Якутия глазами одного из гостей Ысыаха Туймаады.
Лето в Якутии скоротечно – всего пара месяцев. Потом зима, которая остальное время года. Зимой в Якутии очень холодно, летом жарко. Перепад температур – 106 градусов. Такого больше нигде нет. Возможно, поэтому народ здесь живет особый – морозоустойчивый и огнеупорный одновременно.
А еще – удивительно радушный и гостеприимный. В этом убедилась израильская делегация, побывавшая здесь по приглашению главы Республики Саха Айсена Николаева.
Айсен Николаев
Айсен Сергеевич, кстати, назначен исполнять эту должность недавно. До этого шесть лет руководил столичной мэрией. И, судя по тому, как выглядит сегодня Якутск, руководил умело.
К Израилю у Айсена Николаева особый сантимент. Во-первых, он выпускник физмата МГУ, который во все времена в шутку называли «филиалом Израиля», а во-вторых, как сообщил сам глава республики, якутов величают «евреями Севера» — за их смекалку, особый дар к коммерции и чувство юмора. Или, точнее, самоиронию, что опять же сближает.
Вообще, как считает Айсен Сергеевич, у Израиля и Якутии немало общего, хотя различий, конечно, еще больше. Республика Саха – крупнейший по территории субъект Российской Федерации. Кроме того, она самая большая административно-территориальная единица в мире.
По размеру своей территории Якутия превосходит, например, Аргентину, которая, между прочим, восьмое государство на планете по площади. При этом население самой республики даже меньше, чем в Израиле, – около одного миллиона человек.
В якутских недрах – вся таблица Менделеева, да еще кое-что вроде нефти, газа и алмазов (82% запасов всей России). Наверху тоже много чего есть, прежде всего лес, который еще и пушнина.
Тем не менее Якутия, подобно Израилю, берет курс на хай-тек. Казалось бы, для чего, ведь все и так есть? Но с «все и так» непросто. И недра обогащают не столько Якутию, сколько всю Россию. Самой республике (во что человеку со стороны очень непросто поверить) остается совсем чуть, так что приходится крутиться. И довольно быстро, что особо актуально в условиях вечной мерзлоты.
Израильская делегация в Якутске с Айсеном Николаевым
Возможно, хай-тек приглянулся жителям Якутии еще и потому, что неразрывно связан с технологическими теплицами. Когда за окном минус 60, уже само по себе это слово способно согреть. Если же серьезно, то хай-тек-зоны здесь быстро развиваются, кадры для них готовят на месте, да и достижения уже появились. Возможно, флешку или Viber там еще не изобрели, но ведь и в Израиле они появились не сразу.
Айсен Сергеевич рассказывает, что очень рассчитывает на контакты с израильскими компаниями. Во время относительно недавнего визита в Израиль он наладил кое-какие связи, которые в перспективе могут вырасти в значительные проекты.
Якутия к сотрудничеству с Израилем не только готова, но в нем заинтересована, обещая особые преференции потенциальным инвесторам.
Направлений для приложения деловой активности – не меньше, чем территория всей республики (а она, как уже было сказано, огромная): от сельского хозяйства, в котором израильтяне сильно продвинуты, до кинематографа, где уже Якутия сильно продвинулась в последние годы (несколько премий на престижных международных кинофорумах) и даже планирует строительство своего «якутского Голливуда». Сценаристы, режиссеры, новаторы и экспериментаторы от искусства – это уже к вам.
В дни, когда в Якутии находилась израильская делегация, в столице республики проходила международная форсайт-сессия, в ходе которой презентовались и оценивались перспективные проекты. Были там идеи из Израиля. Интересные идеи, как уточнила экспертная группа.
Если бы не отдаленность (только от Москвы лететь почти семь часов), то Якутия, безусловно, могла бы стать одним из мировых центров туризма и извлекать из этого немалые прибыли. То, что есть там, вряд ли увидишь где-то еще.
Якутия
Семь часов лета – от Израиля это почти Америка. И, будем реалистами, выбирая между Якутией и Америкой, большинство остановят выбор все-таки на последней. Маршрут, в отличие от Якутии, накатанный, знакомый и, главное, понятный. Тут тебе музей, тут Великий каньон и столь же великий шопинг.
Но большинство – не все. Те, кто ищет что-то необычное или, как сегодня модно говорить, эксклюзивное, могут уже сейчас начинать укладывать рюкзаки и заказывать билеты.
По части эксклюзива в Якутии все в порядке. Этого добра хоть на неделю, хоть на год хватит. Да еще останется.
Поэтому вопрос состоит не в том, ехать или не ехать, а в том – когда и насколько.
Вариантов, если помните, всего два: лето или зима. Сами местные жители утверждают: чтобы полюбить Якутию, лучше приезжать летом. Чтобы понять – зимой.
Учитывая, что путь к пониманию лежит через минус 60, для начала все-таки стоит попробовать полюбить. И делать это лучше всего с середины июня до середины августа. Когда и зелено, и тепло, и рыбалка не подледная.
Рыбалка, кстати, тут знаменитая – хоть в реках, хоть в озерах. Ну и конечно, в Лене – одной из самых протяженных и полноводных в мире. Да и охота знатная, но это уже все-таки зимой, чтобы и пострелять, и экзотику почувствовать. Очень на любителя, конечно, но почему бы и нет?
Если взять за основу, что 1000 километров в Якутии – это даже не крюк, а где-то за углом, следует принимать во внимание масштабы республики. Дороги здесь приличные, на машине поколесить – удовольствие, но нужен запас времени примерно из такого расчета: если в Израиле полстраны можно отмахать часа за три-четыре, то в Якутии – за столько же дней. Чтобы не гнать, конечно, а наслаждаться поездкой да останавливаться в наиболее красивых местах.
Уточним: не в каждом красивом месте, которое везде, а в наиболее красивых.
Тот, кто не располагает запасом времени, может остановиться в Якутске, в котором тоже есть что посмотреть, и совершать оттуда вылазки на природу — к совершенно потрясающим Ленским столбам, например, или еще ниже или выше по Лене.
Самый мудрый путешественник приедет в Якутск 20 июня, за день до начала летнего солнцестояния, когда проходит, пожалуй, один из самых необычных и захватывающих праздников на планете – Ысэх, или Ысыах, если по-якутски.
Вот такой город вырастает в дни праздника Ысыах
В переводе с якутского Ысыах означает «изобилие». О том, что именно символизирует собой этот праздник, есть с десяток вариантов, и каждый правильный, потому что смыслов у этого события предостаточно.
Это вам не день работника леса или оленовода, хотя при желании и эти смыслы можно уместить в Ысыах. А еще — русский день Ивана Купалы, кельтскую Литу, польские Субботки, корейский Суриналь – все, что связано с летним солнцестоянием.
Ысыах
Этот праздник ассоциируют и с Новым годом, что тоже справедливо, так как у древних скотоводческих народов было принято делить год на две половины, а сам Ысыах как раз и являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.
Есть такие, кто считает Ысыах праздником прихода тепла и возрождения природы. И они тоже правы. Так же как и те, для кого этот праздник связан с ожиданиями благополучия и обилия.
Несмотря на многообразие смыслов, у праздника есть четкий ритуал: обряды следуют один за другим в той самой последовательности, как это было и сто, и тысячу лет назад. При этом у Ысыаха нет зрителей – участвуют в нем все, даже если в какой-то момент и занимают места в огромном амфитеатре.
Начинается праздник с первыми лучами солнца и заканчивается на закате следующего дня. На это время место, где разворачиваются главные события, превращается в огромный ураса-город (ураса — тип старинного летнего жилища, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый древесной корой), куда заселяются не только целыми семьями, но и улусами, стойбищами.
Национальный головной убор
К празднику шьют национальные наряды. Каждый улус одет по-своему. А в целом – удивительный показ мод и аксессуаров, сработанных по лекалам бабушек и прабабушек.
Сам Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями тоже из берез. Согласно поверьям народа Саха, сэргэ символизирует Мировое древо и ось всей Вселенной.
Сама Вселенная – это девять ветвей священного дерева Аал Кудук Мас, источающих белую благодать. На праздники этот символ сопровождает участников всюду и в самых разных проявлениях. Так что благодать, можно сказать, источается беспрерывно.
Для тех же, кто желает усилить эффект, есть жертвенники и древа желания: сожги конский волосок, завяжи узелок из цветного лоскутка – и все сбудется. Такая вот якутская Стена плача.
Кстати, записки тоже есть. Лежат стопочкой в конце троп очищения. Вытянул листочек – и узнай свою судьбу. А если сомневаешься, помогут толковательницы: они уж точно знают смысл каждого слова.
Ысыах
Главный праздничный алтарь расположен в особом кругу — тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. На алтаре — посуда, наполненная кумысом. Те, кто называет Ысыах праздником кумыса, тоже правы. Потому что он один из главных атрибутов праздника.
Кумыс, как поясняют знатоки, — это тоже символ илгэ (не забыли о повсеместно источающейся белой благодати!), в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Согласно якутским поверьям, кумыс — земное воплощение небесного молочного озера, на берегах которого раскинулось жилище Юрюнг Айыы Тойона, одного из высших божеств — покровителей народа Саха.
В этом кумысном озере, например, омывается супруга божества Айыысыт. И если какие-то красавицы, желая подольше сохранить молодость, умываются кобыльим молоком, то вот оно почему!
Пить кумыс – это тоже таинство. Каждый глоток приобщает к высшим таинствам бытия, особенно если пить из чорона, сакрального сосуда.
Окропив кумысом огонь и землю, можно рассчитывать на неземные благословения: Верхнее Божество оценит и вознаградит. Причем кумыса много не потребует.
Ритуальная часть праздника завершается круговым танцем осуохай, который символизирует замкнутый жизненный круг. Двигаясь по ходу солнца, участники хоровода как бы совершают круговорот по времени и пространству.
После этого начинаются игрища. Состязания богатырей-боотуров («Игры Дыгына») и лучников, скачки на лошадях и одной ноге (кылыы), конкурсы сказителей – олонхосутов.
Несколько слов об олонхо – древнем героическом эпосе народа Саха, внесенном ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. Он занимает центральное место в якутском фольклоре. Олонхо называют как весь эпос, так и его отдельные части — песни длиной от 10 до 40 тысяч строк.
Самые длинные песни олонхо сказители — хранители народных преданий, передаваемых из уст в уста, — исполняли без перерыва семь дней и семь ночей. Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира.
Ысыах
Кульминация праздника — встреча солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода, якуты считали великим чудом. В древности Ысыах начинался с этого чудесного предзнаменования, но теперь этот обряд открывает второй праздничный день.
Считается, что лучи восходящего солнца в этот момент не только заряжают особой энергией и силой, но и очищают, освобождают от былых грехов, а жизнь начинается с чистого листа. Такой вот якутский Йом-Кипур, только без поста, а, наоборот, с обильными трапезами и весельем.
Любителей селфи и просто пощелкать затвором фотоаппарата ждет разочарование: снимать в Сокровищнице Республики Саха категорически запрещено. Более того, чтобы не возникало соблазнов, отберут и фототехнику, и мобильники. Все будет лежать в шкафчике на входе.
Пожирать золото-бриллианты дозволено лишь глазами. И это очень нелегкая нагрузка для глаз, особенно завидущих.
Экскурсия по хранилищу проходит в сопровождении научного сотрудника. Не гида, а именно научного сотрудника, потому что сокровищница – это не совсем музей. Цель экспозиции – только дать общее понимание, сколько же богатств таят в себе недра Якутии, где одних алмазных месторождений 47.
Алмазы до того момента, пока не превратятся в сияющие бриллианты, выглядят достаточно скромно. Если, конечно, минерал не потрясает своими размерами. Наиболее выдающиеся самородки выставлены отдельно, как кубки в спортклубах. Они имеют собственные имена и родословную. А вот цены, как правило, нет. Просто очень дорого, и все.
Отдельная часть экспозиции – резьба по бивню мамонта. Говорят, что якутские охотники в последнее время уходят на промысел именно за ними. Насколько это верно, сказать сложно. Но то, что один найденный бивень способен принести прибыли больше, чем куча шкурок, — несомненно.
В Якутии, между прочим, обнаружена значительная часть всех известных в мире уникальных находок мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, овцебыков, пещерных львов и прочих животных давно минувшей эпохи. Увидеть их можно в Музее мамонтов, который действует при Академии наук Республики Саха, – очень рекомендуется.
В сокровищнице также можно полюбоваться шедеврами якутских ювелиров. Обычно они используют серебро в качестве оправы к драгоценным и полудрагоценным камням, но в последнее время – золото и платину. Слитки этих металлов тоже хранятся в том же помещении. Много слитков. И не исключено, что при их виде не у одного посетителя возникали мысли, схожие с теми, которыми руководствовались герои фильма «Ограбление по-итальянски». Но то кино, а здесь жизнь. И бронированные двери с очень серьезными ребятами возле — тому подтверждение.
Попытаться понять Якутию даже в разгар лета можно в комплексе «Царство вечной мерзлоты», расположенном вблизи эколого-этнографического объекта «Чочур-Муран».
В царстве вечной мерзлоты
Создано «царство» на базе заброшенных шахт — при содействии Института мерзлотоведения (представьте, есть и такой). Температура в царстве всегда одинаковая – минус шесть. Но с учетом влажности ощущаются все минус пятнадцать.
На входе «летним» посетителям выдают ботинки и утепленные накидки, что нелишне. Холод, даже без ветра, пробирает до костей. Каски тоже обязательны.
Фотографировать разрешается всюду, хотя линза и запотевает от дыхания. Чтобы неспешно пройтись по всем залам, нужно минут 40. Но многие начинают ускоряться уже через первые четверть часа: холод побеждает красоту.
В царстве вечной мерзлоты
На входе посетителей встречает владыка холода Чысхаан. Дальше – залы очищения с лебедями – якутскими символами чистоты, покои Хозяина Севера, который, согласно преданиям, сотворяет людей и животных изо льда и оживляет своим дыханием. На его троне можно посидеть, если не боитесь примерзнуть.
Есть тут и ледяное ложе для молодоженов – двуспальная кровать из глыбы льда, покрытая шкурами. По прямому назначению она, судя по всему, не используется, но фантазии рождает. Да еще какие!
Особый зал занимает палеонтологическая экспозиция, где представлены кости мамонтов и саблезубых белок ледникового периода.
Чочур-Муран
После выхода из «ледникового периода» можно погулять по «Чочур-Мурану», где, кстати, подают великолепные согревающие настойки. Под соответствующую закуску, разумеется.
Река Лена – это еще одно достояние республики. Она и кормилица, и поилица, и услада. Просто посидеть на высоком берегу, угощаясь настоянным на травах чаем, уже по само по себе непередаваемое наслаждение. Тишина звенящая, лесной аромат пьянящий, течение воды завораживающее. Особенно на закате.
Чаепитие на Лене
Менее сентиментальные путешественники могут отправиться в сплав по реке, до Ленских столбов – это величайшее чудо природы, до которого добраться по воде можно только летом.
Ленские столбы напоминают каменный лес. Деревья-скалы высотой достигают 200-300 метров, а тянутся на протяжении 80 км.
Стандартный круиз по Лене с заходом к столбам продолжается трое суток – есть время и порыбачить, и поглазеть, и опрокинуть пару рюмок с друзьями. На моторке до столбов от Якутска – часа три. Столько же, разумеется, и обратно. Как ни крути – целый день.
Один из круизных теплоходов, отправляющийся к столбам, называется «Михаил Светлов», что вызывает мгновенные ассоциации с «Бриллиантовой рукой». А после посещения алмазной сокровищницы – и подавно.
Подробно рассказывать о Ленских столбах бессмысленно. Это просто надо видеть. Как и всю Якутию, разумеется.
Сумма ущерба составила 13 тыс рублей
Спрос на услуги клининга изучили аналитики Авито Услуг и Авито Работы
Пять новых библиотек открыли в пяти районах республики
За неделю провели более 300 занятий
Предполагают, что опора была повреждена тяжелой техникой
На выставке представлено 30 произведений художника, написанных в разные годы