«Инструмент военной гегемонии»: как США используют НАТО для подчинения Европы

О предпосылках и последствиях создания НАТО – в материале ЯСИА
21:10, 12 апреля 2023
Текст:
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В апреле 1949 года 12 стран Европы и Америки подписали Североатлантический пакт, вверив США решать вопросы коллективной обороны от так называемой «коммунистической угрозы». В этот день началась история НАТО. С тех пор военно-политический альянс, несмотря на смену целой эпохи в международных отношениях, не изменил своих традиций. Хотя биполярная система мироустройства рухнула, организация продолжает контролировать большинство вопросов национальной безопасности государств-союзников и противостоять России – только теперь со слегка измененной риторикой. О предпосылках и последствиях создания НАТО – в материале ЯСИА.

Предыстория

До середины ХХ века США оставались региональной державой и старались не вмешиваться в европейские конфликты. К примеру, в Первую мировую войну штаты вступили только в апреле 1917 г., преодолев колоссальное сопротивление народа и политического истеблишмента страны. А после окончания военных действий государство вновь вернулось к политике изоляционизма, чему в немалой степени поспособствовала и Великая депрессия 1930-х годов.

Однако во время Второй мировой войны США не только восстановили свою экономику, но и смогли значительно заработать на конфликте. Находясь далеко от основной арены сражений и активно предоставляя своим союзникам военную технику, штаты сделали своими должниками так или иначе все страны-победительницы. После 1945 г. США становится супердержавой, существенно обгоняя по экономическим и военным показателям другие государства. Определенную конкуренцию ей мог составить только Советский Союз, но лишь после восстановления страны от разрушительных последствий войны.

С ростом влияния в мире у США увеличились и аппетиты. По своему охвату они стали глобальными. Причем смена парадигмы происходит даже на обывательском уровне – в сознании жителей страны. Публицист Эдвин Годкин писал в своем журнале: «Настоящим американцем не может считаться тот, кто питает сомнения в способности США крушить другие страны; тот, кто не признает право США по собственному желанию оккупировать чужие территории, каналы, перешейки или полуострова; тот, кто … сомневается в необходимости иметь столь многочисленный флот; тот, кто восхищается европейским обществом или любит путешествовать по Европе…».

На этом фоне появляется «доктрина Трумэна», которая провозгласила США борцом с «мировым коммунизмом». Напрямую СССР в ней не упоминался, однако было очевидно, что она призвана снизить советское влияние на европейском континенте. США объявили, что будут оказывать помощь странам, которым угрожают «вооруженные меньшинства или внешнее влияние». Расплывчатые формулировки позволяли Белому дому диктовать, кто является источником опасности, и вмешиваться в политику государств исходя из собственных интересов.

Доктринальные основы новой внешней политики США подкрепила экономическая программа «плана Маршалла». Она подразумевала предоставление финансовой и технологической помощи государствам, пострадавшим в результате мировой войны. Проект охватил почти все страны Западной Европы. Для его реализации был создан наднациональный «руководящий комитет», в задачи которого входило определять, в каких именно ресурсах нуждались страны, и вырабатывать рекомендации по развитию внутренней экономики. Прежде всего, это отвечало американским интересам. Например, Франция не могла импортировать уголь из Польши по цене 12 долларов за тонну. Вместо него она закупала американский, который стоил на 8 долларов больше.

Авторы «плана Маршалла» сознательно разработали его так, чтобы Советский Союз и государства Восточной Европы отказались от участия в нем, посчитав это нарушением суверенитета. Так и вышло. Помимо этого, программа экономической помощи подразумевала вытеснение из политической жизни европейских стран коммунистических и социалистических партий. Так недавний союзник СССР по антигитлеровской коалиции начал воплощать политику «сдерживания коммунизма».

Создание НАТО

Однако эти меры США показались недостаточными. Берлинский кризис и объединение трех оккупированных западными странами частей Германии в единое государство – ФРГ – вновь накалило обстановку в Европе. Белый дом все громче стал заявлять о коммунистической угрозе. И от экономических мер воздействия и диктата американских взглядов на государственное устройство Вашингтон переходит к блоковой дипломатии. В середине ХХ века США сформируют несколько военно-политических союзов, таких, как СЕНТО на Ближнем Востоке и СЕАТО в Юго-Восточной Азии. Но долгожителем среди них стало первое детище – НАТО. Договором о его создании штаты свяжут своих партнеров по обоим берегам Атлантики.

В апреле 1949 г. его подписали 12 стран: помимо США это были Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландии, Дания и Норвегия. Так сформировался первый в мирное время и самый прочный альянс, созданный в интересах Соединенных Штатов. Ключевым пунктом соглашения станет 5 статья, на которую постоянно будут ссылаться члены НАТО: «Вооруженное нападение в Европе или Северной Америке на одну или более сторон будет считаться нападением на них всех вместе». В подобных случаях участники блока должны «индивидуально или совместно с другими сторонами» принять меры, «которые окажутся необходимыми, включая и применение вооруженной силы».

Подобная санкция противоречила Уставу ООН, который США подписали четырьмя годами ранее. В частности, 53 статья документа гласила, что такие соглашения требовали одобрения Совета Безопасности ООН. Видимо, понимая, что СССР наложит вето на Североатлантический пакт, страны-участницы соглашения решили игнорировать это положение. Критике договор подвергался и в самих штатах. Либералы в стране предупреждали, что НАТО может подменить собой Организацию Объединенных Наций.

Однако само представление о «коллективной безопасности» в договоре довольно размыто. Статья 5 пакта не подразумевала ни объявление войны напавшему государству, ни использования именно своих национальных сил против агрессора. Другими словами, США были вольны сами определять, где и в какой мере содействовать своему союзнику.

Последствия

Если во времена холодной войны и угрозы ядерного противостояния двух сверхдержав договор казался европейским лидерам благом, то со временем он стал все больше сковывать страны в вопросах национальной безопасности. Не раз в рамках Европейского союза руководители стран обсуждали идею создания европейской армии. В 1960-е годы именитый генерал Шарль де Голль даже объявит о выходе из военных структур НАТО, однако ни одна из этих инициатив не будет реализована.

Во многом европейские страны потеряли самостоятельность в определении вектора развития национальных армий. С каждым годом они все больше стали подчиняться стандартам альянса. В итоге это привело к формированию целого пласта государств – «потребителей безопасности». За выход к морям или выгодное географическое положение они получали определенные гарантии от США и НАТО, хотя с точки зрения экономики или военного дела выгоды блоку они не приносят.

После распада Советского Союза Североатлантический альянс стал расширяться, и в его структуре значительно усилилось «расслоение» по степени участия в вопросах «коллективной обороны». Как правило, их немногочисленные подразделения будут использовать для создания видимости единения государств в локальных или региональных конфликтах.

Ко всему прочему, с ростом состава блока все разветвлённее становилась его структура. Страны, которые не соответствовали стандартам организации или не представляли для нее особого интереса, вовлекались через иные механизмы. Появились такие трактовки, как «ассоциированный член», «глобальный партнер», «ускоренная программа». Правда, некоторые страны за годы так и не получили четких гарантий от НАТО, по сути, делегируя часть своего суверенитета США.

Казалось, что с завершением холодной войны альянс окажется рудиментом прошлой эпохи. Но блок несколько видоизменил риторику, провозглашая врагом цивилизации – разумеется, прежде всего, атлантической, – то международный терроризм, то диктаторские режимы, а иногда и вовсе объявляя некоторые страны источниками мирового зла. Неизменным остается одно – Североатлантический пакт, который по-прежнему остается самым удобным инструментом влияния Вашингтона.

Подготовлено на основе материалов «Музея НАТО».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
30 апреля 30.04
  • -0°
  • $ 91,78
  • 98,03

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: