Момент перехода одного года в другой — всегда скачок цен на автомобильное топливо. С начала года увеличиваются акцизы на бензин и дизель (в этом году на 6,8% и 4%, соответственно), а также часто меняются налоговые условия. Кроме этого, весь прошлый год нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и АЗС жаловались на рост затрат и низкую рентабельность производства и продаж топлива в рознице.
Все эти проблемы были известны, поэтому в правительстве решили скорректировать параметры демпфирующего механизма на 2022 год. Он работает на оптовом рынке, компенсирует нефтяникам часть недополученной прибыли при высоких ценах на автомобильное топливо в Европе, когда они отказываются от экспорта и поставляют бензин и дизель на внутренний рынок. Рассчитываются выплаты при превышении индикативной (базовой) цены, которая устанавливается государством. Планировалось, что она будет повышена с 2022 года на 5%, что уменьшило бы размер компенсации нефтяникам. Но в итоге ее рост составит только 3%. Также будет повышен размер компенсации. В 2021 году НПЗ выплачивалось 68% от разницы между экспортной ценой (нетбэк) и индикативной ценой на бензин в демпфере, в 2022 году — 83%.
По мнению руководителя проектов ИГ «Петромаркет» Анны Лишневецкой, эти меры позволят снизить оптовые цены на автомобильное топливо и удержать от роста розничные. Если сохранятся существующие макроэкономические условия (цены на нефть и курс рубля), то демпфирующая надбавка за поставку 1 тонны бензина АИ-92 для российских производителей составит порядка 16 750 руб. (+2 500 рублей за тонну к текущей декабрьской оценке), пояснила эксперт. В результате, средняя оптовая цена на АИ-92 в январе, по прогнозам «Петромаркет», может опуститься почти на 4% относительно 27 декабря до 47 800 рублей за тонну.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: