Эксперты рассказали о современных инструментах профориентации школьников Якутии

Поделиться новостью:

Центр опережающей профессиональной подготовки Якутия сегодня проводит профориентационное онлайн-мероприятие «День профессий будущего» для школьников, родителей и педагогов. Уже прошел мастер-класс, на котором рассказали о современных инструментах профориентации, передает ЯСИА.

Как сообщила руководитель отдела профориентации и карьеры ЦОПП Валентина Лукина, профориентация школьников должна измениться, и для этого есть множество разных причин, основными из которых являются неопределенность будущего, междисциплинарность специальностей, разнообразие карьерных возможностей, изменение возрастных социально-психологических особенностей, а также избыточность информации.  

«Главная тенденция современности — это то, что будущее у нас не определено. Сейчас ни один эксперт не может сказать, что же нас ждет завтра. Если вы читаете прогнозы и экспертные заключения, то заметите, что  некоторые говорят о развитии IT-технологий, а другие прогнозируют развитие гуманитарных специальностей. Кроме того, сегодня очень много разных интересных направлений, которые появляются на стыке разных специальностей. Например, есть как медицинская физика, так и медицинская химия. Качество жизни стало лучше, соответственно, мы можем выбирать очень много разных профессий», — подчеркнула специалист.

Для помощи школьникам в выборе будущих профессий используются различные методики. В докладе Валентина Лукина остановилась на четырех методах профориентации, которые чаще всего используются на практике: информирование, диагностика, морально-эмоциональная поддержка и карьерное консультирование. 

«В методе информировании имеется весьма полезный инструмент, которым многие учителя не пользуются, он называется «профессиограмма». Это документ, содержащий описание определенной профессии, в котором также имеется подробное описание компетенций, то есть какими навыками должен обладать человек для того, чтобы работать в указанной профессии, а также информация об условиях труда, медицинских противопоказаниях и о том, как же получить выбранную профессию», — сказала она. 

Найти данную услугу можно на таких сайтах как trudvsem.ru и профессиональная траектория.

Что касается метода диагностики, то, по словам Лукиной, многие учителя и педагоги сегодня используют опросники, которые были разработаны более 25-30 лет назад, но сегодня они не отвечают реалиям. Поэтому школьникам иногда бывает сложно сориентироваться в них. Как показывает исследование центра, из 78% выпускников, которые проходят тестирование, только 12% признают, что тест им помог. Главные причины этого — устаревшие тесты, отсутствие обратной связи и использование тестов как единственный инструмент.

«Сегодня мы нашли три надежных диагностических комплекса, которые могут помочь в профориентации ребенка: Центр гуманитарных технологий, «Digital human» и «Magellano Университет». В этих тестовых методиках весьма подробно можно выявить интересы, склонности и способности ребенка. Но единственный минус в том, что данные ресурсы являются платными», — сказала она. 

Третьим видом инструментов профориентации является морально-эмоциональная поддержка. Как объяснила Лукина, профессиональное самоопределение строится на основе личностного, и не всегда подростки внутренне готовы, чтобы сделать серьезный выбор. Поэтому для этого создаются специальные тренинги общения, где ребята собираются и между собой обмениваются мнениями, обсуждают возникшие вопросы, а наставник морально их поддерживает. 

Последний метод профориентации — карьерное консультирование. Оно направлено на поддержку подростка в его самоопределении. Метод состоит из трех пунктов: построение «цепочки» основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента и использование различных схем альтернативного выбора. «Очень важно, чтобы ребенок решал проблемы самостоятельно, консультант в данном методе лишь оказывает определенную поддержку», — подчеркнула специалист

Отметим, что республиканское профориентационное мероприятие «День профессий будущего» проходит онлайн до 18.00. Присоединиться можно по ссылке здесь

 

Другие наши материалы:

Школьники Якутии осваивают профессию «Цифровой куратор» в рамках проекта «Первая профессия»

Освоить профессию ещё до окончания школы и попробовать применить свои знания на практике предлагает школьникам Центр опережающей профессиональной подготовки Якутии.  23 ноября состоялось первое занятие на...

Эксперты рассказали о современных инструментах профориентации школьников Якутии

Центр опережающей профессиональной подготовки Якутия сегодня проводит профориентационное онлайн-мероприятие «День профессий будущего» для школьников, родителей и педагогов. Уже прошел мастер-класс, на котором рассказали о современных инструментах профориентации, передает ЯСИА.

Как сообщила руководитель отдела профориентации и карьеры ЦОПП Валентина Лукина, профориентация школьников должна измениться, и для этого есть множество разных причин, основными из которых являются неопределенность будущего, междисциплинарность специальностей, разнообразие карьерных возможностей, изменение возрастных социально-психологических особенностей, а также избыточность информации.  

«Главная тенденция современности — это то, что будущее у нас не определено. Сейчас ни один эксперт не может сказать, что же нас ждет завтра. Если вы читаете прогнозы и экспертные заключения, то заметите, что  некоторые говорят о развитии IT-технологий, а другие прогнозируют развитие гуманитарных специальностей. Кроме того, сегодня очень много разных интересных направлений, которые появляются на стыке разных специальностей. Например, есть как медицинская физика, так и медицинская химия. Качество жизни стало лучше, соответственно, мы можем выбирать очень много разных профессий», — подчеркнула специалист.

Для помощи школьникам в выборе будущих профессий используются различные методики. В докладе Валентина Лукина остановилась на четырех методах профориентации, которые чаще всего используются на практике: информирование, диагностика, морально-эмоциональная поддержка и карьерное консультирование. 

«В методе информировании имеется весьма полезный инструмент, которым многие учителя не пользуются, он называется «профессиограмма». Это документ, содержащий описание определенной профессии, в котором также имеется подробное описание компетенций, то есть какими навыками должен обладать человек для того, чтобы работать в указанной профессии, а также информация об условиях труда, медицинских противопоказаниях и о том, как же получить выбранную профессию», — сказала она. 

Найти данную услугу можно на таких сайтах как trudvsem.ru и профессиональная траектория.

Что касается метода диагностики, то, по словам Лукиной, многие учителя и педагоги сегодня используют опросники, которые были разработаны более 25-30 лет назад, но сегодня они не отвечают реалиям. Поэтому школьникам иногда бывает сложно сориентироваться в них. Как показывает исследование центра, из 78% выпускников, которые проходят тестирование, только 12% признают, что тест им помог. Главные причины этого — устаревшие тесты, отсутствие обратной связи и использование тестов как единственный инструмент.

«Сегодня мы нашли три надежных диагностических комплекса, которые могут помочь в профориентации ребенка: Центр гуманитарных технологий, «Digital human» и «Magellano Университет». В этих тестовых методиках весьма подробно можно выявить интересы, склонности и способности ребенка. Но единственный минус в том, что данные ресурсы являются платными», — сказала она. 

Третьим видом инструментов профориентации является морально-эмоциональная поддержка. Как объяснила Лукина, профессиональное самоопределение строится на основе личностного, и не всегда подростки внутренне готовы, чтобы сделать серьезный выбор. Поэтому для этого создаются специальные тренинги общения, где ребята собираются и между собой обмениваются мнениями, обсуждают возникшие вопросы, а наставник морально их поддерживает. 

Последний метод профориентации — карьерное консультирование. Оно направлено на поддержку подростка в его самоопределении. Метод состоит из трех пунктов: построение «цепочки» основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента и использование различных схем альтернативного выбора. «Очень важно, чтобы ребенок решал проблемы самостоятельно, консультант в данном методе лишь оказывает определенную поддержку», — подчеркнула специалист

Отметим, что республиканское профориентационное мероприятие «День профессий будущего» проходит онлайн до 18.00. Присоединиться можно по ссылке здесь

 

Другие наши материалы:

Московское бюро Асадова разрабатывает мастер-план арктического поселка Оленек

Московское бюро Асадова разрабатывает мастер-план арктического поселка Оленек

Ведущей архитектурной компанией России – Московским архитектурным бюро Асадова ведется разработка мастер-плана поселка Оленек. На днях прошли общественные слушания проекта...