Октябрьский выпуск кроссмедийного проекта «Главный вопрос» посвящен дорожному строительству в республике. Глава Якутии Егор Борисов в беседе с генеральным директором холдинга «Сахамедиа» Кириллом Алексеевым рассказал о работе, проводимой властями региона, существующих проблемах и перспективах отрасли.
О федеральной трассе «Лена», связывающей Якутию с материком
«Дорога «Колыма» находится под контролем со стороны населения и самих транспортников»
«В ближайшие годы за счет республиканских средств мы должны закончить дорогу «Амга»
«В состоянии дороги в Тас-Юряхе отчасти виноваты и сами водители»
«Средства на восстановительных работах Намской трассы предусмотрены»
«Кроме федеральных и республиканских трасс, мы вкладываем в сельские дороги»
О федеральной трассе «Лена», связывающей Якутию с материком
— Еще в середине 2000-х годов федеральная трасса «Лена», связывающая Якутию с материком, входила в ТОП самых непролазных дорог. Сейчас здесь есть участки практически европейского качества. Как этого удалось достичь? Когда же главная наземная транспортная артерия республики будет полностью заасфальтирована и соответствовать всем современным требованиям?
— Сегодня проблема транспортной инфраструктуры, особенно дорог, очень актуальна, и с этим связано довольно много вопросов, в том числе с точки зрения развития республики, районов и населенных пунктов. Эта тема стояла всегда. Во-первых, Якутия имеет свои особенности — это прежде всего огромная территория, где нет дорог, особенно на севере. Строить их достаточно сложно, потому что у нас вечная мерзлота. Вопросы задают все. Особенно простые граждане, живущие в селах, городах. Задают их и инвесторы, которые приходят сюда и хотят осваивать те или иные месторождения, реализовать проекты. При этом они понимают, что дорог нет.
В связи с этим сегодня мы испытываем определенные мнения экспертов, потому что когда оценивают субъекты комплексно, то роль отводится и инфраструктуре, а республика ее не имеет. Поэтому дается соответствующая общая оценка, хотя мы преуспели в решении многих других вопросов, но за счет отсутствия дорог есть сложности. В последние годы мы обращаем серьезное внимание этой теме и стараемся насколько возможно, в том числе с финансовой точки зрения, пробивать ресурсы.
Когда я шесть лет назад стал президентом республики, пригласил министра транспорта РФ Максима Соколова. Я его посадил за руль автомобиля и мы поехали по трассам «Вилюй», «Лена» и «Колыма». Он сам увидел качество этих дорог. С нами были начальники управлений автодорог. Министр все время спрашивал: «Что за дорога?» и я ему отвечал: «Это ваша федеральная дорога. Финансируйте, тогда мы и приведем их в порядок». Это способствовало тому, что были пересмотрены позиции Минтранса России по отношению к республике.
Во-вторых, Якутия не имела своего Дорожного фонда. Мы его организовали. Это тоже стало большим прорывом. Такой фонд в начале 90-х вроде создавался, потом закрылся в связи с недостатком средств. Но в последние годы такой внутрирегиональный фонд у нас устойчиво работает.
Таким образом мы начали свою работу. В конце 2000-х годов дорога «Лена» попала под прицел телевизионных компаний, в том числе российских, получив название «дорога смерти». В связи с этим вопрос финансирования региональных дорог был конкретно поставлен перед федеральным правительством. Сегодня работа по ним оживилась.В прошлом году на встречах с населением я говорил о том, что в 2018-2019 годах мы будем ездить из Якутска в Алдан по полностью асфальтированной дороге, и максимум через полтора года эта работа будет завершена. Якутяне смогут в пятницу за три с половиной часа доехать до Алдана и, скажем, покатавшись на лыжах, вернуться в воскресенье вечером обратно.
«Дорога «Колыма» находится под контролем со стороны населения и самих транспортников»
— Вопрос по дороге «Колыма», где ведутся работы на самых опасных участках. Как там обстоит ситуация?
— Это одно из важных транспортных направлений, связывающих республику с Магаданской областью. С губернатором Владимиром Печеным мы договорились о создании золотоносной провинции в Оймяконе, на стыке границ двух субъектов. Эта работа сегодня разворачивается.
Недавно в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке с участием президента России Владимира Путина состоялся запуск золотоизвлекательной фабрики на Тарынском месторождении. Такие проекты будут реализовываться и дальше. Поэтому эта дорога очень нужна. В том числе при освоении месторождений полиметаллов в горах Верхоянья. В частности, на участке между Тополиным, Хандыгой и Оймяконом. Нужна она и нашим северянам.
Когда мы с министром транспорта РФ Соколовым ездили в сторону Оймякона, он обратил внимание на красоту тех мест и трудолюбие местных жителей. При этом его неприятно удивило качество дороги, особенно «Черного» и «Желтого» прижимов. Это всегда были очень опасные зоны, которые сами водители называли «местом смерти»: сплошные опасные спуски и подъемы, узкие проезды, скалы.
Сегодня эти прижимы ликвидированы. Это сделано за последние несколько лет. Мы построили ряд мостовых переходов через реки, хотя по качеству двух мостов были вопросы к подрядчикам. Подъезды к ним были размыты, но потом они их восстановили.
Да, сегодня у жителей есть вопросы по качеству дорог, но мы эту задачу решим. Сначала нужно обеспечить проезд, поскольку там большие объемы перевозок. Есть еще ответвление от главной трассы к селам, по нему мы тоже просим содействия федеральных властей и вкладываем собственные средства. Когда эти вопросы решим, тогда подойдем поближе.
Сегодня ведется асфальтирование дороги на территории Чурапчинского, Мегино-Кангаласского улусов. Думаю, что эти объемы будут наращиваться. Поэтому дорога «Колыма» сегодня находится под конкретным контролем со стороны населения и самих транспортников. С другой стороны, идет большая работа с Минтрансом РФ. Я хотел бы привести в качестве примера то, что за последнее время значительно увеличилось федеральное финансирование. Например, в год доходило до 10 миллиардов рублей. Сюда входили три федеральные дороги.
Сегодня на «Колыме» полным ходом идут работы. Думаю, что в ближайшие годы, а именно к 100-летию республики, в сторону Таттинского улуса дорога будет асфальтирована.
«В ближайшие годы за счет республиканских средств мы должны закончить дорогу «Амга»
— Теперь поговорим о другом направлении — в сторону Амги. Многие якутяне ездят отдыхать в Амгинский район. Когда будет отремонтирована дорога?
— Там мы решаем другую задачу. Республиканская дорога «Амга» соединяет Якутск с Усть-Майским районом. Мы давно мечтали построить ее, и эта работа начата. В ближайшие годы за счет республиканских средств мы должны закончить дорогу «Амга», обеспечив проезд до Усть-Маи хорошего качества. Вторая дорога, которую мы должны завершить, Якутск — Бердигестях — Кобяй. Мною дано поручение, насколько возможно изыскать деньги. Я думаю, что в ближайшие два года эти две трассы должны быть сданы.
Я читаю обращения граждан, недовольных качеством дорог, особенно в Якутске. Хотя здесь больших проблем нет, речь идет о качестве. Достаточно замечаний и критики, но при этом многие не знают, что делается в дорожном строительстве. Например, в сторону Алдана, Хандыги, Кобяя. Когда все соединим, тогда люди почувствуют.
О федеральной трассе «Лена», связывающей Якутию с материком
«Дорога «Колыма» находится под контролем со стороны населения и самих транспортников»
«В ближайшие годы за счет республиканских средств мы должны закончить дорогу «Амга»
«В состоянии дороги в Тас-Юряхе отчасти виноваты и сами водители»
«Средства на восстановительных работах Намской трассы предусмотрены»
«Кроме федеральных и республиканских трасс, мы вкладываем в сельские дороги»
«В состоянии дороги в Тас-Юряхе отчасти виноваты и сами водители»
— Поступил вопрос от жителя поселка Тас-Юрях Мирнинского района. В этом году населенный пункт оказался изолированным от внешнего мира из-за размытого участка автодороги. На это жалуются и другие жители района.
— Справедливости ради надо сказать следующее. Конечно, мы понимаем свою ответственность по состоянию дорог. Финансирование и организация работ ложатся на органы власти — республиканские, местные, а также на хозяйствующие субъекты. Отчасти виноваты и сами водители, особенно это касается большегрузного транспорта во время распутицы. Но есть производственная необходимость, определенные жизненные условия.
Несмотря на запреты, устанавливаемые в период распутицы, машины продолжают ездить. В результате то, во что вложили миллионы и миллиарды рублей, просто выводится из строя, приходится заново вкладывать средства и восстанавливать. Зачастую тут преобладает сиюминутный интерес — лишь бы доставить груз, и не задумываются о том, в каком состоянии будет дорога. Потом эти же люди кричат о плохих дорогах.
Поэтому, пользуясь моментом, хотел бы призвать к обоюдной ответственности. Например, руководители хозяйствующих субъектов в плановом порядке зимой не занимаются доставкой грузов, а когда припрет к распутице, приходят с письмами, чтобы разрешили проезд. Такая картина была и в Тас-Юряхе. Нам надо глубже разбираться для наведения порядка.
Это касается и зимников. Ежегодно зимой мы открываем около 20 тысяч километров. На это тоже расходуются средства. Потом не успеваем планово завезти груз, и во время распутицы все эти работы идут насмарку. Это негативная практика, от нее надо отказываться. Думаю, что правительство республики и Минтранс выработают соответствующие ограничительные механизмы.
Такие разрывы появляются не только в Тас-Юряхе, но и в других районах. Например, есть дорога «Умнас», в которую тоже было вложено много средств. В частности, в направлении Олекминска через Хангаласский улус. Если раньше ездили только до Булгунняхтаха, то теперь проезд открыт до Тит-Ары. Построен мост, сделана дорога. Сейчас надо сохранить ее. Вот это является главной задачей.Я обращаюсь к жителям республики, руководителям и местным органам власти, чтобы приняли принципиальную позицию по запрету движения во время распутицы.
«Средства на восстановительных работах Намской трассы предусмотрены»
— Вопрос от жителя Намцев. Когда будет проведен капитальный ремонт трассы до Якутска?
— Особенность Якутии заключается в том, что качественное дорожное покрытие сохраняется только три-четыре года. Потом в результате контакта с вечной мерзлотой появляются лужи, трещины, начинается оттайка основы, дорога начинает «гулять». И мы вынуждены тратить значительные средства на ремонт и восстановление.
Мы строили Намскую трассу в 90-е годы и после этого ремонтировали ее несколько раз. Но, думаю, катастрофы там нет. Люди просят о восстановительных работах с точки зрения скоростного режима, особенно на горе. Средства на это предусматриваются. Только каким образом их расходовать, об этом надо думать специалистам.
О федеральной трассе «Лена», связывающей Якутию с материком
«Дорога «Колыма» находится под контролем со стороны населения и самих транспортников»
«В ближайшие годы за счет республиканских средств мы должны закончить дорогу «Амга»
«В состоянии дороги в Тас-Юряхе отчасти виноваты и сами водители»
«Средства на восстановительных работах Намской трассы предусмотрены»
«Кроме федеральных и республиканских трасс, мы вкладываем в сельские дороги»
«Кроме федеральных и республиканских трасс, мы вкладываем в сельские дороги»
— Егор Афанасьевич, предлагаю подвести итоги беседы состоянием улиц в Якутске. Наши читатели пишут, что в Новосибирске проводят акцию «Выбери дорогу для ремонта». Можно ли провести такой проект у нас? В последние годы в столице республики улицы асфальтируются, расширяются, строятся развязки. Как вы оцениваете эту работу и как планируете вести ее дальше?
— Сперва надо закончить дорогу «Вилюй». Это федеральная трасса, которая должна выйти на территорию Иркутской области в районе села Марково. На это направляются значительные средства. В частности, строится самый крупный мост через реку Марху в Нюрбинском районе. Он играет очень большую роль. В будущем через Вилюй необходимо построить еще три моста. Это тоже большие объемы.
Сегодня, кроме федеральных и республиканских трасс, мы вкладываем в сельские дороги. Хоть и небольшие деньги, но выделяем каждому поселению. В этом плане в последние годы наблюдается оживление. Главное потом собрать это в кучу. То есть должны быть межпоселковые дороги, должна быть создана сеть опорных автодорог между улусами и центром. На это потребуется время. Мы постараемся к 100-летию республики сделать очень много.
Что касается столицы Якутии, то здесь ежегодно вкладывается очень много средств. Республика прямым текстом дает поручения и непосредственно требует выполнения необходимых объемов. Но есть у человека свойство — не быть удовлетворенным до конца. Чем больше делается, тем больше появляется потребностей. Это стремление к лучшему.
В Якутске восстанавливаются и ремонтируются только центральные магистрали, а с боковыми, пригородными проблемы остаются. Я поставил соответствующие задачи перед руководством города, когда подписал два указа по поддержке Якутска. До 2022 года должны освоить как минимум 5 миллиардов рублей на столичные дороги.
Во-вторых, я попросил, как менее затратный вариант, наводить порядок на боковых улицах с грунтовым или гравийным покрытием. Поставить грейдеры, подровнять, убрать лужи. Таких улиц много в Сайсарах, Залоге, Промышленном округе.
Есть федеральная программа по развитию дворовых территорий. Республика в этом году впервые принимает в ней участие. Несмотря на то, новый это или старый микрорайон, надо наводить порядок на улицах. Надо повышать ответственность подрядчиков, зачастую они подходят к делу безответственно. Необходимо тщательно работать с проектами. Я думаю, Якутск сохранит темпы работ. Средства мы направляем очень большие и продолжим их выделять.
Дороги — это та проблема, которая всегда раздражает людей. Особенно в сельской местности, когда нет проезда. Мы это понимаем. Я хочу, чтобы темпы ремонта и строительства были ускорены, и решать эти вопросы надо в первую очередь с точки зрения интересов людей.
О федеральной трассе «Лена», связывающей Якутию с материком
«Дорога «Колыма» находится под контролем со стороны населения и самих транспортников»
«В ближайшие годы за счет республиканских средств мы должны закончить дорогу «Амга»
«В состоянии дороги в Тас-Юряхе отчасти виноваты и сами водители»
«Средства на восстановительных работах Намской трассы предусмотрены»
«Кроме федеральных и республиканских трасс, мы вкладываем в сельские дороги»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: