Categories: Актуально Основное

Дожди загружены: как самолеты-зондировщики вызывают искусственные осадки в Якутии

Члены экипажей рассказали, как помогают тушить лесные пожары с помощью искусственных дождей

По России действуют четыре самолета-зондировщика по вызову искусственных осадков, два из которых работают в Якутии. Это Як-40 Росгидромета и Ан-26 авиакомпании «Полярные авиалинии». Как вызывают дожди, при каких условиях совершаются полеты, в каких районах будут работать зондировщики, ЯСИА рассказали члены экипажа.

Чем примечателен климат Якутии

Лето 2024 года обещает быть засушливым, что увеличивает риски возникновения лесных пожаров. В таких условиях работа зондировщиков необходима. 

«Первое, с чего стоит начать, — это особенности климата Якутии. Находясь в зоне резко континентального климата, республика — засушливая. Что, конечно, напрямую влияет на условия работы самолетов-зондировщиков по искусственному вызову осадков. Условий для увеличения осадков не так много. Поэтому мы стараемся тщательно их выбирать, анализировать, ничего не пропуская»», — говорит руководитель экспедиции по мероприятиям, связанным с искусственным вызовом осадков на борту Як-40 Росгидромета Дмитрий Кирин. 

Фото: Иван Евсеев

Если подходить к этому вопросу с точки зрения науки, то нижняя граница облаков в теплый период становится гораздо выше, чем в другие. И в летнее время в регионе очень часто фиксируются грозовые очаги.

«Молния, попадая из облака на землю, может способствовать возгоранию, а осадки могут не долететь до земли, и их объемов не хватит для увлажнения почвы», — пояснил руководитель экспедиции на борту Ан-26 АК «Полярные авиалинии» Иван Ломакин. 

Фото: Иван Евсеев

Эксперимент удался

С проблемой нехватки осадков и призваны бороться самолеты-зондировщики. Впервые эксперимент по искусственному вызову осадков на территории Якутии в пожароопасный сезон был проведен в 2022 году с помощью борта Як-40 Росгидромета. Уже третий год команда воздушного судна работает в регионе, в этом году вылеты начали совершаться уже с 15 мая. Всего произведено девять вылетов в Амгинский, Мегино-Кангаласский, Хангаласский, Алданский и Томпонский районы.

«Есть места, где действительно была оказана помощь при тушении лесных и природных пожаров», — подчеркнул замначальника Службы спасения Якутии Владимир Шадрин.

Фото: Иван Евсеев

Вылеты зондировщиков планируются Службой спасения ежедневно по заявкам, результатам мониторинга лесопожарной обстановки, а в период паводков учитывали еще и паводкоопасные участки. «С учетом класса пожароопасности, наличия термоточек мы и определяем районы вылетов», — отметил Шадрин. 

По словам руководителя экспедиции на борту Ан-26, оборудованного в прошлом году, работа зондировщиков в 2022–2023 годах оказалась довольно эффективной, если сравнивать 2020–2021 годы: «Пожаров действительно было гораздо меньше, чем за те годы, где их фиксировалось колоссальное количество». Борт «Полярных авиалиний» был задействован в Мирнинском, Нюрбинском, Сунтарском и Ленском районах.

Отличия Як-40 и Ан-26

Одна из особенностей реактивного воздушного судна Як-40 — работа на расстоянии до 8 км от земли, а область так называемого засева облаков зарядами йодистого серебра составляет 6 км.

«Самолет имеет возможность зарядки 384 пиропатронами с йодистым серебром. Это активный реагент, который распыляется в атмосфере и способствует увеличению осадков», — сказал Дмитрий Кирин. Эффект от произведенных выстрелов проявляется в течение нескольких часов — от 30 минут до 5 часов. Количество расходуемых зарядов зависит от облачных условий — в среднем 100–200 пиропатронов. Воздействие происходит на переохлажденную влагу. 

Пиропатрон с йодистым серебром, как уже объясняли не раз, сгорает в атмосфере и выделяет специальный реагент, позволяющий начаться процессу льдообразования. Экологически он безопасен, и на землю выпадает влага без каких-либо изменений в составе.

У турбовинтового Ан-26 высота полета ниже, чем у Як-40, но он воздействует зарядами внутри облаков, так как трясет его меньше за счет веса. А еще он является первым гражданским судном с отечественными технологиями по вызову осадков. 

Где будут работать зондировщики в ближайшие дни

Вчера, 6 июня, Як-40 работал на территории Олекминского района, где объявлен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера из-за лесных пожаров. С задачей воздушное судно справилось — после работы самолета-зондировщика удалось локализовать один лесной пожар, еще один будет локализован в ближайшее время.

8 июня ресурсную облачность прогнозируют в Усть-Майском и Томпонском районах, а также в Центральной Якутии, там и планируется дальнейшая работа зондировщиков.

По данным Минэкологии Якутии на утро 7 июня, в республике идет тушение 14 лесных пожаров на общей площади 34 675,2 га. Всего с начала пожароопасного сезона в регионе ликвидировано 53 лесных пожара.

Recent Posts

  • Инфраструктура

Дополнительные средства выделены на поддержку аэропортов в Якутии

Правительство России направит на поддержку аэропортов Крайнего Севера более 117 млн рублей

07.10.2025
  • Технологии

Второй отборочный этап Битвы роботов пройдет 11 октября

Сразятся 28 команд из России, Индии и Бразилии

07.10.2025
  • Здоровье

Более чем 250 единицами современного медоборудования оснастят женские консультации Якутии

Работа проводится в рамках программы «Охрана материнства и детства»

07.10.2025
  • Общество

Из кабинета главы – на передовую: путь Ивана Левина, который не мог остаться в стороне

На полях сражений Иван Левин проявил себя как настоящий управленец, не боящийся трудных задач

07.10.2025
  • Главное
  • Инфраструктура

Юрий Трутнев ознакомился с ходом строительства Ленского моста

До конца 2025 года мостостроители планируют возвести первую опору моста высотой 11 метров

07.10.2025
  • Общество

Вопросы в сфере строительства обсудили с молодежью Якутии

В рамках форума «Молодой специалист – строитель будущего» прошел круглый стол «25 вопросов»

07.10.2025