В апреле в ходе совещания по вопросам развития Арктической зоны Президент России Владимир Путин обозначил необходимость создания федерального закона о северном завозе, сообщает «Ленский клуб».
«Закон должен отразить все аспекты, начиная от определения перечня грузов завоза и обеспечения их транспортировки до планирования, реализации и контроля за исполнением всех этих мероприятий. Одновременно следует модернизировать существующие и формировать новые транспортные коридоры с использованием Севморпути и прилегающих к нему акваторий», – заявил Владимир Путин.
В ходе Восточного экономического форума Глава Якутии Айсен Николаев предложил расширить меры поддержки северного завоза. Например, предусмотреть федеральные субсидии регионам для компенсации расходов теплоснабжающих организаций, понесенных в связи с повышением цен на топливо. Мера действительно актуальная: рост средних цен на уголь в 2022 г. составляет 30,9%, на нефть – 8,6%. Убытки теплоснабжающих организаций Якутии достигли 3,7 млрд. рублей.
Доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников считает такие инициативы обоснованными.
«По-другому нельзя. Если эти меры не предпринимать, то всю пользу от северного завоза «уничтожит» рост цен на топливо. Цены на топливо и на реализацию северного завоза все время растут. Если затраты не компенсировать, то стоимость завоза все «съест». Компенсации необходимы, потому что очень большая доля затрат на северный завоз заложена в тарифе на теплоснабжение. Если власти не выделят деньги на северный завоз по закону, потом придется направлять их в виде субсидий и дотаций. Лучше это предусмотреть заранее», – считает Александр Воротников.
Еще одна особенность северного завоза – очень короткий временной промежуток, когда на север можно доставить необходимые товары. Сжатые сроки и необходимость приобрести и перевезти большой объем продукции требуют от компаний большого количества оборотных средств, которые бизнес, участвующий в северном завозе, занимает у банков. В одной только Якутии объем средств для северного завоза составляет 45 млрд рублей, 60% из которых – заемные средства. Ежегодно на выплату процентов по кредитам предприятия расходуют порядка 4 млрд рублей. Правительство Якутии ежегодно оказывает поддержку предприятиям выделяя 6,5 млрд рублей бюджетных кредитов, а также 3,5 млрд рублей для обеспечения государственных гарантий на привлечение банковских кредитов. Такие меры актуальны для всех северных регионов страны.
Также Глава Якутии предложил законодательно закрепить понятие «сезонная автомобильная дорога» в проекте федерального закона, что позволит выделять средства на их обустройство. По оценке Александра Воротникова, такие меры важны для всех арктических регионов. Более того, эксперт считает важным не распространять на сезонные автодороги норму, по которой нельзя делать дорогу платной, если нет альтернативной бесплатной. При строительстве подобных дорог целесообразно использовать контракты жизненного цикла, которые включают полный комплекс работ на объекте, отмечает эксперт.
«Часто северный завоз за один сезон завершить нельзя, потому что период навигации достаточно короткий. Поэтому для дальнейшей доставки грузов необходимы дороги в зимний период – «зимники»… Появление нормы о «сезонных дорогах» позволит привлекать бизнес для строительства зимников на принципах государственно-частного партнерства. Зимники важны не только для Якутии, но и для Чукотки, Ямала, Таймыра и других арктических регионов», – подчеркнул Александр Воротников.
При поддержке Минвостокразвития России в Якутии реализуется проект по созданию торгово-логистических центров во всех 13 арктических районах республики. Строительство таких центров в Абыйском и Усть-Янском районах Якутии уже позволило снизить цены для конечного потребителя на 5-12%. Александр Воротников считает, что в дальнейшем в торгово-логистических центрах возможно запускать переработку и производство продуктов питания, что позволит местным жителям зарабатывать.
«В торгово-логистических центрах можно применять альтернативную энергетику – ветро-генерацию, солнечные батареи. Тем более у Якутии есть хороший опыт реализации таких проектов. При этом широко используются энергосервисные контракты. Такой инновационный подход снизит «углеродный след» региона, позволит Якутии активно ESG-трансформироваться. Тогда торгово-логистические центры превратятся в центры новой экономики для северных районов. Это окажет огромное положительное влияние на экономику и экологию Якутии, ее устойчивое развитие», – подытожил эксперт.
Строительство торгово-логистических центров в Абыйском и Усть-Янском районах Якутии уже позволило снизить цены для конечного потребителя на 5-12%. В стадии строительства находятся пять центров. В 2022 г. в Якутии начнется проектирование еще четырех торгово-логистических центров.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: