Фото: сетевое издание Yakutia24 / «Якутия24»
В условиях современного мира подготовка квалифицированных специалистов выходит на первый план и становится приоритетной задачей не только сферы образования, но и бизнеса. Одним из эффективных инструментов решения этой задачи является профориентационная работа с созданием профильных классов в школах – образовательных программ, ориентированных на углубленное изучение необходимых дисциплин. Пример такого подхода в Якутии показывает компания АЛРОСА.
Алмазодобывающая компания АЛРОСА активно развивает и поддерживает профориентационные проекты, чтобы помочь якутским школьникам выбрать свою будущую специальность. Уже в школе они могут получить базовые знания в политехнических направлениях образования. Корпоративный университет АЛРОСА реализует четыре основных профориентационных проекта. «АЛРОСА-класс» готовит учащихся 10–11-х классов к успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в престижные вузы страны по инженерно-техническим специальностям. «Профи Club» знакомит с рабочими профессиями и направлениями, востребованными в компании. «Техномодуль» ориентирован на развитие естественно-научной и технической деятельности, подготовку новых высококвалифицированных кадров для компании. «Мой выбор» – ежегодная профориентационная командная игра для учащихся Мирнинского района. Она позволяет ребятам самостоятельно знакомится со специальностями, востребованными в компании.
Профориентационный проект «АЛРОСА-класс» предоставляет школьникам возможность бесплатно углублять свои знания, получать специализированную подготовку, стипендию от АЛРОСА, а также проходить стажировки и практику на производстве. Ученики получают расширенное образование по математике, физике, информатике и техническому английскому языку. Такой класс создает условия для развития профессиональных навыков с раннего этапа, делая учебный процесс более практико-ориентированным и адаптированным к требованиям современных технологий. Реализация проекта показывает, что выпускники школ чаще поступают в учебные заведения инженерной и технической направленности и успешно проходят обучение. Это возможность стартовать в профессию со школьной скамьи.
«В «АЛРОСА-классе» дети изучают четыре предмета: математику, физику, информатику и английский язык технической направленности. Например, в Мирном на регулярной основе проводятся профориентационные встречи учащихся стационарных классов с сотрудниками и руководством компании на площадках предприятий АЛРОСА. Для учащихся в онлайн-формате проводятся заочные встречи. Тема встреч включает всю “алмазную цепочку” и производственный цикл — от геологоразведки до сортировки алмазов. Делается это для того, чтобы дети могли как можно раньше сделать верный выбор своей будущей профессии, в нашем случае — по инженерно-техническим специальностям. Многие выпускники АЛРОСА-класса затем успешно учатся в вузах и получают корпоративную стипендию от АЛРОСА», — рассказал Михаил Саввин, заместитель начальника цеха сортировки и комплектации Якутского предприятия по торговле алмазами АЛРОСА.
Компания давно занимается взращиванием молодых кадров — открытие АЛРОСА-классов стало логическим продолжением этой работы. При этом узнать больше об алмазной промышленности школьники могут не только в очном, но и в онлайн-формате.
Результаты такого профильного обучения говорят сами за себя: 90% выпускников «АЛРОСА-классов» поступают на инженерно-технические специальности.
В этом учебном году на очное обучение в 10-м «АЛРОСА-классе» в Мирном были зачислены 30 учащихся. В онлайн-классах обучаются 158 учеников 10-х и 11-х классов из школ г. Якутска, Хангаласского, Нюрбинского, Вилюйского, Сунтарского, Мирнинского, Мегино-Кангаласского, Таттинского и Алданского улусов Якутии, а также из Иркутска Читы.
В промышленной сфере Якутии трудится около 100 тысяч человек. В последующие пять лет предприятиям потребуется еще 17 тысяч человек. По этой причине в республике растет интерес к политехническому образованию и подготовке специалистов промышленной сферы.
Одним из профильных образовательных учреждений в республике в этом направлении является Саха политехнический лицей в г. Якутске, где у учеников есть возможность углубленного изучения в том числе инженерных дисциплин.
Отдельного внимания заслуживает открытый в лицее кластер добывающей отрасли. Здесь дети воочию могут увидеть горные породы и даже воспользоваться маркшейдерским оборудованием. С оснащением кластера помогла АЛРОСА.
Кроме того, в лицее есть кабинет, посвященный ювелирному делу, которому сегодня в республике уделяется большое внимание в рамках развития креативных индустрий. Во время занятий школьники работают с металлом, как настоящие мастера, овладевая специальными инструментами и техниками работы.
Большую помощь специализированным классам оказывают также образовательные учреждения высшего и среднего специального образования. Например, в транспортном классе лицея есть макет будущего Ленского моста, есть симулятор вождения, который пользуется популярностью как среди мальчишек, так и девочек. Все приближено к реальности, чтобы помочь ребятам сделать важный выбор – выбор будущей профессии.
Профильное образование в лицее получают не только старшеклассники, которым нужно определяться с экзаменами и поступлением, но и все учащиеся уже с 1-го класса.
«Профориентационная работа является важным направлением в сфере образования. Это стратегический ресурс развития человеческого капитала. Для развития экономики республики необходим современный подход к кадровой политике, нам необходимо выпускать квалифицированных специалистов. И такие профильные классы являются хорошей стартовой площадкой, они дают неоспоримое преимущество для выпускников школ. Отрадно, что ведущие промышленные предприятия, такие как АЛРОСА, начали обращать внимание на подготовку кадров уже со школьной скамьи и с ранних лет», — рассказала Надежда Трофимова, директор Саха политехнического лицея.
Пользу от ранней профориентации ощущают и сами дети, которые не просто определились с экзаменами и учебным заведением, в которое они хотят поступить, но и знают, кем хотят стать.
В профильных классах ученики не только осваивают стандартную школьную программу, но и участвуют в проектных работах, лабораторных экспериментах, специальных конкурсах, а также занимаются разработкой и реализацией проектов, решением инженерных кейсов. Интеграция лабораторных занятий, работы с современным оборудованием и программным обеспечением дает ученикам большое преимущество как при поступлении в ведущие инженерно-технические университеты и колледжи, так и непосредственно в предстоящей учебе. К тому же ранний контакт с инженерной деятельностью помогает понять свои интересы и определиться с будущей специальностью, что снижает риски изменения профессиональных ориентиров в будущем. Это и есть бесшовная система образования, где все уровни логически продолжают друг друга. А значит, высококвалифицированных специалистов в республике станет еще больше.
Андрей ШИЛОВ
Источник: сетевое издание Yakutia24 / «Якутия24»
От 2,6 миллионов рублей получают заключающие контракт с Вооруженными Силами РФ
Молодежь до 35 лет реже тех, кто старше, поддерживает практику поиска вакансий за спиной нанимателя
Общая протяжённость обновлённых искусственных сооружений составила 249,65 погонного метра
Новый теплоснабжающий объект работает на древесной щепе — экологичном и безопасном виде топлива
Победа Константина Бородина стала первой для представителя Якутии в истории этого престижного творческого состязания
Спектакль более 10 лет был в репертуаре театра