Начало специальной военной операции и другие крупные инциденты последних лет неизменно влекли за собой огромное количество фейковых новостей и непроверенной информации. Не проверяя факты, многие люди пересылают знакомым шокирующие истории, быстро засоряя ими медиапространство. Систематическое распространение подобной информации сеет в обществе панику и тревогу, которые могут быть заранее продуманными и спланированными. Как отличать фейки от правдивой информации в интернете и эффективно противостоять им, рассказал генеральный директор АО «РИИХ Сахамедиа» Виктор Колесов.
От шуточных фейков до информационного терроризма
— Якутия, как и другие регионы, множество раз подвергалась информационной атаке. Если до начала специальной военной операции определенные фейки пускали только по мессенджерам и социальным сетям, то потом это переросло в информационный терроризм. Людям звонили из-за границы и ставили перед фактом, что то или иное здание заминировано. Школы, больницы, торговые центры. Такие случаи происходили периодически, и каждый раз наши журналисты проверяли их на достоверность.
Но после начала СВО мы начали фиксировать огромное количество фейков не только про вышеупомянутые события, но и на тему линии соприкосновения и про наши вооруженные силы. В рамках разоблачения фейковой информации журналисты «Сахамедиа» начали ездить на СВО и общаться с якутянами, нашими бойцами и дальневосточниками. Выезжали в военные части по Дальнему Востоку, смотрели, как на самом деле обстоят дела по экипировке, питанию и многим другим аспектам. Эта работа до сих пор продолжается и открыто транслируется.
Три правила цифровой гигиены
— Стоит отметить, что перед большими политическими событиями в России всегда ведется вредительская работа в медиапространстве. К тому же она будет только усиливаться, поэтому нам очень важно донести до якутян, на что в первую очередь нужно обращать внимание при чтении новостей.
Во-первых, не следует доверять анонимным новостям, в которых нет ссылок на достоверные источники.
Во-вторых, в криминальных новостях, к примеру, ставят акцент на национальную принадлежность преступника. Так, злоумышленники пытаются провоцировать население, обвиняя не одного человека, а целую нацию.
В-третьих, основной посыл таких сообщений – пробудить человеческие эмоции, будь это жалость или гнев.
«Доверять проверенным источникам»
— Неважно, где мы сталкиваемся с фейками, главное – мы должны отдавать отчет своим действиям. Для начала стоит обратить внимание, на кого ссылается источник или с кем журналист связывался для получения той или иной информации. Если это непроверенная информация, то нет необходимости ее далее распространять. Для получения всей необходимой информации якутяне могут обратиться в официальные СМИ, которые предоставляют своим читателям на 100% правдивую информацию. Это ЯСИА, «Якутия Daily», «Саха Сирэ», наши коллеги из НВК «Саха», «Сахапечати» и других зарегистрированных СМИ, достоверность которых всегда подтверждается.
Если у людей есть вопросы, то можно спокойно направить их в Telegram-боты данных изданий. Наши журналисты всегда готовы опровергнуть или подтвердить информацию, беспокоящую читателей. Это наша работа.
Сейчас очень важно и необходимо развивать навыки критического мышления, а также анализа информации. Используя вышеупомянутые советы, можно легко переключиться с эмоционального восприятия на аналитическое, что снижает возможность необдуманных решений и действий в состоянии паники. И в итоге способствует сохранению рассудка. А это и есть конечная цель информационной гигиены. И если цитировать классика, то, если появляется эмоциональное сообщение в рассылке, значит это кому-то нужно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: