«Думал, что возьмут на роль кого-нибудь из массовки». Ньургун Бэчигэн о роли Тыгын Дархана и исторической миссии кинокартины

Поделиться новостью:

На большом экране продолжается показ масштабного исторического фильма «Тыгын Дархан», описывающего период средневековых внутренних распрей в Якутии. Социальные сети заполнены многочисленными отзывами к картине, а особо отмечается игра Ньургуна Бэчигэна, сыгравшего самого легендарного тойона.  О том, насколько было трудно оживлять образ древнего хангаласского владыки, вещих судьбоносных снах и об основной мысли картины с ЯСИА поделился сам актер — Миитэрэй Уола Бэчигэн Ньургун.


— Ньургун, добрый день, расскажите пожалуйста о своей роли. Для начала хотелось бы узнать, вы сами вышли на авторов картины или они на вас?

— Все-таки судьба интересная штука. Какими-нибудь путями всё равно приводит к тому, что должно было произойти. Честно скажу — я вообще мог остаться без роли в фильме. В 2016 году, будучи радиожурналистом, я договорился записать интервью с Никитой Аржаковым о предстоящих съемках. Поговорив с ним, мне жуть как захотелось попасть в кино. Тут же перечитал книгу, будто начал готовиться к какой-нибудь роли. Однажды директор Театра Олонхо Виталий Власов попросил мою фотографию, где я был в образе Ньургуна Боотура, дескать, нужно для одного большого проекта. Вскоре меня вызвали в «Сахафильм».

Но, прежде этого, случилось еще вот что: я попал в аварию. В травмпункте сказали, что у меня растяжение и наложили гипс. Но травма не проходила, с каждым днем становилось всё хуже, из-за ноющей боли я плохо спал. Как раз в тот момент позвонил администратор и позвал на массовые съемки боотуров. Я от обиды чуть не всплакнул: так хотел попасть в проект, а затем упустил возможность сняться. Однако мою травму спустя некоторое время излечил наш преданный радиослушатель, незрячий народный целитель Афанасий Сергеев. Как оказалось, у меня было не растяжение мышц, а вывих плеча. Афанасий в мгновение ока вправил всё. Если бы не эта травма, я бы поехал и сыграл в массовке, на этом мое участие в фильме завершилось бы. Но, как говорится, у судьбы были другие планы.

И вот, когда я, оправившись после травмы и получивший отдельное приглашение, пришел в студию, Никита Иннокентьевич даже присесть не предложил — внимательно вглядывался в меня. Как потом оказалось, он тогда меня изучал. Но тогда он ничего не сказал. Только спустя две недели со мной опять связались, пригласили. Там уже посмотрели, как я смотрюсь в кадре. Буквально на следующий день после этого предложили сыграть главного героя. Сказать, что я был в шоке — ничего не сказать. Я-то ведь всё ещё думал, что подойду на роль какого-нибудь боотура.

— Сразу же согласились на роль?

— Не сразу. Попросил пару дней «на обдумать». Все-таки роль серьезная, ответственность большая. Просто взять и сыграть – не получится. Тем более у меня нет актерского образования. Посоветовался с родными, друзьями, некоторые были уверены в моих возможностях, а некоторые скептически спросили «а справишься ли?». Может быть, как раз-таки эти слова и задели меня, упрямство и оппортунизм взяли вверх.

Кстати, в момент раздумий мне приснился сон, будто бы я нахожусь в якутском балагане, сижу перед камельком. То ли шаман, то ли кузнец полирует мое оружие, а слуги готовят доспехи и снаряжение. Сбоку сидели старушки и шепотом говорили обо мне. Из обрывков их разговора уловил слово «похож». Проснувшись после необычного сна, воспринял это как предзнаменование, будто предки дают разрешение и благословление. Ведь сон приснился именно в тот момент, когда я усиленно искал ответ. Тогда и воспрял духом, дал согласие.

На съемках фильма

— Но и до собеседования у вас был опыт выступления на масштабных мероприятиях в тех или иных образах, воплощающих персонажей из народных легенд.

— Думаю, тут нужно начать со школы. С 5 по 11 класс якутский язык и литературу у нас преподавала Маргарита Егорова. Прочитав произведения классиков, мы обычно оставались после уроков, обсуждали и спорили о тех или иных персонажах, сюжетной линии. Как оказалось, это была уникальная методика нашего учителя, которая позволяла развивать в нас умение высказывать свою точку зрения и прочувствовать героев.

Кроме того, в старших классах начал работать в местной телестудии диктором. Затем приехал в Якутск, после окончания школы, и узнал, что в Колледже культуры и искусства открывается отделение организатора работы на телевидении и радио. В рамках вступительного экзамена должны были сдать монолог, басню и стихотворение. Я подумал, что нужно выбрать что-то одно и выучил только стихотворение. Но не тут-то было. Об этом узнал, когда оставалось совсем немного времени, так что к моменту экзамена у меня в голове всё перепуталось.

Тыгын Дархан

Экзаменатор предложил прочесть информацию из газеты. Не зря же два года работал диктором, готовый текст изложил как надо и меня зачислили. После третьего курса во время летних каникул получил телеграмму о том, что меня приглашают на роль Ньургуна Боотура на открытии Ысыаха Туймады. Эта роль свела меня с преподавателем специальных дисциплин колледжа, заслуженным артистом республики Афанасием Федоровым, я получил от него приглашение в отделение национальной культуры. Таким образом, закончил колледж с двумя дипломами. Потом Ньургуна Боотура я играл несколько раз, доставалась мне и роль Эллэя Прародителя. Скорее всего, все это сыграло в моей дальнейшей судьбе. Всё же Никита Аржаков искал на роль Тыгына подходящую кандидатуру несколько лет, но остановился он на мне.

Кстати, когда начались съемки фильма, всё это держалось в тайне, никто не знал, кто будет играть главную роль в нашем фильме.

— Каким запомнилось начало съемочного процесса?

— Съемки начались в местности Куочай в Нюрбинском улусе. Это были сцены с ысыахом. На съемочной площадке были известные артисты: Анатолий Николаев, Ирина Никифорова, Иван Попов, Айталина Лавернова и сотни участников массовой сцены.

Я думал, что первая сцена будет не многолюдной, видимо из-за этого я немного растерялся, еще и рядом работали именитые артисты театра. В общем, я кажется тогда не раскрылся. До съемок хотел получить несколько уроков актерского мастерства, с таким вопросом подходил к режиссеру, но он наотрез отказался, дабы не испортить мою самобытность.

Совет боотуров

Следующую сцену, совет боотуров, снимали в Хангаласском улусе на Еланке, где имеются красивые скалы. Подо мной протекала могучая река Лена, надо мной — высокое синее небо, а на том берегу возвышались Ленские столбы. Неописуемая красота нашей природы пробудила во мне истинные эмоции, что и помогло вжиться в роль. Я представил, как сотни лет назад по этим местам рассекал на своем коне сам Тыгын Дархан и, наверное, как и мы сегодня, поражался величественным видам.

— В сети много обсуждают возраст Тыгын Дархана. Согласно легендам, да и в романе-первоисточнике он представлен в образе бывалого воина и предводителя, умудренного годами. В картине мы видим человека гораздо более молодого.

— По задумке режиссера образ Тыгын Дархана должен был показать лучшие дни молодости, гордо восседающего на коне, сильного, крепкого предводителя. Без акцента на возраст героя. 

Мне было трудно играть, я ориентировался на образ исходя от текста романа, что-то добавлял от себя. В ходе съемок мы, конечно, проконсультировались у многих, но у каждого была своя версия. Нет конкретных источников, каким был Тыгын Дархан, поэтому в некоторых моментах приходилось действовать интуитивно. В фильме я должен был показать человека с уверенной, твердой походкой, образно передать силу и власть предводителя народа саха.

Меня Никита Иннокентьевич сразу предупредил, что после премьеры будет много критики и нужно быть готовым к этому. Но в любом случае, оценку дает зритель. Судя по поступающим отзывам, народ фильм воспринял хорошо.

У священных гор Кисилях

— Каково было работать с Никитой Иннокентьевичем?

За эти два с лишним года съемочного процесса я прочувствовал весь внутренний стержень режиссера. Однако, что он в голове держит, какие мысли приходят в те или иные моменты — не знает никто. Я был для Аржакова материалом, которым он умело воспользовался, чтобы сотворить картину. Может, сыграло и то, что я не был профессиональным актером, у меня нет амплуа, эта моя первая большая роль в фильме.

Иногда казалось, что ему в ходе съемок помогала сама природа. Мы должны были снять эпизод (далее – спойлер к фильму. Прим. ред.), когда Тыгын приходит на помощь нахаринскому роду, но оказывается в западне, подстроенной другим родом. По идее предполагали туман над рекой, густо окутавший пеленой, и я должен был пересечь реку. Но тумана не было. Переждав пару дней, режиссер сказал, что независимо от погодных условий съемки состоятся на следующий день. Мы пришли на локацию где-то в 3 утра и застали удивительную картину. Как по заказу над рекой стоял густой туман, какой и был нужен. Такое было во многих сценах.

У Никиты Аржакова собралась очень хорошая команда. Сначала, конечно, многие приходили и уходили, но в конце концов, остались именно те люди, которые полностью верили в него. Все понимали, что на команду легла большая ответственность. Могу вспомнить такой пример: когда проходили съемки в местности Ус Хатын, один молодой человек попросил его подбросить на трассу, так как оказалось, что он из Намского улуса. Для того, чтобы сняться в массовых сценах он приезжал из Намцев на такси каждый божий день. Никто его не заставлял, не требовал, не оплачивал проезд, человек просто из личных побуждений и желаний ежедневно выходил на дорогу, останавливал такси и приезжал на съемки.

Ньургун Бэчигэн и Никита Аржаков

— Уже много было сказано о посыле фильма, но хотелось бы узнать ваше мнение – в чем ценность картины и как вы сами оценили бы образ, созданный на экране?

— Эта кинолента, в первую очередь, предназначена для будущих поколений. Большой качественный материал, который рассказывает, кто мы и как мы должны жить, ради чего. Никита Иннокентьевич очень хороший психолог, предвидящий несколько шагов вперед. Если кто-то и не понял сегодня весь посыл фильма, то, я надеюсь, что понимание придет спустя некоторое время.

Фильм монументальный, исторически важный. Благодарен всей съемочной бригаде, творческому коллективу. Ведь для того, чтобы раскрыть персонаж, работает много людей. Мне, начинающему актеру, у которого не было ни малейшего опыта в съемках кинокартин, всячески помогали и поддерживали. Я это очень ценю. Справился ли я со своей задачей – это, повторюсь, оценивают уже зрители.

Исполнитель главной роли не любит быть в центре внимания, продолжает жить, как и жил до участия в масштабном проекте. На якутском радио в скором времени возобновится его авторская программа «Байанай», также у Ньургуна в планах подготовить передачи об отношениях отцов и сыновей, где будут затрагиваться вопросы воспитания. Он отмечает, что, работая над проектом он над многим размышлял и теперь ему есть, что рассказать радиослушателям.

Беседовала: Сонико Лебедева, ЯСИА

Другие наши материалы:

«Думал, что возьмут на роль кого-нибудь из массовки». Ньургун Бэчигэн о роли Тыгын Дархана и исторической миссии кинокартины

На большом экране продолжается показ масштабного исторического фильма «Тыгын Дархан», описывающего период средневековых внутренних распрей в Якутии. Социальные сети заполнены многочисленными отзывами к картине, а особо отмечается игра Ньургуна Бэчигэна, сыгравшего самого легендарного тойона.  О том, насколько было трудно оживлять образ древнего хангаласского владыки, вещих судьбоносных снах и об основной мысли картины с ЯСИА поделился сам актер — Миитэрэй Уола Бэчигэн Ньургун.


— Ньургун, добрый день, расскажите пожалуйста о своей роли. Для начала хотелось бы узнать, вы сами вышли на авторов картины или они на вас?

— Все-таки судьба интересная штука. Какими-нибудь путями всё равно приводит к тому, что должно было произойти. Честно скажу — я вообще мог остаться без роли в фильме. В 2016 году, будучи радиожурналистом, я договорился записать интервью с Никитой Аржаковым о предстоящих съемках. Поговорив с ним, мне жуть как захотелось попасть в кино. Тут же перечитал книгу, будто начал готовиться к какой-нибудь роли. Однажды директор Театра Олонхо Виталий Власов попросил мою фотографию, где я был в образе Ньургуна Боотура, дескать, нужно для одного большого проекта. Вскоре меня вызвали в «Сахафильм».

Но, прежде этого, случилось еще вот что: я попал в аварию. В травмпункте сказали, что у меня растяжение и наложили гипс. Но травма не проходила, с каждым днем становилось всё хуже, из-за ноющей боли я плохо спал. Как раз в тот момент позвонил администратор и позвал на массовые съемки боотуров. Я от обиды чуть не всплакнул: так хотел попасть в проект, а затем упустил возможность сняться. Однако мою травму спустя некоторое время излечил наш преданный радиослушатель, незрячий народный целитель Афанасий Сергеев. Как оказалось, у меня было не растяжение мышц, а вывих плеча. Афанасий в мгновение ока вправил всё. Если бы не эта травма, я бы поехал и сыграл в массовке, на этом мое участие в фильме завершилось бы. Но, как говорится, у судьбы были другие планы.

И вот, когда я, оправившись после травмы и получивший отдельное приглашение, пришел в студию, Никита Иннокентьевич даже присесть не предложил — внимательно вглядывался в меня. Как потом оказалось, он тогда меня изучал. Но тогда он ничего не сказал. Только спустя две недели со мной опять связались, пригласили. Там уже посмотрели, как я смотрюсь в кадре. Буквально на следующий день после этого предложили сыграть главного героя. Сказать, что я был в шоке — ничего не сказать. Я-то ведь всё ещё думал, что подойду на роль какого-нибудь боотура.

— Сразу же согласились на роль?

— Не сразу. Попросил пару дней «на обдумать». Все-таки роль серьезная, ответственность большая. Просто взять и сыграть – не получится. Тем более у меня нет актерского образования. Посоветовался с родными, друзьями, некоторые были уверены в моих возможностях, а некоторые скептически спросили «а справишься ли?». Может быть, как раз-таки эти слова и задели меня, упрямство и оппортунизм взяли вверх.

Кстати, в момент раздумий мне приснился сон, будто бы я нахожусь в якутском балагане, сижу перед камельком. То ли шаман, то ли кузнец полирует мое оружие, а слуги готовят доспехи и снаряжение. Сбоку сидели старушки и шепотом говорили обо мне. Из обрывков их разговора уловил слово «похож». Проснувшись после необычного сна, воспринял это как предзнаменование, будто предки дают разрешение и благословление. Ведь сон приснился именно в тот момент, когда я усиленно искал ответ. Тогда и воспрял духом, дал согласие.

На съемках фильма

— Но и до собеседования у вас был опыт выступления на масштабных мероприятиях в тех или иных образах, воплощающих персонажей из народных легенд.

— Думаю, тут нужно начать со школы. С 5 по 11 класс якутский язык и литературу у нас преподавала Маргарита Егорова. Прочитав произведения классиков, мы обычно оставались после уроков, обсуждали и спорили о тех или иных персонажах, сюжетной линии. Как оказалось, это была уникальная методика нашего учителя, которая позволяла развивать в нас умение высказывать свою точку зрения и прочувствовать героев.

Кроме того, в старших классах начал работать в местной телестудии диктором. Затем приехал в Якутск, после окончания школы, и узнал, что в Колледже культуры и искусства открывается отделение организатора работы на телевидении и радио. В рамках вступительного экзамена должны были сдать монолог, басню и стихотворение. Я подумал, что нужно выбрать что-то одно и выучил только стихотворение. Но не тут-то было. Об этом узнал, когда оставалось совсем немного времени, так что к моменту экзамена у меня в голове всё перепуталось.

Тыгын Дархан

Экзаменатор предложил прочесть информацию из газеты. Не зря же два года работал диктором, готовый текст изложил как надо и меня зачислили. После третьего курса во время летних каникул получил телеграмму о том, что меня приглашают на роль Ньургуна Боотура на открытии Ысыаха Туймады. Эта роль свела меня с преподавателем специальных дисциплин колледжа, заслуженным артистом республики Афанасием Федоровым, я получил от него приглашение в отделение национальной культуры. Таким образом, закончил колледж с двумя дипломами. Потом Ньургуна Боотура я играл несколько раз, доставалась мне и роль Эллэя Прародителя. Скорее всего, все это сыграло в моей дальнейшей судьбе. Всё же Никита Аржаков искал на роль Тыгына подходящую кандидатуру несколько лет, но остановился он на мне.

Кстати, когда начались съемки фильма, всё это держалось в тайне, никто не знал, кто будет играть главную роль в нашем фильме.

— Каким запомнилось начало съемочного процесса?

— Съемки начались в местности Куочай в Нюрбинском улусе. Это были сцены с ысыахом. На съемочной площадке были известные артисты: Анатолий Николаев, Ирина Никифорова, Иван Попов, Айталина Лавернова и сотни участников массовой сцены.

Я думал, что первая сцена будет не многолюдной, видимо из-за этого я немного растерялся, еще и рядом работали именитые артисты театра. В общем, я кажется тогда не раскрылся. До съемок хотел получить несколько уроков актерского мастерства, с таким вопросом подходил к режиссеру, но он наотрез отказался, дабы не испортить мою самобытность.

Совет боотуров

Следующую сцену, совет боотуров, снимали в Хангаласском улусе на Еланке, где имеются красивые скалы. Подо мной протекала могучая река Лена, надо мной — высокое синее небо, а на том берегу возвышались Ленские столбы. Неописуемая красота нашей природы пробудила во мне истинные эмоции, что и помогло вжиться в роль. Я представил, как сотни лет назад по этим местам рассекал на своем коне сам Тыгын Дархан и, наверное, как и мы сегодня, поражался величественным видам.

— В сети много обсуждают возраст Тыгын Дархана. Согласно легендам, да и в романе-первоисточнике он представлен в образе бывалого воина и предводителя, умудренного годами. В картине мы видим человека гораздо более молодого.

— По задумке режиссера образ Тыгын Дархана должен был показать лучшие дни молодости, гордо восседающего на коне, сильного, крепкого предводителя. Без акцента на возраст героя. 

Мне было трудно играть, я ориентировался на образ исходя от текста романа, что-то добавлял от себя. В ходе съемок мы, конечно, проконсультировались у многих, но у каждого была своя версия. Нет конкретных источников, каким был Тыгын Дархан, поэтому в некоторых моментах приходилось действовать интуитивно. В фильме я должен был показать человека с уверенной, твердой походкой, образно передать силу и власть предводителя народа саха.

Меня Никита Иннокентьевич сразу предупредил, что после премьеры будет много критики и нужно быть готовым к этому. Но в любом случае, оценку дает зритель. Судя по поступающим отзывам, народ фильм воспринял хорошо.

У священных гор Кисилях

— Каково было работать с Никитой Иннокентьевичем?

За эти два с лишним года съемочного процесса я прочувствовал весь внутренний стержень режиссера. Однако, что он в голове держит, какие мысли приходят в те или иные моменты — не знает никто. Я был для Аржакова материалом, которым он умело воспользовался, чтобы сотворить картину. Может, сыграло и то, что я не был профессиональным актером, у меня нет амплуа, эта моя первая большая роль в фильме.

Иногда казалось, что ему в ходе съемок помогала сама природа. Мы должны были снять эпизод (далее – спойлер к фильму. Прим. ред.), когда Тыгын приходит на помощь нахаринскому роду, но оказывается в западне, подстроенной другим родом. По идее предполагали туман над рекой, густо окутавший пеленой, и я должен был пересечь реку. Но тумана не было. Переждав пару дней, режиссер сказал, что независимо от погодных условий съемки состоятся на следующий день. Мы пришли на локацию где-то в 3 утра и застали удивительную картину. Как по заказу над рекой стоял густой туман, какой и был нужен. Такое было во многих сценах.

У Никиты Аржакова собралась очень хорошая команда. Сначала, конечно, многие приходили и уходили, но в конце концов, остались именно те люди, которые полностью верили в него. Все понимали, что на команду легла большая ответственность. Могу вспомнить такой пример: когда проходили съемки в местности Ус Хатын, один молодой человек попросил его подбросить на трассу, так как оказалось, что он из Намского улуса. Для того, чтобы сняться в массовых сценах он приезжал из Намцев на такси каждый божий день. Никто его не заставлял, не требовал, не оплачивал проезд, человек просто из личных побуждений и желаний ежедневно выходил на дорогу, останавливал такси и приезжал на съемки.

Ньургун Бэчигэн и Никита Аржаков

— Уже много было сказано о посыле фильма, но хотелось бы узнать ваше мнение – в чем ценность картины и как вы сами оценили бы образ, созданный на экране?

— Эта кинолента, в первую очередь, предназначена для будущих поколений. Большой качественный материал, который рассказывает, кто мы и как мы должны жить, ради чего. Никита Иннокентьевич очень хороший психолог, предвидящий несколько шагов вперед. Если кто-то и не понял сегодня весь посыл фильма, то, я надеюсь, что понимание придет спустя некоторое время.

Фильм монументальный, исторически важный. Благодарен всей съемочной бригаде, творческому коллективу. Ведь для того, чтобы раскрыть персонаж, работает много людей. Мне, начинающему актеру, у которого не было ни малейшего опыта в съемках кинокартин, всячески помогали и поддерживали. Я это очень ценю. Справился ли я со своей задачей – это, повторюсь, оценивают уже зрители.

Исполнитель главной роли не любит быть в центре внимания, продолжает жить, как и жил до участия в масштабном проекте. На якутском радио в скором времени возобновится его авторская программа «Байанай», также у Ньургуна в планах подготовить передачи об отношениях отцов и сыновей, где будут затрагиваться вопросы воспитания. Он отмечает, что, работая над проектом он над многим размышлял и теперь ему есть, что рассказать радиослушателям.

Беседовала: Сонико Лебедева, ЯСИА

Другие наши материалы:

Преподаватели Театрального института имени Щукина проведут мастер-классы для одарённых подростков Якутии

Преподаватели Театрального института имени Щукина проведут мастер-классы для одарённых подростков Якутии

Творческий подарок для школьников со всей страны подготовил фонд «Живая классика» совместно с многолетним партнёром проекта Театральным институтом имени Бориса...

Роспотребнадзор предложил продлить меры из-за COVID в школах до 2022 года

Роспотребнадзор предложил продлить меры из-за COVID в школах до 2022 года

Роспотребнадзор опубликовал проект постановления Главного государственного санитарного врача, который продлит действие противоэпидемических мер в условиях COVID-19 в школах и других детских...