12 мая отмечается Международный день медицинских сестер. Об особенностях профессии, уникальных методиках, работе во время коронавируса и о многом другом корреспондент ЯСИА побеседовала с медсестрами разных отделений медучреждений города Якутска.
«Ни разу за 30 лет не было такого, чтобы мы к операции не подали инструменты»
Валентина Степановна Ветрова – старшая медицинская сестра центрального стерилизационного отделения Республиканской больницы № 2 — Центра экстренной медицинской помощи. В 14 лет после 8 класса она поступила в медицинское училище в Сумской области на Украине. Училась на фельдшера, затем работала в Донецкой области медсестрой в отделении гинекологии. Вышла замуж, в 1975 году переехала в город Якутск.
«С 1975 года около 5 лет я работала старшей медсестрой отделения реанимации в городской больнице. После декретного отпуска я работала в Республиканской больнице №2 старшей медсестрой отделения реанимации. В 2000 году я перевелась в отделение стерилизации. Было организовано централизованное стерилизационное отделение (ЦСО), которое я возглавила. В то время мы были на первом этаже, особых условий не было. Всего лишь было 5 стерилизаторов, и мы обслуживали только подразделения РБ №2: процедурные, перевязочные кабинеты, а оперблок и нейрохирургия сами себя обслуживали. Затем стало легче, ЦСО выполняло всю работу операционного блока. Операционные наборы, перевязочные материалы мы стерилизовали и отвозили в оперблок. Мой рабочий день начинается с утренней конференции. В смену у меня выходят три медсестры, три дезинфектора и санитары», — рассказала Валентина Ветрова.
Работа отделения напрямую связана с операционными блоком. Все прорабатывается до мельчайших деталей, ведь от работы отделения зависит весь операционный процесс. По словам Ветровой, в день они готовят до 80 операционных наборов, только на эндопротезирование уходит 4-5 наборов.
«Нашим медсестрам нужно все детально знать. Это не то, что положили зажим, пинцет или иглодержатель. Есть очень сложные наборы, допустим, у нас идут эндопротезы — наши травматологи оперируют коленные суставы, заменяют тазобедренные суставы, где используют множество винтиков, гаечек. Все это надо разобрать, насадить на определённые тележки, чтобы под большим давлением лапароскопический инструментарий смогли вымыть. Сейчас у нас три стерилизатора больших мощностей. Мы с этим справляемся, ни разу за 30 лет не было такого, чтобы мы к операции не подали инструменты», — сказала Валентина Степановна.
В 2016 году открылось стерилизационное отделение на 4 этаже, оснащенное новейшим оборудованием и единственным на Дальнем востоке трекингом медицинских инструментов. Как объяснила Валентина Ветрова, в переводе с английского tracking означает сопровождение, отслеживание. И именно так выстроена работа всего отделения. Сейчас в любое время можно получить информацию о хирургических инструментах: во сколько принесли в операционную, какие инструменты использовали хирурги, когда отправились в мойку и более того, когда набор стерилизовали и упаковали.
«Отделение оснащено по федеральной программе хорошими стерилизаторами и хорошими моечными машинами. Также на Дальнем Востоке только у нас есть программа трекинга. С внедрением этой программы на каждого больного мы получили новый упаковочный материал — пластиковые пакеты, которые сохраняют стерильность 6 месяцев и упаковочные простыни, где стерильность также сохраняется 6 месяцев. Получается, для каждого больного мы стали все упаковывать индивидуально, то есть по одному лотку, одному зажиму, пинцету и так далее», — поделилась старшая медсестра.
Безусловно, во время операции все инструменты должны быть наготове. Иногда их число превышает десятки и, конечно, каждый инструмент необходимо учитывать. И, если раньше всю информацию вносили в журналы, то сейчас вместо журналов – чипы, сканеры и штрих-коды. Медсестры получают специальные бейджи с чипом, которые дают им право на какие-либо действия с инструментами. Вся информация о количестве и наименовании инструментов, которые содержит тот или иной хирургический набор, зашифрована в штрих-коде на специальной бирке. И прежде чем передать инструмент в мойку, медсестра ручным сканером считывает штрих-код, тогда вся информация появится в базе данных: дата и время ревизии, комплектность, кроме того, автоматически будет внесена информация для какого больного инструмент использован.
«В любую минуту я могу увидеть информацию о наборе на своем компьютере: такой-то набор находится в моечной машине, такой-то – в стерилизаторе, другой набор отправили в операционный блок. И сколько к нам приезжали из Санкт-Петербурга и Москвы и говорили: «Мы мечтаем о такой программе», — отметила собеседница агентства.
Таким образом отделение проводит дезинфекцию, стерилизацию, упаковку, отправку на склад операционных наборов, где они будут лежать пока их снова не заберут в операционные. Все эти процессы расписаны по минутам.
Как отметила Валентина Ветрова, всю работу выполняет ЦСО. После окончания операции медсестра операционного блока сканирует свою карту и бирку набора, и в приёмной на компьютере высвечивается, например, что в 11:20 закончилась операция.
«Мы смотрим, какие наборы вышли, и наш дезинфектор поднимается в операционный блок, забираем эти наборы и уже в приёмной мы их сканируем. Если мы не отсканируем, не сможем загрузить в моечную машину. Трекинг при этом исключает человеческий фактор. Если вручную человек может уделять на стерилизацию инструмента разное время, то в программе моечной машины, например, предусмотрены режимы «полоскание», «дезинфекция», «сушка» на определённое время. Изменить эти программы невозможно», — объяснила принцип работы старшая медсестра.
Как она подчеркнула, с внедрением программы повысился имидж и статус больницы, наладилась связь между отделениями, так как вся работа четко систематизирована. Именно благодаря этой системности коллектив отделения справляется с нагрузкой во время пандемии коронавирусной инфекции.
«Работа в связи с коронавирусом, конечно, прибавилась, но у нас хорошо работают эпидемиологи и администрация. Инструменты к нам поступают не такие опасные, их обеззараживают в инфекционном отделении. И все инструменты передают в закрытых контейнерах. В этом году мы получили новую моечную машину. Конечно, мы не стоим на месте и постоянно развиваемся», — поделилась собеседница ЯСИА.
Валентина Ветрова в преддверии Дня медсестры пожелала всем коллегам здоровья и личного счастья.
«Медицинская сестра – это незаменимый помощник врача»
Вилена Вадимовна Попова – старшая медсестра отделения общей реанимации Республиканской больницы № 2 — Центра экстренной медицинской помощи. В медицине она с 2008 года. 4 года работала в Мирнинском районе фельдшером в отделении скорой медицинской помощи. Выезжала на вызовы, оказывала скорую и неотложную помощь населению. Девятый год работает в отделении анестезиологии и реанимации.
«Безмерно благодарна своему первому коллективу за полученный опыт и навыки. Я считаю, что в медицине случайных людей нет. Каждый медицинский работник выбирает профессию по призванию», — сказала Вилена Попова.
Как она отметила, работа старшей медицинской сестры подразумевает организацию работы медсестер и младшего медицинского персонала, помощь в административно-хозяйственных вопросах. Рабочий день начинается в 8 утра, но старшая медсестра должна быть на связи 24 часа в сутки. Каждый день начинается с обхода пациентов и контроля работы сестер и младшего медперсонала.
«В месяц через наше отделение проходит около 300 пациентов с различными тяжелыми патологиями, которым нужен круглосуточный медицинский уход, наблюдение и лечение. Медицинская сестра – это незаменимый помощник врача, образно является его «глазами и ушами», так как она первая замечает любые изменения в состоянии пациента и докладывают врачу», — отметила Попова.
Безусловно, во время пандемии медики оказались в необычных условиях работы. «В это непростое для всех время наши врачи, сестры, младший медперсонал показали свою сплоченность, характер, выдержку. Работа нашего отделения и всей больницы не прекращалась ни на секунду, но уже с непривычными условиями труда и перегрузками. Конечно, психологическая нагрузка на медиков в это время колоссальная, но думаю, что благополучная и дружелюбная атмосфера в коллективе сглаживает углы и помогает в ежедневной работе», — подчеркнула собеседница ЯСИА.
В этот день Вилена Попова пожелала всем медицинским сестрам оставаться гуманными, милосердными и поблагодарила за их ежедневный и важный труд.
«Мы всегда рядом»
Ритта Кимовна Алексеева – медсестра прививочного кабинета Республиканской клинической больницы № 3. В 1984 году окончила Якутское медицинское училище имени Серго Орджоникидзе с дипломом «Медсестра общего профиля». Является медсестрой высшей категории.
Ритта Кимовна провела свое детство в Мукучунском наслеге Кобяйского улуса. Еще тогда она решила посвятить себя медицине и вот уже 38-й год помогает людям.
«Моя мама была медсестрой, а я была старшим ребенком в семье и, когда мы были маленькими, вместе ходили на мамину работу. Я видела, как мама лечила людей, ставила уколы, и мне это очень понравилось. Позже к нам приехала врач Зоя Петровна Эверстова после окончания медфака ЯГУ. И вот, когда я видела ее и свою маму в белоснежном халате, колпаке, мне это очень нравилось. Зоя Петровна была очень хорошим врачом, я с ней проработала 35 лет. Именно у нее я многому научилась — как она относится к своим пациентам, как она в тяжелые ситуации поддерживала их, как она всегда была спокойной и уравновешенной, ведь бывали очень страшные случаи – ножевые ранения, отрывали руки бензопилой. И она научила меня, как работать в экстренных случаях. Конечно, в сельской местности, все делают врач и медсестра», — рассказала Ритта Алексеева.
С ноября 2017 года она работает в прививочном кабинете РКБ №3. Прививочная медсестра выполняет профилактические работы. Как отметила собеседница ЯСИА, во время коронавируса работы прибавилось в разы, так как вакцинация среди населения проходит активно.
«Мы начали вакцинировать от коронавируса с 15 декабря, и сейчас я полностью работаю в этом направлении. У нас есть свой план, по заявкам выезжаем на предприятия, например. Первую вакцину ставлю только после объективного осмотра врача. Потом даю пациенту четкую памятку со сроками второй вакцинации. Хочу отметить, что первая вакцина от института имени Гамалеи является двухкомпонентной, векторной, на основе аденовируса человека. Поэтому при первом компоненте 26 серотипов и 5 серотипов — во втором компоненте, так как у человека уже идет процесс иммунизации. Мы пытаемся объяснить людям, что иммунизация не начнется сразу же после получения вакцины. Например, у гриппа – это 14 дней после прививки, а вакцина от COVID-19 по истечении 42 дней после получения обоих компонентов дает иммунитет. Поэтому нужно беречь себя и окружающих. Сразу после первой вакцины не надо думать, что появился иммунитет, носите маски, чаще обрабатывайте руки, хорошенько умывайтесь», — отметила медсестра.
Также она развеяла сомнения по поводу опасности вакцины от коронавируса, так как ее состав безопасен и ставят только людям без противопоказаний.
«Главное противопоказание – если у человека есть температура или острые заболевания. Также при хронических заболеваниях наши специалисты берут допуски, например, у лечащих кардиологов, онкологов и так далее. Ставим вакцину только по допускам», — подчеркнула Ритта Алексеева.
Рабочий день медсестры начинается с приведения порядка, она заранее знает, сколько пациентов должны принять и сколько вакцин подготовить. В день кабинет принимает около 70 — 100 людей. Нагрузка очень большая, но самое главное в работе медсестры – помочь людям справиться с болезнями.
«Приятно, когда мы можем делать добро людям, когда лечим их. Я работаю давно, уже 38-й год, а до этого 5 лет была санитаркой, поэтому моя жизнь проходит рядом с больными людьми. У меня есть хобби – шитье, так я отдыхаю. Моя мама была очень хорошей швеей и по ее советам я тоже научилась шить. Когда мы росли, в советское время, одежда была одинаковая, такая обычная, поэтому я по своему видению создавала наряды, сарафаны, юбки. Потом уже шила и пальто, начала изучать исконно традиционные якутские виды шитья», — поделилась медсестра.
Молодому поколению медиков Ритта Кимовна посоветовала выбрать любимую профессию, любимое направление. «Надо относиться к людям доброжелательно. Медик – это тот, кто дает людям облегчение. Если человек пришел к тебе, значит, что ему нужна помощь. Здоровый человек просто так не придет в больницу. И к этому человеку нужно относиться с пониманием и заботой, надо узнать, от чего он заболел. Мы, медсестры, всегда находимся рядом с больными. Мы первыми узнаем причины болезни, какие лекарства ему подходят и докладываем врачам. По нашим наблюдениям врачи могут назначить лечение», — сказала она.
Ритта Алексеева пожелала медсестрам всего самого доброго, здоровья, семейного счастья, понимания и поддержки со стороны близких. «Пусть рабочее настроение всегда остается на работе, а домашнее – дома», — отметила она.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: