Федор Марков: «Мы поднимаем в небо вертолеты и самолеты»

15:15, 12 марта 2019
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Федор Гаврильевич Марков – технический директор авиакомпании «Полярные авиалинии». Ветеран авиации Якутии, ветеран труда, почетный работник транспорта РС (Я), более сорока лет в авиации. Гаврильевич — человек-легенда, снискавший уважение коллег по всей необъятной России. Настоящий профессионал, один из опытнейших работников авиакомпании, преданный своему делу.


— Федор Гаврильевич, в какой момент жизни решили связать свою жизнь с авиацией?

— В пору моей юности гремели воспоминания о легендарных советских летчиках Чкалове, Громове, Покрышкине, Кожедубе. Семимильными шагами шло освоение космоса, полет Юрия Гагарина в космос.

Каждый мальчик хотел стать космонавтом или лётчиком, открыть неизведанные просторы. Романтика неба покорила и меня, тогда я принял твердое решение связать свою жизнь с авиацией.

Я родился и вырос в Табаге Мегино-Кангаласского района, часто видел пролетающие высоко самолёты. Очень хотелось увидеть их вблизи, посмотреть, как они устроены, изучить механизмы.

Когда проходил призывную комиссию, врачи поставили диагноз «хронический тонзилит», вынеся вердикт «в летчики не годен». Вбил себе в голову их слова. Как оказалось, зря.

После окончания школы подал заявление в Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации. Комиссию прошел без ограничений, а она была очень жесткой, мог бы свободно сдать документы в лётный факультет, но из-за первого диагноза был не уверен, что пройду её. Поэтому не стал переписывать заявление и остался на инженерном. Такие вот дела. Из 400 кандидатов только 3 прошли отбор в лётное училище.

 — Сложно было поступить и учиться?

— Несложно. Хорошо учился, часто защищал честь школы в  физико-математических олимпиадах. Меня заметили и приглашали в Якутский государственный университет, Сибирский академгородок. Но я был верен мечте и выбрал авиацию.

Когда приехал в Ригу, первое что меня удивило, — это погода, морской климат. Порою ветер был такой, что пробирал до костей. Второе – чистота на улицах и культура рижан.

В институте учились земляки, в моей группе и на других курсах. Дружили, поддерживали и помогали друг другу. До сих пор общаемся, вспоминаем студенческие годы.

Уровень обучения и подготовки был очень высокий. На первом курсе мы уже вовсю работали на станках, изготавливали детали, оттачивали навыки в аргонной, газовой, электрической сварке металлов. Учебный аэродром был хорошим, на огромной территории расположены все типы самолетов гражданской авиации, которые летали в то время в небе Советского Союза. Шикарные наглядные пособия, большое внимание уделялось практической подготовке. Мы снимали двигатели Ту-154, Ан-2 и других воздушных судов. Сами запускали, гонку делали.

Знания и умения подкрепляли при прохождении производственных практик на заводах изготовителей и ремонтных заводах в Новосибирске, Казани. Сейчас, к большому сожалению, такого нет.

 — Вы начали свою трудовую деятельность в Нюрбинском авиаотряде. Расскажите о тех временах.

— Выпускников распределяла комиссия. Мы могли сами выбирать куда пойти работать. Я мог распределиться в Туркмению, Белоруссию, но выбрал Нюрбинский авиаотряд в родной Якутии. Во многом из-за того, что был женат.

Авиаотряд был большой, численность личного состава доходила до 1,5 тысяч человек. Головной располагался в Нюрбе, и к нему были приписаны Сунтар, Вилюйск, Верхневилюйск и Кысыл-Сыр. Отряд гремел на всю страну, был вторым по применению авиации в народном хозяйстве в Советском Союзе. И по общим объемам перевозок, и по количеству воздушных судов. Мы летали тогда на вертолетах МИ-6 и МИ-8. Подготовка была на высшем уровне. Очень крутые асы были по тем временам.

Летали по всей республике. Принимали участие в строительстве и освоении масштабных проектов в нефтегазовой отрасли в Тюмени, становлении алмазной промышленности, строительстве БАМа. Все грузы для этих значимых преобразований, требовавших мобилизации гигантских ресурсов всей страны, перевозили мы.

 — Какая главная задача инженера авиации? Её соль?

— Мы поднимаем в небо вертолёты и самолёты. Без инженерно-технического состава воздушное судно не взлетит. Мы дарим людям возможность летать, чтобы они могли встретиться с родными, посетить интересные места. Благодаря исправности крылатых машин, наши земляки могут вылететь из самых отдаленных сел и деревень, спасаются жизни, доставляется почта, продукты питания и лекарства.

Вот к примеру, вертолёт совершит вынужденную посадку где-нибудь в бескрайней якутской тайге. Техбригада прибывает с запчастями, ставим палатку и сутками, неделями производим ремонт. Всё собрали – запустили. Двигатель заработал, все приборы в норме. Разве это не прекрасно!? Вдыхаем жизнь в железо, это и вызывает чувство гордости за нашу нелегкую профессию.

— В чем, на Ваш взгляд, уникальность инженерной службы в Якутии?

— Понимаешь, мы изучаем, анализируем исправность воздушных судов.  Должны предугадать и не допустить отказов. Самое главное – не ошибиться.

Были сложности с обеспечением запчастями, работали на улице в самые лютые морозы, но ведь обеспечивали исправность! Мы приобрели бесценный опыт работы в самых экстремальных условиях и огромных территориях.

Сейчас оснащение получше, построены теплые ангары. Более 270 инженеров, техников делают всё, чтобы воздушные суда летали.

— Кого Вы можете назвать своими наставниками?

 — Когда я молодым специалистом прибыл в Нюрбу, моим первым учителем был Юрий Алексеевич Лабаев, начальник цеха по Ан-2. В течение года он натаскал так, что до сих пор могу собрать двигатель «антошки». Всё делал своими руками.

Потом я переучился на вертолёт Ми-6. Старший инженер ОТК Василий Константинович Николаев стал моим наставником. Очень принципиальный, грамотный, трудолюбивый специалист и профессионал. Он всегда мог поддержать в трудной ситуации, относился к молодым инженерам по-отцовски. Горжусь, что работал с ним.

Очень ценю Семёна Иосифовича Городницкого, главного инженера Якутского управления. Он провёл колоссальную работу, собрал весь опыт инженерных служб, систематизировал его. Мы каждый месяц получали методические рекомендации по ремонту того или иного типа воздушного судна, будь то вертолет или самолет. Наша якутская школа инженерно-технической службы — это целиком его заслуга.

— Кто еще из вашей семьи связал свою судьбу с авиацией?

— С любимой супругой мы родили и воспитали троих сыновей и дочь. Старший сын пошел по моим стопам – работает в инженерной службе авиакомпании «Якутия», дочь также работает в авиационной отрасли, занимается экономикой. Четверо внуков, старший выбрал профессию юриста, остальные еще маленькие.

— Поговорим о ваших увлечениях. Какой самый запомнившийся трофей?

 — Хобби и увлечения есть, но времени нет. Все силы уходят на работу. Всегда надо чем-то жертвовать, чтобы быть профессионалом в своём деле.

Единственное время — это отпуск. Провожу его в Якутии, на курорты не езжу. Очень люблю охоту, поэтому отпуск мой проходит в тайге, на озере или на реке.

Самый запомнившийся трофей? Мой первый добытый медведь.

— Вертолёт или самолёт?

— Для меня вертолет. Хоть я закончил факультет самолётных инженеров. Для меня винтокрылая машина интереснее. Работал на Ми-6, Ми-2, Ми-8 и Ми-8 МТВ, много на них летал.

У вертолётов и область применения шире, каждый раз новое. Это могут быть и санитарные задания, работа в паводок, переброска грузов, эвакуация и спасение граждан. Каждый полёт на нём — что-то новое, неповторимое.

 — Какой совет дадите пассажирам, чтобы всегда оставаться в бодрости духа?

— Сохраняйте всегда хорошее настроение и позитивный настрой. Гоните дурные мысли прочь, радуйтесь жизни. Берегите родных и близких, будьте честны и вежливы с людьми. Каждый день надо проживать в удовольствие. Летайте рейсами нашей авиакомпании, а безопасность полётов мы обеспечим.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
1
Ключевые слова
16 апреля 16.04
  • -0°
  • $ 93,59
  • 99,79

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: