Елена Кузнецова: Модернизация нужна, чтобы на госслужбе остались нацеленные на результат служащие

Поделиться новостью:

Первый заместитель руководителя администрации главы и правительства республики Елена Кузнецова в беседе с ЯСИА рассказала о внедрении модернизации государственного управления в Якутии. Соответствующий указ глава республики Айсен Николаев подписал сегодня, 18 июня. По словам собеседника агентства, указ нацелен на кардинальное повышение эффективности госаппарата.


Айсен Николаев подписал указ о задачах по модернизации государственного управления до 2024 года

— Елена Анатольевна, какие ключевые показатели будут достигнуты в результате модернизации сферы государственного управления в Якутии?

— В первую очередь, на треть будет сокращено количество государственных служащих в течение трех лет. Речь не идет о механическом сокращении – наша стратегия включает одновременное повышение качества работы госслужащих.

При этом стратегическое планирование и мониторинг будут переведены в цифровой формат. Это позволит сконцентрироваться на приоритетах, обеспечить реальное достижение заявленных планов и внедренных проектов. Не секрет, что мы много времени сейчас тратим на отчетность по выполнению в срок мелких поручений, ненужных писем и сиюминутных задач. В это же время глобальные задачи – когда время останется, стратегические — их ведь не сегодня нужно выполнить, а где-то через год, вот потом и подумаем. В результате многие стратегические документы и проекты, которые действительно могут улучшить жизнь людей, повысить качество жизни, не получают реализации – это же профанация.

Новым мерилом станут не цифры, а то, как меняется жизнь каждого жителя Якутии. Здесь нам на помощь приходят «большие данные» и технологии. Проект нацелен на максимальное сокращение разницы между ожиданиями и реальностью. Решения должны реализовываться, а проекты достигать заявленных целей, иначе быть не может — у нас нет ни времени, ни ресурсов на распыление.

Перевод в цифровой формат стратегического блока в рамках проекта предполагается на площадке и ресурсами Центра управления регионом, который создается у нас в республике, равно как и во всех регионах страны, по поручению президента России Владимира Путина.

— Как будут перестраиваться процессы в системе госуправления?

— Стратегическая лаборатория «Госуправление 4.0» под управлением бывшего председателя правительства Якутии Владимира Солодова в прошлом году апробировала разработанную методику перестройки процессов в Минимуществе Якутии, где 86% всей деятельности составляют рутинные процессы. Согласно новой модели процессов, временные затраты уменьшились на 30%, оптимизировано 42,33% действий и 45,97% документов. Количество потраченного времени руководств структурных подразделений сокращено на 39,47%, руководств министерств – на 48,4%, а услуги практически все можно перевести в цифру. Именно данными цифрами и обусловлены подходы к оптимизации чиновников.

Хочу подчеркнуть, что проект предусматривает перестройку на качественном уровне коммуникаций служащих с обществом. Доступность, понятность и полнота информации – безусловный приоритет, потому как государство должно быть понятным для людей. Порой и я сама, читая проекты решений, не понимаю, о чем они, хотя имею юридическое образование и опыт работы на службе. В рамках мероприятий проекта будут разработаны стандарты, которые позволят документы для людей и о людях переводить на человеческий язык.

— Вы сказали, что качество работы чиновников возрастет. Как будет оцениваться их эффективность?

— Во-первых, решение главы предусматривает переход к оценке результативности деятельности системы госуправления, не только органов в целом, но и каждого служащего через оценку изменения уровня и качества жизни людей. Во-вторых, поэтапное внедрение компетентностного подхода. Ключевым условием занятия определенной должности в системе будет соответствующий роли служащего и его функциям набор компетенций. Некоторые модели компетенций уже разработаны и верифицированы в рамках работы с проектными командами ведомств и в ходе пилотного проекта в Минимуществе Якутии, и мы готовы их применять уже сегодня. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, останутся честные, гибкие, ориентированные на служение людям и нацеленные на результат чиновники. Только такие смогут показывать результат в модернизированной системе.

— Будет ли продолжена цифровизация госуслуг?

— В отношении государственных и муниципальных услуг нам удалось достигнуть значительных результатов. В рамках создания многофункционального центра предоставления услуг, который я возглавляла, нами было потрачено масса сил и ресурсов на изменение ситуации. Мы первыми в стране внедрили комплексные услуги, когда за одно посещение можно получить 10, а то и 15 услуг. По стране этот подход только внедряется. Нам практически удалось совершить революцию и получение услуг стало простым и обыденным. Но сейчас этого уже недостаточно. Да, мы совершили прорыв, но надо двигаться дальше. Мы должны дать возможность людям не просто получать услуги, хоть и комплексно, а решать их проблемы в цифре.

Период пандемии наглядно показал, что хорошие показатели по доле государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а их сейчас у нас оказывается более 150 видов — это далеко не предел и есть к чему стремится. При сравнительно большом количестве услуг в электронной форме, фактически доля услуг, оформляемых в республике в электронном виде, составляет всего 6,1%.  Поэтому в фокусе внимания проекта именно этот показатель. Мы видим, что в период введенных ограничений люди испытывают огромные неудобства. Получить справку о размере пенсии или СНИЛС стало практически невозможно, а после непродолжительного перерыва в работе центра «Мои документы» талоны на получение услуг стали на вес золота. Именно поэтому работа по упрощению процедур получения услуг и переводу их в цифру является сквозной по всем блокам. Главное, чтобы жители республики могли без всяких препятствий и волокиты решать свои жизненные вопросы, связанные с госуслугами.

Масштабная модернизация госуправления запустила перестройку системы на эффективное реагирование

— Поэтому именно сейчас важна модернизация госуправления в республике?

— Вопрос о том, что система государственного управления отстает от запросов времени по качеству, обсуждается давно. Дискуссии ведутся, в том числе и в самой системе управления, в особенности у нас в республике, которую возглавляет такой современный и динамичный лидер, как Айсен Николаев. Последние события в мире заставили нас очень быстро организовать полив засыхающего дерева бюрократии, пилить устаревшие ветви, чтобы дать возможность расти новым побегам. Настало время переходить от обсуждений к конкретным действиям: концентрироваться исключительно на приоритетах, максимально использовать имеющиеся технологии и начать эффективно распределять и расходовать ресурсы, прежде всего, человеческие. На самом деле, в рамках работы оперативных штабов за последние несколько месяцев многое удалось очень быстро перестроить, а значит, есть хороший задел и надежда, что мы сможем динамично развиваться.

Справка: Елена Кузнецова была назначена первым замруководителя администрации главы и правительства Якутии в апреле 2020 года, где отвечает за программу модернизации госуправления и является куратором Центра управления регионом (ЦУР), который создается во всех регионах для оценки, анализа и прогнозирования ситуации, стратегического, текущего и оперативного планирования. Ранее занимала должности руководителя ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС(Я)», заместителя главы Якутска по экономике и финансам, заместителя министра имущественных и земельных отношений республики.

Другие наши материалы:

Центр спортивной подготовки «Триумф» закрыт до 1 ноября

Указ главы Якутии: Разрешается работа домов культуры, бань и проведение спортивных мероприятий с соблюдением санитарных норм

Указом главы Якутии Айсена Николаева от 14 января 2021 года в Якутии могут проводиться официальные спортивные мероприятия, включенные в Единый...

Елена Кузнецова: Модернизация нужна, чтобы на госслужбе остались нацеленные на результат служащие

Первый заместитель руководителя администрации главы и правительства республики Елена Кузнецова в беседе с ЯСИА рассказала о внедрении модернизации государственного управления в Якутии. Соответствующий указ глава республики Айсен Николаев подписал сегодня, 18 июня. По словам собеседника агентства, указ нацелен на кардинальное повышение эффективности госаппарата.


Айсен Николаев подписал указ о задачах по модернизации государственного управления до 2024 года

— Елена Анатольевна, какие ключевые показатели будут достигнуты в результате модернизации сферы государственного управления в Якутии?

— В первую очередь, на треть будет сокращено количество государственных служащих в течение трех лет. Речь не идет о механическом сокращении – наша стратегия включает одновременное повышение качества работы госслужащих.

При этом стратегическое планирование и мониторинг будут переведены в цифровой формат. Это позволит сконцентрироваться на приоритетах, обеспечить реальное достижение заявленных планов и внедренных проектов. Не секрет, что мы много времени сейчас тратим на отчетность по выполнению в срок мелких поручений, ненужных писем и сиюминутных задач. В это же время глобальные задачи – когда время останется, стратегические — их ведь не сегодня нужно выполнить, а где-то через год, вот потом и подумаем. В результате многие стратегические документы и проекты, которые действительно могут улучшить жизнь людей, повысить качество жизни, не получают реализации – это же профанация.

Новым мерилом станут не цифры, а то, как меняется жизнь каждого жителя Якутии. Здесь нам на помощь приходят «большие данные» и технологии. Проект нацелен на максимальное сокращение разницы между ожиданиями и реальностью. Решения должны реализовываться, а проекты достигать заявленных целей, иначе быть не может — у нас нет ни времени, ни ресурсов на распыление.

Перевод в цифровой формат стратегического блока в рамках проекта предполагается на площадке и ресурсами Центра управления регионом, который создается у нас в республике, равно как и во всех регионах страны, по поручению президента России Владимира Путина.

— Как будут перестраиваться процессы в системе госуправления?

— Стратегическая лаборатория «Госуправление 4.0» под управлением бывшего председателя правительства Якутии Владимира Солодова в прошлом году апробировала разработанную методику перестройки процессов в Минимуществе Якутии, где 86% всей деятельности составляют рутинные процессы. Согласно новой модели процессов, временные затраты уменьшились на 30%, оптимизировано 42,33% действий и 45,97% документов. Количество потраченного времени руководств структурных подразделений сокращено на 39,47%, руководств министерств – на 48,4%, а услуги практически все можно перевести в цифру. Именно данными цифрами и обусловлены подходы к оптимизации чиновников.

Хочу подчеркнуть, что проект предусматривает перестройку на качественном уровне коммуникаций служащих с обществом. Доступность, понятность и полнота информации – безусловный приоритет, потому как государство должно быть понятным для людей. Порой и я сама, читая проекты решений, не понимаю, о чем они, хотя имею юридическое образование и опыт работы на службе. В рамках мероприятий проекта будут разработаны стандарты, которые позволят документы для людей и о людях переводить на человеческий язык.

— Вы сказали, что качество работы чиновников возрастет. Как будет оцениваться их эффективность?

— Во-первых, решение главы предусматривает переход к оценке результативности деятельности системы госуправления, не только органов в целом, но и каждого служащего через оценку изменения уровня и качества жизни людей. Во-вторых, поэтапное внедрение компетентностного подхода. Ключевым условием занятия определенной должности в системе будет соответствующий роли служащего и его функциям набор компетенций. Некоторые модели компетенций уже разработаны и верифицированы в рамках работы с проектными командами ведомств и в ходе пилотного проекта в Минимуществе Якутии, и мы готовы их применять уже сегодня. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, останутся честные, гибкие, ориентированные на служение людям и нацеленные на результат чиновники. Только такие смогут показывать результат в модернизированной системе.

— Будет ли продолжена цифровизация госуслуг?

— В отношении государственных и муниципальных услуг нам удалось достигнуть значительных результатов. В рамках создания многофункционального центра предоставления услуг, который я возглавляла, нами было потрачено масса сил и ресурсов на изменение ситуации. Мы первыми в стране внедрили комплексные услуги, когда за одно посещение можно получить 10, а то и 15 услуг. По стране этот подход только внедряется. Нам практически удалось совершить революцию и получение услуг стало простым и обыденным. Но сейчас этого уже недостаточно. Да, мы совершили прорыв, но надо двигаться дальше. Мы должны дать возможность людям не просто получать услуги, хоть и комплексно, а решать их проблемы в цифре.

Период пандемии наглядно показал, что хорошие показатели по доле государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а их сейчас у нас оказывается более 150 видов — это далеко не предел и есть к чему стремится. При сравнительно большом количестве услуг в электронной форме, фактически доля услуг, оформляемых в республике в электронном виде, составляет всего 6,1%.  Поэтому в фокусе внимания проекта именно этот показатель. Мы видим, что в период введенных ограничений люди испытывают огромные неудобства. Получить справку о размере пенсии или СНИЛС стало практически невозможно, а после непродолжительного перерыва в работе центра «Мои документы» талоны на получение услуг стали на вес золота. Именно поэтому работа по упрощению процедур получения услуг и переводу их в цифру является сквозной по всем блокам. Главное, чтобы жители республики могли без всяких препятствий и волокиты решать свои жизненные вопросы, связанные с госуслугами.

Масштабная модернизация госуправления запустила перестройку системы на эффективное реагирование

— Поэтому именно сейчас важна модернизация госуправления в республике?

— Вопрос о том, что система государственного управления отстает от запросов времени по качеству, обсуждается давно. Дискуссии ведутся, в том числе и в самой системе управления, в особенности у нас в республике, которую возглавляет такой современный и динамичный лидер, как Айсен Николаев. Последние события в мире заставили нас очень быстро организовать полив засыхающего дерева бюрократии, пилить устаревшие ветви, чтобы дать возможность расти новым побегам. Настало время переходить от обсуждений к конкретным действиям: концентрироваться исключительно на приоритетах, максимально использовать имеющиеся технологии и начать эффективно распределять и расходовать ресурсы, прежде всего, человеческие. На самом деле, в рамках работы оперативных штабов за последние несколько месяцев многое удалось очень быстро перестроить, а значит, есть хороший задел и надежда, что мы сможем динамично развиваться.

Справка: Елена Кузнецова была назначена первым замруководителя администрации главы и правительства Якутии в апреле 2020 года, где отвечает за программу модернизации госуправления и является куратором Центра управления регионом (ЦУР), который создается во всех регионах для оценки, анализа и прогнозирования ситуации, стратегического, текущего и оперативного планирования. Ранее занимала должности руководителя ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС(Я)», заместителя главы Якутска по экономике и финансам, заместителя министра имущественных и земельных отношений республики.

Другие наши материалы: