В наступившие холода жители Якутии все чаще стали прогревать свои автомобили перед поездками. Это является неотъемлемой частью эксплуатации машин в суровых зимних условиях. Но у холодного пуска есть и обратная сторона, которая заключается в повышенном содержании вредных выбросов в выхлопных газах. О том, как можно решить эту проблему, корреспонденту ЯСИА рассказал старший преподаватель автодорожного факультета СВФУ Евсей Анисимов.
Вред выбросов выхлопных газов от автомобильного транспорта является общемировой бедой. Этим вопросом занимаются как сами автопроизводители, так и ученые в различных точках планеты. Ведь в среднем одна легковая машина в течение суток выбрасывает в окружающую среду около килограмма вредных веществ.
Наиболее актуальна данная проблема для северных городов России, где холодный пуск двигателя является обыденностью. Она заключается в том, что во время прогрева любой автомобиль создает максимальное количество вредных выбросов, независимо от марки и года выпуска.
Все дело в особенностях устройства каталитического нейтрализатора – специальной установки в выхлопной системе, которая уменьшает вредные выбросы. Она начинает работать только при достижении температуры 300 градусов. До этого момента, в течение зимнего прогрева двигателя, количество опасных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, достигает максимальных значений.
На автодорожном факультете СВФУ уже несколько лет проводят эксперименты с целью изучить пагубное воздействие выхлопных газов на окружающую среду во время холодного пуска. Еще в 2016 году старший преподаватель факультета Евсей Анисимов со своими студентами провел исследования и опубликовал научную статью, в которой заложена концепция специального фильтра. Сейчас их разработка в виде фильтрующей насадки на глушитель автомобиля реализована.
«После публикации статьи нашими исследованиями заинтересовались даже другие регионы. А в этом году мы работали над проектом уже более детально и реализовали его на практике с выпускниками автодорожного факультета. Это позволило измерить, как меняется масса фильтрующей установки после расчетного времени работы – сколько вредных веществ она накапливает», — отмечает Евсей Анисимов.
По его словам, основной упор создатели сделали на нейтрализацию вреда от вещества первого класса опасности — бензапирена. Это мельчайшая твердая частица, которая имеет свойство со временем накапливаться. «Если, например, в средней полосе России, где климат является умеренным, это вредное вещество поглощается почвой, то у нас вечная мерзлота его не поглощает. Соответственно, бензапирен, попадая из выхлопа наружу, оседает на поверхности и способен долгое время витать в воздухе от внешних воздействий», — добавил Анисимов.
Разработанная АДФ фильтрующая насадка проста в использовании. Установка ее на глушитель автомобиля займет меньше минуты. После этого максимальное количество вредных веществ, которые могли бы попасть в атмосферу, останутся внутри прибора. Еще одна из основных особенностей фильтрующей насадки – возможность прогревать автомобиль и в закрытых гаражах, без риска возникновения загазованности.
Примечательно, что подобные проекты разрабатываются и в других регионах России. Но главное отличие прибора автодорожного факультета СВФУ заключается в использовании местного сырья и оригинальной конструкции. «В отличие от них мы используем в качестве абсорбирующих элементов местное сырье — природный цеолит. Всем известно, что он обладает свойствами поглощения газов, и его можно использовать, например, в фильтре по очистке воды. Также в качестве фильтрующих элементов имеются металлическая стружка и активированный уголь – прибор является трехкомпонентным», — рассказал Анисимов.
По словам специалистов автодорожного факультета, насадка никак не влияет на ресурс службы автомобиля. Ее стоимость оценивается примерно в 3 тысячи рублей. Один сменный картридж прибора рассчитан почти на месяц службы.
Таким образом, если изобретение из стен автодорожного факультета найдет широкое применение, оно сможет решить ряд насущных проблем. В их числе — высокая загазованность на парковках многоквартирных домов зимой, а также концентрация вредных выбросов при прогреве в гаражах без вентиляционных систем.
Не стоит забывать и про то, что выхлопные газы являются одной из причин образования туманов в Якутске во время сильных морозов. Возможно, с широким распространением фильтрующих насадок это явление получится несколько минимизировать.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: