Стратегия развития Арктической зоны РФ (АЗРФ) и обеспечения национальной безопасности до 2035 года предусматривает создание транспортной инфраструктуры для развития арктических районов Якутии, что позволит реализовать масштабные промышленные и социальные проекты. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты и власти республики.
Президент России Владимир Путин в понедельник утвердил Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В документе определен комплекс мер для достижения основных задач социального развития АЗРФ. Часть из них направлена на развитие первичного звена здравоохранения, включая оснащение оборудованием, обеспечение медицинских организаций авто- и авиатранспортом, совершенствование механизмов государственного финансирования предоставления медицинской помощи и другие.
«Конечно, мы плотно работали с Минвостокразвития — федеральная стратегия синхронизирована с нашим региональным документом, где все эти проекты предусмотрены. Это более 20 глобальных инвестиционных проектов, конечная цель которых — повышение качества жизни людей в Арктике«, — сказал глава Якутии Айсен Николаев.
Власти региона планируют до 2035 года реализовать первоочередные мероприятия по развитию и освоению минерально-сырьевой базы и удовлетворению существующего и перспективного спроса на транспортные, энергетические услуги. «Промышленное освоение предполагается в районах, расположенных в бассейнах рек Анабар и Яна. В Оленекском районе будет обеспечен выход на проектную мощность Верхнемунского алмазодобывающего предприятия объемом 3 млн тонн руды в год и обеспеченностью запасами до 2041 года«, — добавил глава региона.
В частности, как отметил Николаев, к 2022 году начнется разработка крупнейшего в мире Томторского месторождения редкоземельных элементов, прогнозные ресурсы которого составляют 154 млн тонн руды с высоким содержанием ниобия, тербия, иттрия и скандия. В Яно-Индигирских, Колымских районах возобновится добыча россыпного золота. Основными центрами добычи ископаемого мамонтового бивня будут Усть-Янский, Аллаиховский, Булунский, Абыйский и Нижнеколымский районы.
Реализация таких крупных проектов предполагает решение проблем транспортной изолированности северной части Якутии. «В этой стратегии большое внимание уделено развитию транспортной инфраструктуры, без которой невозможно развитие Арктики. В свое время Канада начала освоение Севера со строительства дорог. Наша стратегия предусматривает строительство дорог, развитие авиации, водного транспорта. Очень важный проект — развитие морского проекта Тикси. Это позволит Якутии войти в состав морских регионов страны», — считает доцент кафедры госуправления и публичной политики института общественных наук РАНХиГС, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников.
Особое внимание в документе уделено развитию Булунского района, одного из самых крупных в Якутии, который включает в себя семь муниципальных образований, пять из которых являются национальными и входят в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. «В рамках документа поселок Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия) фигурирует несколько раз. Учитывая, что это документ федерального уровня, для нас очень важно такое внимание к поселку и району. Это большая ответственность и, конечно, новая стадия развития. Особенно отмечены в документе развитие логистики, создание новых рабочих мест, реконструкция морского порта Тикси», — отметил глава района Игорь Кудряшов.
Документ является ориентиром к устойчивому развитию северных территорий, считает председатель постоянного комитета государственного собрания (парламента) Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева.
«Осенью главой Якутии Айсеном Николаевым утверждена стратегия развития Арктической зоны Якутии. И теперь с утверждением федерального документа поставлены конкретные цели и задачи развития Арктики. В частности, ожидаемая продолжительность жизни в Арктической зоне к 2035 году составит 82 года, уровень безработицы к этому году должен сократиться до 4,4%. Следует отметить, что в документе прописаны механизмы защиты интересов коренных малочисленных народов Севера«, — отметила Голомарева.
Член общественного совета Арктической зоны РФ, заместитель председателя комиссии по развитию села и арктических территорий Общественной палаты Республики Саха (Якутия) Августа Марфусалова отметила, что при составлении документа учтены предложения общественников. «То, что общественники предлагали, включено в стратегию. В первоначальном варианте документа не говорилось о населении Арктики. Стратегия серьезно переработана, имеются положения о развитии поселений, вопросы демографии, развития и поддержки традиционных отраслей Севера. Думаю, это положительный документ«, — отметила собеседница агентства.
Реализация стратегии рассчитана на три этапа: первый этап — 2020-2024 годы; второй этап — 2025-2030 годы; третий этап — 2031-2035 годы. В документе определены основные направления и комплекс мер по социально-экономическому, инфраструктурному и научному развитию Арктики, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Крайнего Севера, а также укреплению международного сотрудничества.
Подборка публикаций за пятницу
Гороскоп на субботу, 23 ноября
Игорь Юргин заявил о необходимости разработки программы для доступности первичной психологической помощи
В Якутске прошла очередная конференция отделения партии
Экспертиза показала, что алкоголь не соответствует ГОСТу
Андрей Герасименко делает мужские и женские стрижки, а также колористику волос