ДТП не приговор: можно ли покупать авто, который попадал в аварию. Объяснил эксперт «Автотеки»
Многие боятся покупать автомобиль, который побывал в ДТП. Но стоит понимать, что косметические повреждения не влияют на безопасность эксплуатации. Главное – заранее знать, какой ущерб был получен в аварии, а также насколько качественно был отремонтирован автомобиль. О том, на что обратить внимание при выборе, рассказал Дмитрий Крылов, руководитель продукта «Автотека».
Какие варианты стоит рассматривать: повреждения без удара по безопасности
По данным «Автотеки», около 20% автомобилей в возрасте до трех лет попадают в ДТП. При этом наличие незначительных косметических повреждений за несколько лет эксплуатации (например, фары или бампера) можно считать нормой. В таких инцидентах не страдают элементы безопасности и силовая структура, не срабатывают подушки безопасности. Это косвенно указывает, что удар был легким.
Локальный ремонт «косметики» не должен становиться поводом отказаться от авто. Однако стоит оценить качество восстановительных работ. Например, недобросовестная подготовка детали к покраске может привести к скорой коррозии, и тогда небольшое повреждение в прошлом превратится в более крупную проблему в будущем.
Когда лучше отказаться: повреждения каркаса, сработавшие подушки безопасности
Покупателю стоит насторожиться, если в истории автомобиля указаны серьезные повреждения: например, изменилась геометрия кузова, пострадала крыша, были замяты стойки, лонжероны и другие силовые элементы. И даже если такие зоны «вытянули», металл уже потерял исходные свойства и жесткость, поэтому в повторном ДТП кузов будет вести себя иначе.
Еще один явный маркер того, когда стоит взвесить все за и против, – сработавшие подушки и шторки безопасности или же другие элементы системы пассивной безопасности. Во-первых, это показатель достаточно серьёзного ДТП. Во-вторых, во время осмотра обязательно нужно проверить, не установлены ли вместо средств защиты заглушки – муляжи, похожие на оригинальную деталь. Их нередко используют при восстановлении авто, чтобы скрыть (в том числе из «мозгов» авто) отсутствие подушки безопасности, а на приборной панели не горела соответствующая пиктограмма. При этом в реальной аварии смягчить удар водителя или пассажира о жесткие части салона уже нечему.
Как оценить авто самостоятельно: соединяем реальный осмотр с данными отчета
Начинайте с базового осмотра кузова. Внимательно проверьте зазоры между элементами (например, между дверью и крылом, капотом и передними крыльями) – их несимметричность или неравномерность может указывать на вмешательство в конструкцию. Осмотрите крепежи: следы откручивания, поврежденные шлицы, нестандартные болты или отсутствие заводских меток – все это признаки демонтажа элементов, что не всегда означает серьезный ремонт, но требует уточнения. Используйте толщиномер – он поможет выявить ремонтный окрас, то есть нанесенный после производства слой лакокрасочного покрытия, отличающийся по толщине от заводского. Но помните: деталь могли заменить на оригинальную в заводском цвете.
Ключ к правильной оценке – сопоставление реального осмотра с изучением отчета с историей автомобиля, например, «Автотеки». В нем хранится информация о ДТП из нескольких источников, включая страховые компании, сервисные центры и ГИБДД. В ходе последнего обновления все данные были перенесены на интерактивную схему «пострадавших» зон – это стало возможным благодаря использованию собственной большой языковой модели «Авито» (LLM) A-Vibe. На основе полученных данных сервис автоматически генерирует коды повреждений, соответствующие одной из 16 частей автомобиля, после чего они наносятся на схему ДТП, что позволяет визуализировать всю историю повреждений транспортного средства так, чтобы она была понятна даже новичкам. Пользователь может видеть на схеме все значимые события – от аварий до ремонтов. При необходимости можно получить подробное описание каждого повреждения, кликнув на соответствующую отметку на схеме. Например, по расчетам стоимости ремонта можно увидеть список поврежденных элементов и стоимость их восстановления или замены. Это поможет и в общении с продавцом: например, он может сообщить о легком повреждении крыла и капота, а в отчете указаны данные о ремонте внутренних элементов – значит, удар был серьезнее.
Еще одна важная деталь в отчете – сведения об остальных участниках аварии. Из данных о том, с каким транспортным средством произошло столкновение (например, с легковым автомобилем, внедорожником или грузовиком), можно косвенно оценить силу и характер удара. Сопоставьте тип другого автомобиля и описание в отчете с тем, что вы видите на кузове лично: если, например, после ДТП с грузовиком продавец указывает лишь на небольшие косметические окрасы, возможно, он пытается «отвести взгляд» и скрыть масштаб последствий.
Помимо данных о ДТП, в отчете можно изучить и другие важные для полноты картины факты, в том числе хронологию действий с автомобилем. Например, если после ДТП машину сняли с учета, держали «в тени» несколько месяцев, а затем вновь выставили на продажу с пометкой «идеальное состояние», это отразится в истории, и это – повод задуматься. Нестыковки в истории размещений, странные скачки цен и кардинальные изменения в описании машины отражаются в «Автотеке». Сервис фиксирует все прошлые объявления, сохраняя след. Именно так выявляют автомобили, которые формально выглядят как «почти новые», но на самом деле уже ранее продавались, причем по подозрительно низкой цене. Такое может указывать на скрытые повреждения, юридические риски или попытку срочно избавиться от машины. Без подробного отчета эту историю не увидеть, а значит есть риск принять решение, основываясь на неполной картине.
Покупка автомобиля после ДТП – обычная практика, но только если вы понимаете, после какого именно. Легкие косметические эпизоды без удара по безопасности и геометрии вполне допустимы. А вот повреждения силового каркаса и крыши, сработавшие подушки и долгие паузы в истории – повод насторожиться и подумать дважды. В спорных случаях именно отчет позволит увидеть все скрытое: от расчетов по ремонту до прошлых объявлений о продаже. С таким тщательным подходом ваше решение о покупке будет осознанным и взвешенным, а «новый» автомобиль оправдает все ожидания.
«Переведите поиск из области “нравится – не нравится” в область факт-чекинга. Сначала изучите отчет о выбранном варианте: карту повреждений, расчеты ремонта, участников столкновений, историю размещений. Это поможет визуализировать ДТП и масштаб проделанных работ. Затем проведите личный осмотр: внимательно оцените зазоры, крепежи, следы демонтажа, маркировку стекол. Видите в отчете замену элементов, скрытую продавцом, – внимательно осмотрите именно их и места их крепления.
Если что-то смущает в хронологии событий или поведении продавца, проверьте свои подозрения с помощью данных из отчета. Он поможет подтвердить или опровергнуть несоответствия, а значит, принять решение, опираясь не на интуицию, а на факты. Когда картина складывается и по документам, и по кузову, и по описанию – перед вами понятный, честный вариант. Мы в «Авито Авто» стремимся сделать процесс покупки и продажи автомобиля максимально прозрачным и безопасным для всех, и отчеты «Автотеки» этому способствуют», — поделился своим опытом Дмитрий Крылов, руководитель продукта «Автотека».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: