Первый заместитель руководителя администрации главы и правительства республики Елена Кузнецова отвечает за реализацию проекта модернизации госуправления в Якутии. В интервью ЯСИА она дала ответ на ключевой вопрос: что это даст людям? А также сообщила о том, каким образом анализируется опыт удаленки, что ждет сокращаемых госслужащих и в целом — что уже сделано и что предстоит сделать для того, чтобы управленцы действовали осмысленно и эффективно, а не просто отрабатывали поручения.
— Елена Анатольевна, начнем с главного: что получит население от модернизации государственного управления? Какая от этого проекта польза людям?
— Ключевой ответ — зачем это нужно всем нам — достаточно прост: уровень жизни населения напрямую зависит от качества управления. Те программы, которые принимаются в стране, республике, стратегические указы главы, которые он принимал в течение двух лет, на самом деле несут очень понятные, полезные для населения цели. Вопрос состоит в том, как эти цели достигаются?
Задача проекта — модернизировать систему, то, как именно обозначенные цели воплощаются в жизнь.
Период пандемии показал, что система госуслуг уже существенно изменилась.
Далее — качество предоставляемых государственных услуг. Период пандемии показал, что система госуслуг уже существенно изменилась. В текущем году были внедрены новые цифровые модели предоставления услуг — проактивные. Более четырех тысяч граждан, достигших 70-летнего возраста, автоматически получили дополнительные социальные выплаты, около 60 тысяч граждан также автоматически получили выплаты в честь 75-летия Победы, выпускникам школ и гражданам старше 65 лет, соблюдавшие режим самоизоляции, были предоставлены выплаты без предоставления традиционного заявления.
Конечно, количество подобных услуг благодаря данному проекту будут расширяться, уровень и качество коммуникации жителей с государством значительно упростится.
— В чем суть проекта модернизации госуправления?
— На самом деле, необходимость преобразования в самой системе государственного управления возникла не сегодня, об этом говорят давно — если не будет соответствующей модернизации, то власть не сможет реализовать с должным качеством национальные проекты, цели и вызовы, которые стоят перед нашей страной.
Прежде всего, это исходит из того, что у нас на текущий момент сама система строится на основе порученческого подхода. У нас огромное количество поручений, которые генерируют еще дополнительные. За каждым из них установлено порядка пяти-шести уровней контроля, соответственно, госслужащие огромное количество времени тратят на то, чтобы формально писать отчет. При этом, мы не обращаем должное внимание, какой действительный эффект получает страна, республика, население от такой деятельности.
Поэтому проект главы республики, который был запущен летом текущего года, как раз об этом — чтобы преобразовать систему, прежде всего, за счет перевода массы информации в цифру, и не только.
— Каким образом реализуется проект?
— В рамках проекта у нас четыре объекта преобразований, четыре блока работы. Первый — государственные гражданские служащие, потому что от их мотивов, смысла деятельности, вовлеченности в процесс зависит, как работает власть. Если работа организована по инициативе, желанию помочь, действительно сделать что-либо лучше, а не по поручению, то получается более качественный результат. Не секрет, что иногда на обращения граждан идет много отписок. Нам при преобразованиях нужно серьезное внимание уделять именно вовлеченности госслужащих в процесс, чтобы это были не отписки, а реальные решения проблем жителей.
В каждом органе исполнительной власти вся деятельность состоит из процессов
Второй блок — процессы. В каждом органе исполнительной власти вся деятельность состоит из процессов. Я всегда обращаю внимание, что суть этого проекта — не сделать оптимизацию ради «оптимизации», то есть просто сократить чиновников. Подход в том, что мы меняем сами процессы, происходящие внутри.
Первый пилотный проект в министерстве имущества показал, что при изменении самих процессов внутри можно спокойно сократить 30 процентов всех временных затрат, при этом качество не пострадает. Мы обнаружили это, когда «выкинули» все ненужное, лишнее, которое накопилось в системе за десятки лет. Соответственно оптимизация численности министерства будет исходить из этого анализа. То есть речь не идет о том, чтобы просто сократить механически 35 человек. Нет, дело в том, что мы понимаем, что можем сократить такое количество, потому что проанализировали весь процесс и увидели, что излишние согласования и действия создают именно такое количество штатных единиц.
Третий блок — данные. Здесь как раз речь идет о том, что для принятия решений, к примеру, о том где построить какой-либо социальный объект, заключить соглашение, оформить госзакупку, нам нужно проанализировать данные — сведения о территориях, объектах недвижимости, финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В рамках проекта у нас задача — эти данные верифицировать, собрать в единую базу для того, чтобы на их основе в цифровом виде принимать решения.
Четвертый блок — взаимодействие с населением. Здесь речь идет о преобразованиях оказания госуслуг и раскрытия информации о деятельности государства. Понятно, что государство само себя перестраивать не всегда умеет, поэтому, здесь крайне важно участие общественности, которое добавляет большую ценность действиям государства. Анализ Всемирного банка показал, что в странах с высоким уровнем общественного участия наблюдается один из самых высоких уровней удовлетворенности граждан жизнью. По данному блоку мы активно будем развивать сервис One-Click Yakutia, в этом году платформа была запущена и наращивает сервисы внутри себя. Кроме того, серьезная трансформация производится в области госуслуг.
— Что уже сделано с момента, когда глава подписал указ о задачах модернизации государственного управления в Якутии?
— На сегодняшний день конкретные решения приняты по нашему первому пилотному проекту в министерстве имущественных и земельных отношений. Преобразования происходят сейчас в рамках внутреннего плана министерства: на 35 государственных гражданских служащих сократится министерство, преобразовываются процессы, и главное — начали работу над автоматизацией обновленных процессов. Это то о чем я говорила, когда нет временных затрат на перемещение бумажных документов, когда нет необходимости проводить внутренние согласования внутри ведомства, все это происходит в автоматическом режиме.
Будем развивать проведение прямых эфиров для граждан, когда руководители министерств могут отвечать на вопросы населения
Далее мы 51 сотруднику в наших шести пилотных ведомствах предоставили право электронной цифровой подписи на уровне специалистов. Это позволило нам высвободить порядка двух месяцев работы в год у руководителей ведомств. Соответственно, данное время они могут потратить на коммуникации с населением, что мы будем делать на платформе One Click Yakutia. Будем развивать проведение прямых эфиров для граждан, когда руководители министерств могут отвечать на вопросы населения.
— Во время пандемии многие организации перешли на удаленный режим работы. Как он повлиял на реализацию проекта и какие выводы были сделаны?
— Действительно, по итогам анализа у нас порядка 50 процентов государственных гражданских служащих находились на удаленном формате работы, за исключением социальных министерств и учреждений. Удаленка негативно не повлияла, поэтому выводы мы из этого делаем.
Что касается госслужащих, для внедрения такого формата работы на постоянной основе требуются изменения в федеральном законодательстве. Хотя такие идеи почти два года на федеральном уровне обсуждаются, но не было нормативного решения. Думаю, что по итогам анализа по всей стране в законодательство могут быть внесены такие поправки, и наверное, такая возможность придет.
Что касается учреждений, то мы собираем перечень учреждений, в которых мы в рамках пилотного проекта будем вводить на постоянной основе удаленный и смешанный формат работы. Под смешанным имею ввиду создание общей зоны для проведения совещаний, которым могут пользоваться сотрудники, работающие на постоянной основе удаленно.
— В 2020 году запланировано сокращение 10 процентов госслужащих — они уже произошли?
— У нас по указу стоит задача сокращения государственных гражданских служащих на 30 процентов до 2022 года включительно. В численном выражении, в соответствии с рекомендациями, мы должны сократить порядка 650 госслужащих, на текущий момент у нас принято решение в отношении одного министерства. До 15 ноября будут представлены конкретные предложения еще по шести ведомствам, в том числе это и администрация главы и правительства, потому что данная работа ведется под ее кураторством, а любую трансформацию нужно начинать с себя.
— А тем, кто попал в эти цифры, будет предложена другая работа, чтобы они не оказались на улице?
— Да, это очень важный момент, на который мы обращаем большое внимание. С ноября будет действовать штаб по работе с программой оптимизации госслужащих. Здесь, конечно, предусмотрена достаточно широкая программа в рамках деятельности — обучение высвобождаемых сотрудников, карьерные траектории развития, будет произведен анализ рынка труда, сформирована для этих сотрудников база вакансий, в том числе, в районах. Психологическая поддержка и помощь в трудоустройстве будет оказана с нашей стороны, ведь у государства одна из основных задач — сокращение уровня безработицы.
— Опыт каких регионов в модернизации госуправления является передовым, есть ли на кого равняться?
— Насчет передовиков говорить достаточно сложно, ведь каждый регион идет своим путем. Административные реформы в стране идут достаточно давно, попытки модернизации наблюдаются с 90-х годов. Достаточно успешно была введена административная реформа 2003 года в отношении государственных услуг. Это действительно видим по всей стране, буквально за последние 10 лет произошли существенные изменения.
То, что касается непосредственно системы, то здесь есть ряд регионов, которые активно внедряют бережливое производство. Наша программа модернизации тоже серьезно сконцентрирована на применении бережливых технологий, на поиски смыслов деятельности госсистемы, уходе от отчетности к результативности. Если говорить про бережливые технологии, то в Белгородской области активно применяют ее.
Но апробированный в рамках одного министерства и тиражируемый сейчас на другие ведомства опыт — это некий уникальный путь, который республика избрала для себя.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: