Художница из Москвы представила якутянам графические картины в древней печатной технике

В Якутске открылась персональная выставка московской художницы Марии Смольяниновой. Девушка создает картины в древней технике печатной графики – офорт, которая подразумевает долгую скрупулезную работу со станком, красками и кислотой. Чем завораживает такая техника, какие темы затрагивает автор и какие планы строит, читайте в материале ЯСИА.
Мария Смольянинова – выпускница Московского академического художественного института имени В.И. Сурикова, член Московского союза художников, участница более двухсот выставок по России и за рубежом. Художница создает картины в технике офорт с 2008 года. В Якутск она привезла более 80 работ, посвященных городам, пейзажам и ощущениям.
Нельзя ошибиться, стереть или исправить
– Техника офорт не изменилась с XVI века, но изменилось отношение к ней. Если раньше ее использовали для тиражирования печати, то сегодня эта техника относится к элитарной графике. На создание одной даже самой маленькой картины уходит не меньше месяца.
Работа начинается с какого-то сильного впечатления, импульса, желания и необходимости выразить ощущения. А дальше идет объемная работа над эскизами с использованием карандашей, туши и угля, перерабатывается натурный материал. Когда серия выстроена, я перехожу к созданию офорта на металлических досках из цинка, меди или стали. Под давлением офортного станка набивается краска на специально подготовленную бумагу. Нужно быть очень сосредоточенным и терпеливым, нельзя ошибиться, стереть или исправить работу.





Соавторство материала и момент тайны
– В офорте присутствует момент тайны. Рисунок после печати отзеркаливается. Кислотоупорным битумным лаком плотного коричневого цвета закрывается то, что на картине будет белым, поэтому приходится думать в инверсии. На итоговую работу может сказаться температура воздуха, при которой меняются свойства кислоты. Это очень живой интересный процесс взаимодействия с материалом, который выступает соавтором. Но степень его соавторства контролируется художником.
К каждому результату идешь долго и с предвкушением. Очень трепетным бывает момент, когда завершаешь манипуляции с доской – это всегда большое напряжение и азарт.




Пространства и ощущения
– Для меня огромная честь и радость представить якутскому зрителю свои работы. На выставке представлено более 80 офортов, объединенных в несколько тематических серий. Я работаю циклами: мне так проще выразить нужные ощущения, возникающие от места.

Картины посвящены городам, памятным местам России и других стран. При создании серии «Музыка Петербурга» мне было интересно, смогу ли я передать звучание и ритм города с помощью графического языка. Есть несколько серий, посвященных моему родному городу – Москве. Они выполнены в разной пластике, форматах, офортных техниках и в разные периоды моей жизни.
Есть сквозная серия, посвященная ощущению дороги, с которой начался мой творческий путь как графика. Меня всегда завораживала дорога: ее визуальная сторона и внутреннее ощущение, когда ты находишься в пути. К этой теме я возвращаюсь на протяжении 15 лет. Часто бывает так, что я, закончив серию о каком-то месте, делаю лист с дорогой, который соответствует моему состоянию на тот момент.
Вдохновение на серию о Якутии
– Сейчас я продолжаю серию пейзажей, которую начала в 2020 году. Это офорты большого формата, не привязанные к определенному месту. Они выражают состояние Земли и мое собственное.
Еще я продолжаю серию, посвященную городу Свияжску, Татарстан. В прошлом году побывала в резиденции для художников-графиков музея-заповедника «Остров-град Свияжск». Впечатлений осталось много, и я надеюсь воплотить все задуманное.
Я впервые в Якутии, у меня огромные впечатления: республика потрясающая и очень красивая. Поражена оказанным гостеприимством и заботой. За эти дни удалось побывать на Ленских столбах и на Булуусе – такое чудо я никогда не видела, это очень вдохновляет. Планирую посетить национальный праздник Ысыах. Надеюсь, получится преобразовать эти впечатления в художественной форме и создать серию картин о Якутии.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: