенный, но необходимых труб не было, так Кузьмин сумел их достать. Казалось бы, летчику, командиру, совершенно не свойственно решать такие коммунальные вопросы. Когда я удивленно спросил, как ему удалось найти эти трубы, то он с улыбкой ответил: «Так, однако, я не последний человек в республике!».

Кузьмин был хорошим хозяйственником и гибким руководителем. Каждый день объезжал объекты и к утреннему совещанию  он уже полностью владел обстановкой. Валерий Ильич запросто общался как с простыми работниками, так и с высокопоставленными чиновниками, был действительно уважаемым человеком без всякой натяжки.

Считаю, что в нем удачно сочетались три качества: во-первых, он  был первоклассным летчиком. Бывало так, что самолет садился на вынужденную посадку в тайге, техники на месте осуществляли ремонт, но когда вставал вопрос, кого же послать, чтобы  смог поднять воздушное судно – а это не с аэродрома взлетать, там вырубали специальную площадку, и требовалось мастерство пилота, чтобы в таких сложных условиях взлететь. В подобных случаях направляли именно его – лучшего из лучших. Во-вторых, Кузьмин был отличным руководителем и организатором. Вся жизнь микрорайона  была на нем. И, в-третьих, Валерий Ильич был замечательным человеком. Моя жена долгое время проработала офтальмологом в нашей медико-санитарной части и, когда в последние годы у Кузьмина были проблемы со здоровьем, встречая его, поражалась его простоте и полному отсутствию снобизма. Когда ему предлагали отдельную палату, всегда отказывался и лежал в обычной четырехместной.   

До Валерия Ильича на должность командира объединенного отряда в Черском Москвой назначались лишь военные или ветераны Великой Отечественной войны – полковники и подполковники, а он был лишь младшим лейтенантом, обычным пилотом. Потому ему пришлось доказывать, что он занимает данный пост не зря. Легендарный летчик с честью прошел это испытание», — вспоминает Иван Ефимович.   

Иван Ефимович с супругой Ольгой Александровной

Много лет назад Иван Негенбля чинил двигатели — «сердца» самолетов,  и, отправляя их в полет, с удовлетворением осознавал, что вложил частичку своего мастерства. Он и сейчас занимается «ремонтом сердец», только уже людских: согревает и успокаивает их, своими книгами соединяя близких с разных концов страны, уже отчаявшихся найти следы в архивах, оставленные их родственниками-авиаторами. А специалистов авиационной области на заслуженном отдыхе отправляет в полет сквозь года, при помощи воспоминаний и фотографий, где с книжных страниц улыбаются их юность, молодость и дело всей жизни. 

+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
13 декабря 13.12
  • -37°
  • $ 103,95
  • 110,48

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: