В связи с наступлением осеннего периода эксплуатация маломерных судов становится опасной. Однако некоторые судоводители продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна.
Обледенение — явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна, в данном случае если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно. Стоит отметить, что обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0 ОС и при температурах забортной воды ниже 8ОС.
Сильное обледенение может иметь место при плавании в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5ОС и происходит в результате сильного парения, тумана или переохлажденных осадков.
В случае попадания в холодную воду наступает переохлаждение тела, и шансов спастись становится меньше. Поэтому перед выходом на воду нужно проверять техническое состояние своего судна, его укомплектованность спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами.
Спасательные жилеты у каждого находящегося в лодке человека должны быть сертифицированы, соответствующего размера, укомплектованы свистком для подачи звукового сигнала и желательно фонариком для подачи светового сигнала, ярко оранжевого цвета, со светоотражающими полосами. Обеспечение безопасности пассажиров — прямая обязанность судоводителя (КоАП РФ ст. 11.10.). Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей.
Если все же случилась беда, необходимо соблюдать простые правила:
— Оказавшись в холодной воде, постарайтесь зацепиться за какую-нибудь точку опоры. Не делайте резких движений, подавите в себе внутреннюю панику. Через 30-40 секунд вы перестанете остро чувствовать холод, почувствовав легкое внутреннее тепло.
— Постарайтесь освободиться от тяжелой верхней одежды, оставьте на себе нижнее белье, носки, перчатки, головной убор. Помните: от 40 до 60 процентов тепла уходит через голову, поэтому не снимайте головной убор, даже мокрый. В холодной воде сила кистей рук и ступней ног снижается в несколько раз.
— Оказавшись в воде, оцените обстановку. Что лучше для вас: плыть к берегу или держаться за лодку и ждать помощи, или дрейфовать вместе с лодкой и в удобном месте выбраться на берег.
— Если вы приняли решение плыть самостоятельно, не делайте резких движений, следите за дыханием (оно должно быть ровным).
— Постоянно контролируйте направление вашего продвижения, иначе дистанция до спасительного берега может значительно увеличиться.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: