В Нюрбе завершается XII республиканский театральный фестиваль «САТА-2023», который в этом году отмечает 30-летите и посвящен Году педагога и наставника в РФ и Году труда в Якутии. В течение пяти дней эксперты оценивали спектакли конкурсной программы. В жюри — выдающиеся театральные критики страны. Корреспондент ЯСИА поговорила с ними.
Чудо с 30-летней историей в маленьком якутском городе
Как отмечает известный театральный критик и председатель жюри фестиваля Глеб Ситковский, про Нюрбу он наслышан уже давно. По его мнению, театральный критик должен быть как Христофор Колумб — открывать новые театральные земли.
«Была амбициозная задача: поехать за тридевять земель и открыть там совсем новый театр, новые имена и спектакли. Я могу сказать, что тут это во многом сбылось», — рассказывает эксперт.
С якутским театром Ситковский уже знаком, он приезжал в Якутию в качестве эксперта «Золотой маски», смотрел спектакли Театра Олонхо и Мирнинского театра. Нюрбинский театр он также часто встречал на различных фестивалях, смотрел на видео их постановки, в том числе работы директора театра Юрия Макарова.
«Юрий Макаров для меня своего рода Дэвид Линч — такой своеобразный и не похожий ни на кого. И вот у него уже 30 лет существует фестиваль в городе с населением 10 тысяч человек. Мне кажется, что это чудо. Провести один-два фестиваля — это не чудо, а вот 30 лет удерживать его — это абсолютное чудо. И я очень рад, что наконец-то добрался сюда», — поделился критик.
Говоря о конкурсной программе, он отмечает, что фестиваль в этом году переживает переформатирование. Наряду с задачей дать дорогу молодым театралам одновременно проходят показы мастеров своего дела.
«На мой взгляд, сейчас такой переходный период. Я думаю, что в последующем фестиваль нащупает свой путь. Если говорить об именах и новых открытиях, то я с огромным удовольствием посмотрел спектакль Сергея Потапова «В чаще» в исполнении Театра КМНС. Для меня Сергей Потапов уже не молодой режиссер, а мэтр. Меня также заинтересовало и удивило, что здесь в Нюрбе в отрыве от большой земли появился променад-спектакль «Гроза» от Маргариты Васильевой. Может быть, он еще несовершенен, но сам факт того, что Нюрбинскому театру интересно об этом думать — это уже здорово. Я также открыл для себя Нерюнгринский театр кукол, который я никогда не видел вживую. В целом мне было интересно наблюдать за спектаклями фестиваля», — заключил собеседник агентства.
Мечта длиною в 30 лет
Театрального критика Жанну Зарецкую директор Нюрбинского театра Юрий Макаров обещал пригласить как только будет построено новое здание театра. И вот спустя столько лет это свершилось. Напомним, новое здание ввели в конце прошлого года.
«Юру мы все знаем давно и он один из наших кумиров. Это человек, который создал удивительный театральный язык и новую театральную реальность. Его спектакли — это портал в наше бессознательное: безграничный мир мифов, легенд и удивительных образов. И для меня это очень родной и близкий язык. Это сейчас на сцене может что угодно происходить, а он начал это делать буквально в эпоху социалистического реализма. Юра стал для меня очень важным театральным творцом. Мы с ним всегда встречались не в Нюрбе, он приезжал на фестивали со своими спектаклями», — рассказывает она.
Во время встреч с критиками Макаров всегда говорил о своей мечте: построить в Нюрбе новое здание театра. В этом и заключалась всегда сверхзадача фестиваля «САТА». И вот 30 лет спустя сбылась эта мечта.
«В последний раз мы виделись в Хабаровске, куда он привез спектакль «Палата №6» — очередное его чудо. И там он сказал, что вот точно приглашает нас. Я очень рада, что его мечта сбылась. Хочу, чтобы в этом доме все продолжалось, только с новыми возможностями и в больших масштабах», — добавила критик.
По ее мнению, фестиваль должен преследовать интересы молодых национальных театров Якутии под наставничеством мастеров. Организаторам также стоит задуматься о том, чтобы вернуть кинопрограмму, тем более в республике так развивается киноиндустрия.
«Молодые творцы, которых мы встретили на этом фестивале, совершенно по-другому понимают театральный язык. Они не связаны с реальностью, а создают, как в свое время Юра, свой мир, который не отражает реальность за окном, который живет по своим законам. Молодые еще хороши тем, что у них нет ограничений — они не знают, что надо отражать реальность и ставить ее в формах самой жизни. Ставить нужно так, как ты чувствуешь и видишь этот мир. Мне кажется, такое будущее может быть у фестиваля. Я очень рада, что здесь нахожусь: меня очень подпитывают люди, мне очень нравится местная труппа этого театра, которая готова на любые эксперименты, готова существовать в разных форматах — это молодые лица, которые любят и верят Юре», — добавила она.
Фестиваль в будущем должен целенаправленно набирать молодых людей, чтобы они экспериментировали, пробовали, ошибались.
«Но это не значит, что мы не хотим видеть опытных артистов, как Софья Баранова, например. Она личность мощная и выступает не только от лица персонажа, но и от собственного имени. Она доносит и актуализирует те идеи, которые сегодня обязательно должны быть актуализированы. Я хочу ее видеть на фестивале. Но мне кажется должна быть отдельная программа, а основная конкурсная программа должна состоять из молодых людей. А мы, критики, должны с фестиваля увозить новые театральные имена и говорить о них по всей стране. Вот такая функция должна быть. Я очень хочу вернуться сюда. Всегда хороши те фестивали, куда едешь за открытиями», — заключила Зарецкая.
Новый путь «САТА»
Театральный критик Оксана Кушляева уже во второй раз приезжает на фестиваль. До этого она принимала участие в работе «САТА-2018», который проходил в стенах старого деревянного здания.
«Сейчас это уже фестиваль переходного периода. Видно, что все пытаются перестроиться к новому зданию. Какие-то спектакли хорошо идут на новой сцене, а какие-то не очень хорошо поднастроились. Видно, что у театра в Нюрбе появились возможности проводить большой и серьезный фестиваль», — считает она.
Оксана Кушляева также поделилась впечатлениями о конкурсной программе фестиваля.
«Очень радостное впечатление от Нерюнгринского театра кукол. Нюрбинский театр также представил интересный эксперимент иммерсивного спектакля от режиссера Маргариты Васильевой. Я раньше видела ее работы, и видно, что человек растет, смотрит много и узнает новое. Есть что увезти с собой в чемодане театральных впечатлений. И на прошлом фестивале было много о чем подумать — я до сих пор вспоминаю спектакль Юрия Макарова «Марба». Интересно снова встретиться с актрисой Софьей Барановой, которая из года в год на фестиваль привозит свои моноработы. Каждый раз ждешь этой встречи с этим очень сильным автором, драматургом и актрисой», — отметила критик.
Кушляева подчеркнула, что на фестивале есть свои традиционные гости, которые приезжают из года в год.
«Чувствуется, что фестивалю нужно в новом здании себя пересобрать, придумать, про что он будет дальше, потому что новый дом — это новая жизнь. И я очень желаю этого фестивалю в будущем. Я бы еще раз с удовольствием приехала», — заключила критик.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: