Читайте интервью ЯСИА с новым директором Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона
В начале октября прошёл финальный этап открытого конкурса на должность директора Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона. Из 26 участников, подавших заявки, право представить своё видение развития учреждения и пройти собеседование с руководством республики получили три деятеля культуры. В итоге победу одержал единственный участник из другого региона страны — свердловский режиссер-постановщик Сергей Юнганс. О любви к театру и музыке, новых управленческих подходах, Якутии и многом другом Сергей Сергеевич рассказал корреспонденту ЯСИА.
— Сергей Сергеевич, так как вы новый человек для республики, расскажите, как вы пришли в мир театра?
Я родился и вырос в семье театрального режиссера и военного летчика. Когда меня спрашивали, что я хочу — игрушку или пойти в театр, каждый раз выбирал театр. Но театр музыкальный. И как-то так все сложилось, что в пять лет поступил в музыкальную школу. Очень гордился этим. Занимался пением, участвовал в различных конкурсах. Мне это тоже нравилось. Были варианты подать документы в музыкальное и хореографическое училища, но выбор пал на театральное. Учеба началась в Нижнем Новгороде, а окончил я ее в театральном училище в Казани. После был приглашен в крупнейший театр Казахстана — Государственный академический театр им. М. Ю. Лермонтова в Алма-Ате. Начать свою деятельность в крупнейшем театре республики — высокая планка. И я тогда понял, что для моей биографии это отличный шаг, который повлиял на всю жизнь.
— На выбор в сторону театра повлияла ваша мать?
Как вы поняли, я развивался и музыкально, и театрально. Решил посоветоваться с отцом, и он сказал, что актерская работа более долговечна, так как если певец лишится голоса или танцор получит серьезную травму, то карьере конец. И, если признаться честно, театр был ближе к моему внутреннему призванию. Я три года проработал актером, мне захотелось перейти на новую ступень, поэтому решил посвятить себя режиссуре.
— Почему?
Режиссура — это шаг к директорству. Не в том плане, чтобы руководить, а привести театр к результату. Ведь режиссер — это тот человек, который несет ответственность за все происходящие процессы внутри спектакля. То, как он сформирует команду и организует ее, сыграет большую и важную роль.
— К теме о руководстве. Я читал в одном из ваших интервью высказывание о том, что труппа театра — это армия, а режиссер — генерал. В театре нужна диктатура?
Я очень хорошо помню это интервью. Оно было довольно обширное, но журналисты в качестве эпиграфа выбрали именно это высказывание. Сейчас объясню. Я не имел в виду то, что театр нуждается в авторитарном управлении. Ни в коем случае. В чем есть сравнение с армией? Когда я пришел учиться в театральное училище, нам объяснили так: “Вы — полк, и у вас есть режиссер — командир полка». Сегодня, отвечая на тот вопрос, который вы привели, ответ бы выстроил иначе: в театре надо организовать процессы таким образом, чтобы без руководителя все функционировало. Но для правильного функционирования нужно выстроить определенные алгоритмы, где каждый человек в команде должен понимать, что от него требуется. Так рождаются хорошие руководители, которые сами могут подчиняться.
— И все же как вы будете выстраивать отношения с новым коллективом?
Вчера я встретился с сотрудниками ГТОиБ. И многие удивились, особенно артисты театра, что директор с ними провел беседу, интересовался их материальным благосостоянием. Повергло в шок. Я уверен в том, что руководитель любого учреждения должен знать о жизни своих сотрудников все. В хорошем смысле этого слова. Он должен понимать, как человек живет, где, комфортные ли там условия и другое. Ведь круг проблем, который возникает у артиста, машиниста сцены, художника по свету, швеи и так далее, влияет на работу. В первую очередь я хотел поговорить с артистами. Потому что они всегда были, есть и будут лицом театра. Это люди, на которых ходят зрители. Они всегда являются визитной карточкой. Я это очень хорошо понимаю.
— Это не приведет к панибратству, что понизит эффективность работы?
Это важно, когда руководитель проявляет внимание к деталям. Многие могут воспринять это в качестве момента или признака хорошего перфекционизма. Ведь цели и задачи реализуются не сами собой — их реализуют люди. И когда каждая деталь будет выверена — станет понятно то, каким образом повернуть процесс так, чтобы он начал функционировать эффективнее.
— А вот теперь перейдем к теме конкурса на должность директора Театра оперы и балета. Как вы о нем узнали и почему решили принять участие?
Сама идея открытого конкурса, которая возникла у руководства республики, кажется мне в условиях российской действительности значимой, интересной и инновационной. Когда конкурс был объявлен, никто не знал, кто будет в нем принимать участие. Он дает абсолютно равные возможности для каждого человека из любого региона страны. В этом конкурсе не было ангажированных людей. У меня не было никакого имени в Якутии и контактов с властями региона, однако сумел своими позицией, концепцией, знаниями, опытом и образованием показать лидерскую готовность.
— То есть вы полностью поддерживаете этот метод замещения руководящих должностей любого уровня?
Это очень правильный курс, который меняет систему: руководителями становятся те, к кому применяется система проверки управленческих компетенций. Конкурс проводился впервые и станет отправной точкой для подобных мероприятий не только в Якутии, но и в других регионах страны. Это просто замечательно, когда конкурс может быть открытым, гласным. Ведь это положительно сказывается на учреждении, обществе и регионе в целом — выявить управленческую личность, которая не могла прийти на эту должность стандартным путем. Это меня и подкупило.
— Расскажите о своем кейсе в конкурсе. Из каких частей он состоял?
Мой кейс состоял из многих компонентов, но его основная цель — вывести театр в число лидеров среди музыкальных театров России. Москва не сразу строилась! Это весьма долгосрочная концепция. Мы будем идти к этому шаг за шагом, тщательно продумывая каждый из них. Есть очень важный момент в жизни, который я услышал от родителей и учителей: «Научись считать до трех перед серьезными решениями». Для руководителя важно принимать решения не спонтанно, а думать стратегически. Думать о том, как сегодняшнее решение отразится на завтрашнем, что, в свою очередь, отразится на общем результате. Я считаю, что нужно выстраивать перспективу на будущее. И чтобы воплотить план в реальности, необходимо четко просчитать, как этот план реализовать в условиях той среды, в которой ты находишься. Только очень глубокий анализ является залогом успеха.
— Театры, в большинстве своем, посещает взрослое население. Это уже факт. Как собираетесь привлекать внимание молодежи к театральному искусству?
Я не хочу говорить красивые и банальные слова. Скажу, что мы будем делать все, чтобы привлечь молодежь. Попытаемся сделать так, чтобы оперное искусство было доступно широкому кругу зрителей, в том числе и национальное оперное искусство. Нужны разные спектакли. Чем разнообразнее репертуар, тем больше зрительский охват. И вообще театр должен работать с разной категорией зрителей — от самого маленького до самого искушенного зрителя, так как он несет воспитательную функцию.
— Многие считают, что надо делать акцент на национальные постановки с элементами героического эпоса Олонхо, так как именно в этом наша особенность. Что вы думаете по этому поводу?
Театр оперы и балета — это особый вид искусства, нацеленный на мировое достояние музыкальной культуры. Но якутская национальная опера и балет тоже являются мировым достоянием. Я считаю, что приоритетная задача нашего театра — сочетать классическую и национальную культуры. Спектакль национального репертуара должен создаваться ответственнее, соответствовать высочайшим художественным стандартам. Для этого нужна хорошая подготовка, четкая и грамотная работа с авторами, художниками, режиссерами, балетмейстерами. Должно быть финансирование, потому что музыкальный театр — достаточно дорогой вид искусства: нужны монументальные декорации и шикарные костюмы.
— Будете экспериментировать?
Мы хотим сделать несколько спектаклей в камерном формате — когда зритель располагается на сцене, действие происходит на сцене. Я считаю, что это очень хорошо, так как дает возможность для более свободного подхода к интерпретации того или иного художественного произведения. Создаются спектакли, в которых нам нужно будет думать об экспериментальной составляющей. О том, что здесь мы можем пойти на инновацию. Но не всегда массовость и кассовость могут сочетаться с инновацией. Камерное пространство может дать тот результат, о котором вы говорите.
— Не испытывали страх перед неизведанным?
Я, наверное, ехал в Якутск интуитивно. С пониманием того, что это действительно мое призвание, так как есть опыт и возможности. И все так положительно сложилось, что у меня нет сомнений. Считаю сделанный выбор абсолютно верным. Пугает лишь то, что у меня нет унтов и варежек из оленьей шерсти, которые спасут меня от холода. Это единственное, что пугает.
— А как отнеслись к вашему решению близкие люди? Жить и работать очень и очень далеко от родных мест… Не каждый бы смог на это решиться и не каждый близкий человек может смириться с разлукой.
Мой отец — военный в отставке. Я позвонил ему и меня подкупило… даже удивило и мотивировало его отношение. Он сказал: “Пробуй. Потому что если ты чувствуешь, что у тебя есть желание, то нужно этим шансом воспользоваться. Жизнь одна”. Эта работа, служба театру, доверенная мне, — то, чего я хотел всю жизнь. Театральные деятели — это особые люди, которые посвятили себя искусству не ради денег. Я такой же человек. Когда впервые пришел в театральное училище, нам сразу же сказали, что мы будем жить впроголодь и получать нищенскую зарплату. Люди связывают свою жизнь с театром ради искусства. Я осознавал, на какой шаг решился. Поймите, если человек единожды пришел в театр, и он на самом деле занимается этим от души, чувствует, что это его призвание — он никогда не изменит профессии. И мои родные это хорошо понимают.
— Как ваши коллеги отнеслись к этой вести?
У них были смешанные чувства. Во-первых, были огорчены, так как, по их словам, они потеряли человека, который по-настоящему предан искусству и с которым интересно работать. С другой стороны, они, конечно, горды. Свердловская музкомедия — замечательный театр с не менее замечательным коллективом. Я им очень благодарен. 11 лет той жизни не вычеркнуть. Сейчас началась взрослая жизнь, новая ответственная ступень, к которой я готов.
— Расскажите о том, чему вы в первую очередь уделите внимание?
Я хочу познакомиться со всеми руководителями театров, что может мне помочь понять региональную специфику и ментальность. Мне это необходимо и позволит быстрее адаптироваться. Без адаптации никак не обойтись. Меня, к примеру, удивило, то, что театр стоит на сваях. Во всех театрах, с которыми мне приходилось работать, есть подвалы, где находятся какие-либо технические помещения. Или еще один пример: когда ты подходишь к дому, после первой двери выскакивает вторая, а уже потом дверь с панелью домофона. Это именно те региональные особенности, которые на сегодняшний день пока для меня не все известны, и, конечно, их нужно изучать, понимать и прочувствовать. То, что на первый взгляд кажется непонятным, после изучения будет логичным и поможет более глубокому восприятию местной культуры. Сейчас уже идет анализ той ситуации, которая сложилась в театре. Все процессы и компоненты являются ключевыми. Нельзя ничего исключать — будь это творческие, административные или производственные дела.
В качестве замены используемого ранее ПО были выбраны СУБД Arenadata DB и платформа LuxMS BI
С праздником якутян поздравил глава республики Айсен Николаев
Аналитики отмечают, что на Дальнем Востоке во второй половине февраля общий трафик на сайты туроператоров…
Льготы по имущественным налогам предоставляются физическим лицам, как правило, в беззаявительном порядке
Это позволит АЛРОСА в течение года сократить прямые затраты на 9 млрд рублей
Указ от 11 марта 2025 года