Categories: Общество

Ходить под воду: главный водолаз Службы спасения Якутии — о тонкостях профессии

Анатолий Горский рассказал ЯСИА о погружениях в ледяную воду, коварных пузырьках и многом другом

Для многих якутян лето – это период отдыха, купания, рыбалки и прочих водных развлечений, а для водолазной службы региона эти три месяца – самая горячая пора. Летом у водолазов поводы для выездов на водоёмы чаще всего печальные – помочь найти погибшего человека. В целом же профессия водолаза связана не только с поиском погибших, но и с ремонтом судов, различных механизмов и многим другим. Корреспондент ЯСИА встретилась с главным водолазным специалистом Службы спасения Якутии Анатолием Горским и узнала обо всех тонкостях этой сложной профессии.

Водная династия

Анатолий Горский ещё в детстве знал, с какой профессией свяжет свою жизнь. Его дед был офицером военно-морского флота во времена царской России, отец работал водолазным врачом и часто брал сына с собой на работу, где тот и проникся подводным миром. Своё первое погружение Анатолий совершил в 10 лет.

«Если это можно было назвать погружением (смеётся). Дали попробовать окунуться. Я часто ездил с отцом по регионам, смотрел, как он работает, и захотел погрузиться. Родители увидели мой интерес и разрешили. Раньше так рассуждали – хочет ребёнок попробовать — пусть. Так постепенно и окунулся в профессию», — рассказывает Анатолий.

Фото: Анна Лебединская/ЯСИА

Когда молодой человек понял, что хочет связать свою жизнь с погружениями и стать водолазным специалистом, то вместе с тем он осознал, какой обширный объём знаний ему придётся изучить. Ведь помимо основных навыков работы под водой специалист должен знать основы медицины, уметь составить чертёж и многое другое.

«Водолазы – это практически как космонавты. Они в невесомости работают сами, а мы под водой. Когда погружаешься, то остаёшься один на один с собой. Ты не можешь вызвать бригаду ремонтников, если что-то пойдёт не так. Поэтому профессия водолаза – это не только ходить под воду, но ещё и работать там», — объясняет Горский.

В Якутию Анатолий Горский приехал в 1987 году. Сначала он работал механиком в Жатае, а затем один из руководителей, узнав, что молодой человек — водолазный специалист, организовал судоподъемную группу. Она занималась подъёмом судов, которые в своё время были затоплены в Лене. Какое-то время Анатолий работал начальником СЛИПа, затем трудился в городском «Водоканале», где устранял поломки и дефекты водозаборных сооружений. В 2005 году мужчину пригласили в Службу спасения Якутии, и с тех пор он трудится в водолазном подразделении. Сегодня династию Горских продолжает старший сын Анатолия, который работает водолазным специалистом в Мурманске.

Профессия проникает в сердце

Чтобы стать настоящим водолазом, нужно как минимум три года, как говорят профессионалы, «ходить под воду». Помимо того, что человек должен разбираться во многих областях, он должен быть и физически выносливым, чтобы носить на себе тяжёлое снаряжение. Оно делится на два вида: с открытой схемой дыхания, или по-простому акваланг, и вентилируемое, когда воздух подаётся в костюм через специальный шланг. Вес первой системы начинается от 35-40 килограммов, второй – от 80.

«Помимо веса снаряжения, добавьте сюда вес оборудования, которое надо погрузить под воду, если речь идёт о починке чего-либо. Кроме того, всё это надо донести к воде, ведь машина не может подъехать к краю берега. Также для погружения мы используем груз. И чем крупнее водолаз, тем больше обвесов ему надо, чтобы просто уйти на дно», — говорит Анатолий.

Тренировочные спуски водолазов. Фото: Служба спасения Якутии
Работа водолаза под водой.
Снаряжение с открытой схемой дыхания — акваланг.
Вентилируемое снаряжение

Профессия водолаза, кроме погружения под воду, не имеет ничего общего с плаванием. Она, скорее, сродни тяжелой атлетике, когда спортсмен получает кратковременную, но большую нагрузку на организм и прежде всего на сердце. Привыкнув к такому ритму, оставить эту работу уже практически невозможно.

«Бывали случаи, когда человек работал подводным сварщиком. Отличный специалист, умело варил под водой, но в один день медкомиссия его отбраковывает и не допускает. Он уходит на другое предприятие, что называется, на суше, но там работа ему практически не даётся. Поэтому бывших водолазов не бывает. Я сам, несмотря на возраст, регулярно хожу под воду. Не работать, а обучать ребят. Погружаюсь с ними в бассейн. Так что можно сказать, что профессия проникает в самое сердце», — объясняет Горский.

Водолазы Якутии, кроме основной профессии, также имеют квалификацию спасателей и могут участвовать в любых видах спасательных работ – тушении лесных пожаров, ликвидации последствий паводков и так далее.

Чтобы уйти на заслуженный отдых, водолаз должен в течение 10 лет наработать не менее 2700 часов в погружениях. Сохранен и возраст выхода на пенсию – 50 лет, а в северных регионах – в 45 лет.

Мутные быстрые воды

Самая горячая пора для водолазов Службы спасения – это лето. Пока многие весело отдыхают на водоемах, бригада спасателей настороженно прислушивается к звонкам, поступающим в диспетчерскую. К сожалению, чаще всего специалисты приезжают по печальным поводам – когда нужно поднять со дна тело погибшего купальщика. И в этом случае, помимо основной работы, водолазам приходится выступать ещё и в роли психологов – успокаивать и объяснять родным, что происходит.

«Часто бывает, что люди возмущаются, мол, почему не приехали раньше, тогда человека ещё можно было спасти. Увы, но многие не понимают, что если вызвали нас, то это означает, что живым из воды выйдет только водолаз. Также, не понимая всей специфики работы, люди недоумевают, почему вся группа не погружается. Но ведь кто-то должен контролировать процесс на берегу, опрашивать родственников, следить за состоянием водолаза и так далее. А в некоторых местах мы и вовсе не можем рисковать своими людьми, в конце концов, мы не дети Посейдона», — поясняет Анатолий Горский.

Водолаз погружается в водоём для поиска тела. Фото: архив Службы спасения Якутии

Погружение в Лену таит в себе опасность и для самих водолазов. Дело в том, что летом вода в реке очень мутная – из-за большой скорости течения песок потоком поднимает со дня и несёт по течению. В результате видимость под водой практически нулевая.

«Погружаются водолазы всегда парами для подстраховки. Потому что, кроме отсутствия видимости, идёт очень сильное воздействие на тело, человека сносит моментально. Скорость два метра в секунду на суше и в воде – это две большие разницы. Даже на глубине двух метров стоять не получится», — объясняет собеседник.

Зимой ситуация обратная. Вода в реке кристально прозрачная, но её температура практически близка к нулю. Из-за этого при погружении замерзали кислородные шланги. Благодаря смекалке Анатолия спасателям удалось найти необычное решение проблемы и адаптировать снаряжение к суровым северным условиям.

«Когда мы дышим в аквалангах, воздух забирает тепло с внешней среды, чтобы он мог расшириться. А в воде температурой 0,003 градуса этому теплу браться практически неоткуда, начинают образовываться конденсат и льдинки. Мы нашли выход с помощью обычного змеевика, в который заливали горячую воду и помещали его в своеобразный термос. Пока он не остыл, водолаз может работать», — говорит Анатолий.

Коварные пузырьки

Помимо подводных опасностей проблемы у водолазов могут возникнуть и на суше, например, сразу после всплытия. Если подъём происходит слишком быстро, то газы, скопившиеся в крови, также быстро начинают выходить. Они начинают скапливаться вместе, образуя пузырьки. И именно они могут стать причиной гибели водолаза.

«Одно из самых страшных заболеваний для водолазов – это баротравма лёгких. Оно может возникнуть даже в процессе одевания снаряжения. В аквалангах очень большое давление, а лёгкие у человека сами по себе слабые. И если происходит перепад, они могут лопнуть. В этот момент в кровеносную систему попадает пузырёк воздуха, который может привести к непредсказуемым последствиям. Спасти человека в этом случае можно, только погрузив в специальную декомпрессионную камеру. И доставить его туда нужно в течение 50 минут, максимум за час», — говорит Анатолий Горский.

Барокамера. Фото: Служба спасения Якутии

Но главная проблема заключается в том, что в Якутии декомпрессионная камера – одна на всю республику. А группа водолазов совершает вылеты во все районы республики. Уменьшить риски помогла бы переносная барокамера, но подобное оборудование стоит очень дорого.

Немало хлопот связано с доставкой оборудования в районы. Дело в том, что специалисты добираются к месту происшествия на обычных самолётах, на борт которых нельзя брать никакие масла, а воздух из баллонов должен быть стравлен. И по прилёте группе приходится ещё какое-то время ждать, пока привезут оборудование.

Сегодня в Службе спасения Якутии работают всего 13 водолазов, что для огромной территории республики крайне мало. Пиковые нагрузки на них приходятся в летний период, и когда в разных концах региона случаются происшествия, людям приходится ждать, пока группа доберётся из одного района в другой. Поэтому каждый специалист здесь на вес золота. Зимний период водолазы посвящают обучению, тренировкам или отправляются в отпуск.

+1
22
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
1

Recent Posts

  • Гороскоп

Гороскоп на 27 декабря 2024 года для всех знаков зодиака

Рецепт дня: больше позитивных мыслей и эмоций, отдыха, расслабления и общения с друзьями

26.12.2024
  • Происшествия

В Среднеколымском районе пропал пожилой мужчина

Две недели он не дает о себе знать

26.12.2024
  • Инфраструктура

В 2025 году в Якутии не останется бесхозяйных газовых объектов

Рассмотрены предварительные итоги финансово-хозяйственной деятельности компании «Сахатранснефтегаз»

26.12.2024
  • Общество

Более полутора тысяч жителей села Эльгяй будут обслуживаться в новой врачебной амбулатории

В современном здании размещены кабинеты терапевта, педиатра, стоматолога, а также процедурная, кабинет УЗИ, лаборатория

26.12.2024
  • Главное
  • Общество

Якутский Чысхаан попал в топ-10 медиарейтинга новогодних персонажей

Властелин холода занял седьмую строчку

26.12.2024
  • Общество

«Зелёными рейсами» в арктические районы Якутии доставили более 400 тонн грузов

Выполнено 137 авиарейсов, в планах еще семь

26.12.2024