В Госдуму РФ внесен законопроект о «приземлении» иностранных IT-компаний в российскую юрисдикцию. Законодательной инициативой предусмотрено, что владельцы ресурсов, суточная аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, должны будут создать в России представительства или учредить российские юридические лица.
В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что данные представительства должны будут в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории РФ.
Один из авторов законопроекта Александр Хинштейн назвал компании, потенциально подпадающие под требования законопроекта. В список попали Google, Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, WhatsApp и другие — всего 20 ресурсов.
В Мининноваций Якутии отметили, что эти ресурсы прочно вошли в нашу жизнь и стали полноправной частью информационного поля каждого человека.
«С одной стороны это открывает большие возможности, с другой — накладывает определенную ответственность. Регистрация IT-платформ на территории РФ нужно для того, чтобы их деятельность соответствовала российскому законодательству в части обеспечения сохранности персональных данных. Открытие отдельных филиалов на территории России позволит сформировать открытый диалог между нами и администрацией данных онлайн-платформ», — отметил министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Якутии Анатолий Семенов.
Также важный аспект — обеспечение «цифровых прав» россиян.
«Сейчас гражданам России сложно через российский суд регулировать претензии к иностранным IT-компаниям, например, в случае блокировки аккаунтов. Создание IT-гигантами российских юридических лиц позволит, если не решить, то ускорить решение таких вопросов», — говорит член коллегии адвокатов «Якутский юридический центр», адвокат Георгий Габышев.
Путем создания представительств предполагается решить вопрос с уплатой налогов в России, который на данный момент урегулирован слабо.
По мнению одного из первооткрывателей интернета в Якутии, заведующего международной кафедрой ЮНЕСКО СВФУ Анатолия Жожикова, есть риск, что названные компании откажутся от сотрудничества.
«Конечно, в теории нужно, чтобы IT-гиганты платили налоги там, где они получили прибыль — в данном случае на территории России. Если они не пойдут на сотрудничество, проиграют все», — отметил Анатолий Жожиков.